г. Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А40-187379/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей О.Г. Головкиной, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Волга" - "Чувашэнерго" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 сентября 2022 года по делу N А40-187379/21,
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Волга" - "Чувашэнерго"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергокапитал-Сбыт"
третье лицо: Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Петров Е.М. по доверенности от 05.09.2022; Порфирьев В.Л. по доверенности от 03.06.2022;
от ответчика: Козлов Д.А. по доверенности от 28.12.2021;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Волга" - "Чувашэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Энергокапитал-Сбыт" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 12 838 262 руб. 42 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Решением от 07 сентября 2022 года Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
От истца поступили возражения на отзыв ответчика, с возражениями по доводам отзыва.
Представитель истца заявил ходатайство об истребовании доказательств.
Истребование доказательств по ходатайству лица, участвующего в деле, осуществляется в силу статьи 66 АПК РФ по усмотрению суда, разрешающего этот вопрос с учетом всех обстоятельств по делу. В данном случае, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для истребования дополнительных доказательств.
В материалах дела имеются необходимые доказательства для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для истребования заявленных истцом доказательств.
Ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ЭнергоСетьРемонт" и ООО "Чувашская сетевая компания" удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что третьи лица привлекаются к участию в деле в случае, если принятый по делу судебный акт может повлиять на права и обязанности третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по отношению к одной из сторон.
Соответственно, в обоснование указанного ходатайства необходимо представить доказательства того, что судебный акт, которым заканчивается рассмотрение настоящего дела, может повлиять на права или обязанности ООО "ЭнергоСетьРемонт" и ООО "Чувашская сетевая компания".
Однако, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что принятый по настоящему делу судебный акт может повлиять на права или обязанности ООО "ЭнергоСетьРемонт" и ООО "Чувашская сетевая компания" по отношению к одной из сторон, истцом не представлено.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия в порядке, установленном статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2022 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) подписан с разногласиями договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.12.2020 N 2020-006046.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из статьи 3, пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителем самостоятельно или в его интересах обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 28.12.2020 N 94-28/э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2021 год" (зарегистрирован в Госслужбе Чувашии по делам юстиции 30.12.2020, per. N 6653), установлены единые (котловые) тарифы. Указанное постановление вступило в силу с 10 января 2021 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии до точек поставки Потребителям, имеющим непосредственное или опосредованное присоединение к электрическим сетям Исполнителя, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании.
В соответствии с п. 5.8. Договора ответчик принял на себя обязательства по оплате за услуги по передаче электрической энергии в следующем порядке и следующие сроки:
- Исполнитель выставляет Заказчику счет на оплату 100% стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата;
- Заказчик производит оплату по выставленному счету в размере 30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, до 12-го числа этого месяца;
- Заказчик производит оплату по выставленному счету в размере 40 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, до 27 - го числа этого месяца;
- окончательный расчёт за фактический объем оказанных услуг, уменьшенный на величину средств, внесенных Заказчиком в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, производится Заказчиком до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, исходя из стоимости услуг за расчётный месяц, указанной в "Акте об оказании услуг по передаче электроэнергии".
Стоимость услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для предшествующего расчетного периода.
Подлежащий оплате объем услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, принимается равным объему услуг по передаче электрической энергии за предшествующий расчетный период.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
В период с 01.06.2021 по 30.06.2021 в соответствии с условиями Договора истец оказывал услуги по передаче электрической энергии.
Истец письмами от 13.07.2021 N МР6/122/1/2620, от 16.07.2021 N МР6/122/1/2668, направил в адрес ответчика расчетные документы за июнь 2021 г., в том числе Акт об оказании услуги по передаче электрической энергии по сети Исполнителя за июнь 2021 г. от 30.06.2021 N21/ПЭ/06.2021/00336, акт от 30.06.2021 N21/ПЭ/06.2021/00335 об объеме переданной электрической энергии (мощности) за июнь 2021, Счёт-фактуру от 30.06.2021 N 2106300370/6491, согласно которым фактическая стоимость услуг по передаче электроэнергии составила 35 579 945,40 руб.
Указанные расчетные документы были подписаны ответчиком с разногласиями.
По расчетам истца по состоянию на 25.08.2021 ответчик произвел оплату в неоспариваемой части на сумму:
- п/п N 790 от 15.06.2021 сумма 7 970 138,86 руб.
- п/п N 851 от 28.06.2021 сумма 10 626 846,48 руб.
- п/п N 958 от 19.07.2021 сумма 4 144 701,64 руб.
Задолженность ответчика за услуги, оказанные в июне 2021 года, составили 12 838 262,42 руб.
Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия от 21.07.2021 N МР6/122/1/2759 оставлена последним без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что истцом не доказан факт и объем передачи (перетока) в спорный период электрической энергии в отношении энергопринимающего оборудования потребителя по сетям истца и/или иных ТСО - участников котловой модели, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
Истец считает, что судом сделан необоснованный вывод о том, что истец не учувствует в оказании услуг по передаче электрической энергии, так как энергопринимающие устройства потребителя - ООО "ПК "Промтрактор" не имеют непосредственного присоединения к сетям истца, данный довод подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 15(4) Постановления N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" для потребителя услуг, объем оказываемых услуг по передаче электрической энергии которому является преимущественным для территориальной сетевой организации, стоимость услуги по передаче электрической энергии определяется и оплачивается исходя из объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются, в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Из статьи 3 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Постановлением N 1792 определены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетевым организациям, а также внесены изменения в Постановление N861 и Основы ценообразования, согласно которым потребителям услуг гарантированы равные котловые тарифы, а моносетевые организации выведены из котловой модели оплаты услуг.
В соответствии с пунктом 15(4) Постановления N 861, пунктом 81 Основ ценообразования, если для передачи электрической энергии монопотребителю используются также сети территориальных сетевых организаций, то оплата оказываемых ими услуг осуществляется отдельно по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 5 Постановления N 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При опосредованном технологическом присоединении между потребителем и сетевой организацией отсутствуют взаимные границы.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электрической энергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В рассматриваемом случае, и это не оспаривается истцом, ПАО "Т Плюс" является производителем электрической энергии и субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности, ООО "ЧСК" - территориальная сетевая организация, владеющая оборудованием, соединяющим объекты потребителя с энергоустановками производителя электрической энергии, а энергопринимающее оборудование потребителя (ООО "ПК "Промтрактор") имеют непосредственное присоединение к сетям моносетевой компании - ООО "ЧСК", которая является сетевой компанией, в соответствии с положениями пункта 2 Постановления N 861, но не входит в "котловую модель" оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Из буквального толкования пункта 15 (4) Постановления N 861 следует, что оплате подлежат услуги прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
Поскольку моносетевая организация (ООО "ЧСК") имеет непосредственное присоединение к объекту по производству электрической энергии - Чебоксаркой ТЭЦ-2, а объекты электросетевого хозяйства истца расположены за объектом генерации и не используются для оказания услуг по передаче электрической энергии судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии обязанности по оплате услуг истца со стороны ответчика.
По аналогичным спорам Судебными актами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по делам N А82-7115/2015, А82-13514/2016 в удовлетворении требований сетевой организации отказано.
Суды исходили из того, что применительно к понятию опосредованного присоединения, содержащемуся в пункте 5 Правил недискриминационного доступа, общество не имеет опосредованного присоединения к сетям сетевой организации.
Суды, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 04.09.2017 N 301-ЭС17-11450, пришли к правильному выводу, что доказыванию подлежит факт наличия перетока электрической энергии в сети монопотребителя и, соответственно, оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку монопотребитель оплачивает электрическую энергию по единому котловому тарифу в пользу территориальной сетевой организации только в случае, если объекты электросетевого хозяйства такой сетевой организации используются для передачи электрической энергии монопотребителю.
При этом с появлением моносетевой организации схема электроснабжения потребителя не изменилась.
Сети ООО "ЧСК" и ПАО "Россети Волга" филиал "Чувашэнерго" по аналогичным схемам присоединены к ОРУ-ПО кВ ТЭЦ-2. ОРУ ТЭЦ - электроустановка, служащая для распределения электрической энергии одного класса напряжения, являющаяся центром питания присоединенных к ней ТСО.
Точками присоединения в настоящем деле являются: отходящие фидера от зажимов натяжных гирлянд линейного портала соответствующих ячеек ОРУ ПО кВ ТЭЦ-2 сторону В Л ПО кВ Тракторная-2, В Л ПО кВ Тракторная-4, а также В Л 110 кВ ПАО "Россети Волга" филиал "Чувашэнерго".
Таким образом, ОРУ-ПО кВ является центром питания объекта по производству электрической энергии, от которого ТСО осуществляют передачу электрической энергии потребителям по распределительным сетям.
Согласно ГОСТ Р 54130-2010 "Качество электрической энергии. Термины и определения":
"15. Центр питания (ЦП) - распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения электрической подстанции энергосистемы, к которым присоединены распределительные сети".
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения":
"70. Распределительная электрическая сеть - Электрическая сеть, обеспечивающая распределение электрической энергии между пунктами потребления".
Также согласно указанного ГОСТ:
"69. Системообразующая электрическая сеть -Электрическая сеть высших классов напряжения, обеспечивающая надежность и устойчивость энергосистемы как единого объекта".
Поскольку Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (ЕНЭС) -комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к которой установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 41, передача электроэнергии по магистральным сетям осуществляется с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС, а по распределительным сетям - при помощи объектов, не входящих в ЕНЭС.
Территориальные сетевые организации, к числу которых одинаково относятся и ООО "ЧСК" и ПАО "Россети Волга" филиал "Чувашэнерго", оказывают услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Таким образом, принимая во внимание схему присоединения сетей обеих ТСО к центру питания, ПАО "Россети Волга" филиал "Чувашэнерго" не является вышестоящей сетевой организацией по отношению к ООО "ЧСК", и не осуществляет транспорт электрической энергии из собственных сетей в сети ООО "ЧСК".
Однако, в силу выбранной ООО "ЧСК" классической ("котел сверху") схемы взаиморасчетов за оказанные транзитным потребителям Гарантирующего поставщика (согласно условиям ДОУ N 2020-006312 от 30.12.2020 г.) услуги, их оплату производит котлодержатель ПАО "Россети Волга" филиал "Чувашэнерго" в соответствии с правилами функционирования котловой модели как финансового инструмента, которым, в отличии от рассматриваемого случая, не предполагается наличие обязательного фактического перетока электрической энергии, а также наличия собственных сетей, участвующих в процессе оказания услуг по передаче.
Довод истца о том, что поскольку им была обеспечена параллельная работа своих сетей в целях поддержания надежности и качества электрической энергии, обеспечена готовность своих сетей для ее передачи, то независимо от оказания услуг по передаче электрической энергии такие услуги подлежат оплате по котловому тарифу.
Услуга истца в данном случае представляет собой действия, направленные на содержание сетевых объектов в состоянии, в конечном итоге удовлетворяющим потребностям монопотребителя ответчика.
Однако данный довод напрямую противоречит положениям статьи 781 ГК РФ, в соответствии с которой, оплате подлежат фактически оказанные услуги.
Организация параллельной работы сетей в целях поддержания надежности и качества электрической энергии не относится к фактически оказанным услугам, подлежащим оплате в соответствии с п. 15.4 Постановления N 861.
По мнению истца, вывод суда первой инстанции о том, что для передачи потребителю ООО "ПК "Промтрактор" электроэнергии используются только сети ООО "Чувашская сетевая компания", а сети иных сетевых организаций не используются, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов и оказывающихся сетевыми организациями (статья 3, пункты 1, 2 Закона N 35-ФЗ).
По смыслу Постановления N 861, в том числе приведенных в пункте 2, понятий "сетевая организация" и "точка присоединения к электрической сети" оказание услуг по передаче электрической энергии предполагает в обязательном порядке присоединение потребителя таких услуг к сетям сетевой организации.
Данное присоединение может быть как прямым, когда объекты электросетевого хозяйства потребителя услуг граничат с электросетевым хозяйством сетевой организации, так и опосредованным - объекты потребителя присоединены к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, производителей электрической энергии, либо бесхозяйные объекты.
Тогда в силу пункта 5 Постановления N 861 потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Вопреки позиции истца, данный пункт Правил N 861 предусматривает исчерпывающий перечень вариантов опосредованного присоединения потребителя к сетям сетевой организации, которые возлагают на потребителя обязанность заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с такой сетевой организацией.
Вариант опосредованного присоединения, при котором потребитель присоединен к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, которая требует оплату услуг, последовательно через объекты производителя электрической энергии, а затем сети моносетевой организации, в Правилах N 861 не предусмотрен.
Также нормативно - правовыми актами в области электрической энергии, вопреки позиции истца, не предусмотрен порядок действий потребителя по отсоединению установок от объектов сетевой организации при окончании действия договора, акты разграничения балансовой ответственности, подписанные между сторонами договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии определяют права и обязанности сторон в рамках данного договора, являются его частью и не могут безусловно, а тем более в рассматриваемой ситуации при изначально существовавшем опосредованном присоединении, подтверждать факт существования присоединения объектов Потребителя к сетям истца после прекращения действия ранее заключенного договора.
Соответственно, вопреки утверждению и позиции истца, в спорный период как непосредственное, так и опосредованное присоединения объектов потребителя к его сетям по спорным точкам отсутствовало.
При таких обстоятельствах, услуги по передаче электрической энергии через спорные точки поставки ответчик должен оплачивать ООО "ЧСК", что прямо следует из пункта 15 (4) Правил N 861, заключение по одним и тем же (спорным) точкам поставки двух договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с двумя сетевым организациями, к сетям одной из которых его объекты не присоединены, действующими нормативно - правовыми актами для потребителя не предусмотрено.
В сложившейся ситуации, истец имеет право на оплату услуг только в случае наличия перетока электрической энергии из его сетей в сети ПАО "Т Плюс" (производителя) и далее через моносетевую организацию потребителю в объеме такого перетока, поскольку исключительно в указанном случае сети истца будут действительно использоваться для снабжения ответчика электрической энергией.
При этом сама возможность такого перетока не создает для истца права требовать с ответчика денежные средства за ее обеспечение, нормативно - правовыми актами это не предусмотрено.
Исходя из пункта 14(1) Правил N 861 истец не может расцениваться даже как лицо, обеспечивающее первую категорию надежности для потребителя ответчика, поскольку в отсутствие непосредственного присоединения к сетям ООО "ЧСК" его объекты не могут выступать в роли независимого источника снабжения электрической энергией, наличие которого необходимо для обеспечения первой категория, в случае выхода из строя сетей моносетевой организации наличие возможности перетока электрической энергии в сети ПАО "Т Плюс" никоим образом не приведет к восстановлению электроснабжения потребителя.
Даже в случае, если бы истец действительно обеспечивал для ответчика первую категорию надежности, взимание платы за такое обеспечение в силу нормативно -правовых актов невозможно.
Указанные выводы были подробно рассмотрены Четырнадцатым Арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.04.2021 N АП-1694/2021, в постановлении от 25.08.2021 N Ф07-10537/2021 по делу А44-2082/2020, которые оставлены в силе Определением Верховного Суда РФ от 15.12.2021 N 307-ЭС21-24065.
Постановлением N 179 определены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетевым организациям, а также внесены изменения в Постановление N861 и Основы ценообразования, согласно которым потребителям услуг гарантированы равные котловые тарифы, а моносетевые организации выведены из котловой модели оплаты услуг.
В соответствии с пунктом 15(4) Постановления N 861, пунктом 81 Основ ценообразования, если для передачи электрической энергии монопотребителю используются также сети территориальных сетевых организаций, то оплата оказываемых ими услуг осуществляется отдельно по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, из буквального толкования пункта 15(4) Правил N 861 следует, что оплате подлежат исключительно оплате услуги тех сетевых организаций, которые участвуют в передаче электрической энергии.
Сети истца не участвуют в оказании услуг, в связи с чем, оплате не подлежат.
Довод истца об оказании услуг по спорным точкам из группы точек поставки GCHUVEN4 в группу точек поставки PCHUVENE подлежит отклонению, поскольку по спорным точкам (помимо прочих) проходит сечение ПАО "Т плюс" и Гарантирующего поставщика (GCHUVEN4 - PCHUVENE), а также граница балансовой принадлежности между ПАО "Т плюс" и ООО "ЧСК", передача из спорной точки, выше которой расположен объект генерации, в эту же спорную точку, ниже которой находятся сети ООО "ЧСК", само по себе не является услугой по передаче, т.е. комплексом организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, за неимением последних.
Отсутствие у Гарантирующего поставщика договора энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств ООО "ПК "Промтрактор" и самостоятельное урегулирование Потребителем (Покупателем Потребителя) вопроса оказания услуг по передаче лишает АО "ЧЭСК" права в спорных точках заказывать услугу у ПАО "Россети Волга".
Вывод суда первой инстанции о том, что истец не осуществлял действия, итогом которых был физический переток электрической энергии из сетей истца в сети ООО "ЧСК" через спорные точки, по мнению истца, противоречит фактическим обстоятельствам дела, однако данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Стоимость объемов электрической энергии переданной по сетям потребителям электрической энергии с участием ТСО-участника котловой модели (ООО "ЭнергоСетьРемонт"), рассчитывается по единому котловому тарифу.
Ответчик осуществил за оказанные ООО "ЭнергоСетьРемонт" в отношении ООО "ПК "Промтрактор" услуги оплату в адрес котлодержателя (истца) по котловому тарифу, за объемы, поставленные субабонентам ООО "ПК "Промтрактор" - потребителям Гарантирующего поставщика, расчеты с котлдодержателем по котловому тарифу должен осуществлять последний.
Принимая во внимание, что в связи с оказанием потребителю услуг по передаче электрической энергии одновременно ТСО-участником котловой модели и моноТСО, из неё выпадающей, объемы электрической энергии, переданные из сетей ООО "ЭнергоСетьРемонт" в сети ООО "ЧСК" не учитываются при определении объемов оказанных услуг, подлежащих оплате в адрес котлодержателя.
Исключение из расчетов указанных объемов было согласовано истцом и ответчиком на этапе заключения договора (с учетом протоколов разногласий) и отражено в соответствующих Приложениях к нему, поскольку указанный объем указывается справочно для определения объемов услуг, оказанных ООО "ЭнергоСетьРемонт".
По причине того, что ООО "ЭнергоСетьРемонт" является ТСО, входящей в котловую схему региона, то независимо от факта оказания услуг по передаче со стороны истца, эти услуги подлежат оплате по котловому тарифу.
Переданные ООО "ЭнергоСетьРемонт" объемы электрической энергии, а также точки поставки не являются спорными.
Кроме того, аналогичные споры были предметом рассмотрения Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2022 по делу А40-174340/2021 и от 22.08.2022 по делу А40-161416/2021, которые пришли к выводу, что поскольку иные (кроме моносетевой) сетевые организации не участвуют в оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении спорных точек, суды обоснованно указали, что в отношении них следует применять пункт 15 (4) Правил N 861, в соответствии с которым оплате подлежат услуги сетевых организаций, участвующих в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии - ООО "ЧСК".
Доказательств того, что истец осуществлял действия, итогом которых был физический переток электрической энергии через спорные точки из сетей истца в сети ООО "ЧСК" не представлено.
Указанные постановления были оставлены в силе Определениями Верховного Суда РФ от 03.11.2022.
Истец указывает на неверную оценку фактических обстоятельств, связанных с установлением и применением тарифов на оказание услуг по передаче электроэнергии на территории Чувашской Республики. Суд первой инстанции указал, что моносетевые организации выведены из котловой модели, при расчете тарифно-балансовых решений на 2021 год по Чувашской Республике спорные точки не исключены из котловой модели, о необходимости соблюдения баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики, реализуемого в тарифно-балансовом решении на территории Чувашской Республики.
Данные доводы истца подлежат отклонению.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, цены (тарифы) взаиморасчетов между сетевыми организациями подлежат государственному регулированию.
Частью 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФАС России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс).
Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержден Приказом ФТС России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1.
Согласно пункту 6 указанного Порядка основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка и сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в том числе в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь), а также величины присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами N 861, и величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации.
Согласно пункту 64 Основ ценообразования при установлении тарифов регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе изменение структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов)
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, располагая при принятии решения сведениями об изменении ситуации на рынке потребительских услуг в связи документами, направленными ООО "ЧСК" для установления тарифа как для моносетевой организации, свидетельствующими об изменении организации поставки электроэнергии потребителю ООО "ПК "Промтрактор" - от ПАО "Т Плюс" Чебоксарская ТЭЦ-2 через сети ООО "ЧСК", оценки данным сведениям и документам при принятии тарифного решения не дала.
Объем полезного отпуска электроэнергии и заявленная расчетная мощность в отношении потребителя - ООО "ПК "Промтрактор" Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам одновременно учтены как при расчете тарифа моносетевых организаций (ООО "ЧСК"), так и при расчете единых (котловых) тарифов в отношении прочих сетевых организаций, в том числе ПАО "Россети Волга" - филиал "Чувашэнерго", что является недопустимым. Оспаривание утвержденного "котлового" тарифа должно осуществлять ПАО "Россети Волга", поскольку указанный тариф регулирует деятельность истца.
В настоящем деле истец делает утверждение, что независимо от оказания услуг, поскольку объемы оказания услуг по передаче электрической энергии включены ФАС России в Сводный прогнозный баланс, а также учтены Государственной службой Чувашской Республики при установлении котлового тарифа, подлежат оплате ответчиком по котловому тарифу, что нарушает как нормы законодательства в сфере электроэнергетики, так и нормы гражданского законодательства.
Ссылки истца на судебную практику, не могут иметь преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку из всего массива указанной практики следует, что не рассматривалась ситуация, при которой объекты моносетевой организации имеют непосредственное присоединение к объекту по производству электрической энергии.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2022 года по делу N А40-187379/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187379/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ВОЛГА"
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОКАПИТАЛ-СБЫТ"
Третье лицо: АО "ЧУВАШСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"