г. Хабаровск |
|
15 декабря 2022 г. |
А73-12913/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Горковенко С.А. по доверенности от 31.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управления администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение от 11.10.2022 по делу N А73-12913/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (ОГРН 1102712000170, ИНН 2712009529) к финансовому управлению администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700833121, ИНН 2717006056) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в финансовом органе; третье лицо: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Акима Самара села Кондон Солнечного муниципального района Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Акима Самара села Кондон Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее - должник, налогоплательщик, МБОУ СОШ с. Кондон) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, МИФНС России N 8 по Хабаровскому краю).
Согласно данным налогового органа у налогоплательщика имеется задолженность по налогам, сборам, пени в общем размере 5 483 320,75 руб., в том числе по налогу на имущество организаций в размере 4 663 485,79 руб.
Требованиями от 25.01.2021 N 1095, от 20.07.2020 N 38761, от 30.04.2021 N 5437, от 11.06.2021 N 6426, от 09.07.2021 N 27019, от 27.07.2021 N 27663, от 19.10.2021 N 29805 должнику было предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.
В связи с неисполнением МБОУ СОШ с. Кондон в добровольном порядке требований об уплате, налоговым органом вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика: от 02.03.2022 N 51 (233 856,70 руб.), от 11.11.2021 N 602 (206 558,20 руб.), от 11.08.2021 N 424 (41 899,17 руб.), от 19.07.2021 N 376 (236 354,77 руб.), от 25.06.2021 N 309 (99 657,68 руб.), от 14.05.2021 N 156 (242 809,29 руб.), от 02.03.2021 N 54 (758 865,20 руб.).
Сопроводительными письмами от 09.03.2022, 15.11.2021, 13.08.2021, 30.07.2021, 25.06.2021, 26.05.2021, 19.03.2021 указанные решения направлены налоговым органом для исполнения в финансовое управление администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее - Финансовое управление), в котором открыты лицевые счета должника.
Поскольку в налоговый орган не поступило информации об исполнении решений, МИФНС России N 8 по Хабаровскому краю письмами от 03.12.2021 N 08.1-53/19778@, от 25.03.2022 N 08-49/04015@ поручил Финансовому управлению направить уведомления о неисполнении решений о взыскании.
Установив, что решения о взыскании не исполнены в течение более трех месяцев и в нарушение пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а Финансовое управление не приостановило операции по лицевым счетам должника, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в финансовом органе.
Определением суда от 04.08.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-12913/2022, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ СОШ с. Кондон.
Решением от 11.10.2022 суд признал незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника МБОУ СОШ с. Кондон, открытых в финансовом органе, до момента исполнения решений налогового органа от 02.03.2021 N 54, от 14.05.2021 N 156, от 25.06.2021 N 309, от 19.07.2021 N 376, от 11.08.2021 N 424, от 11.11.2021 N 602, от 02.03.2022 N 51 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика. Суд обязал Финансовое управление приостановить до момента исполнения решений налогового органа от 02.03.2021 N 54, от 14.05.2021 N 156, от 25.06.2021 N 309, от 19.07.2021 N 376, от 11.08.2021 N 424, от 11.11.2021 N 602, от 02.03.2022 N 51 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника МБОУ СОШ с. Кондон, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Не согласившись с вышеназванным судебным актом, Финансовое управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апеллянта, требования налоговым органом заявлены с нарушением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование; с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд не обращался. Кроме того, считает, что судом первой инстанции не учтены доводы Финансового управления о тяжелой ситуации, в которой находится Солнечный район, связанной с недостаточностью средств районного бюджета и необходимостью обеспечения первоочередных расходов - заработной платы, начисления на оплату труда и коммунальных услуг работников.
В судебном заседании представитель управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС по Хабаровскому краю) сообщил о реорганизации МИФНС России N 8 по Хабаровскому краю путем присоединения к УФНС по Хабаровскому краю, поддержал доводы представленного в заседании и приобщенного к материалам дела отзыва, выражающего несогласие с апелляционной жалобой.
Другие лица, участвующие в деле, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению дела по существу.
Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц следует, что МИФНС России N 8 по Хабаровскому краю с 31.10.2022 реорганизовано путем присоединения к УФНС по Хабаровскому краю, следовательно, состоялось материальное и процессуальное правопреемство, УФНС по Хабаровскому краю на стадии апелляционного обжалования судебного акта является заявителем по делу, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о процессуальном правопреемстве должно быть указано в судебном акте.
По существу спора, относительно законности и обоснованности судебного акта суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 БК РФ.
В силу пункта 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (пункт 4 статьи 242.6 БК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 242.6 БК РФ орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в 3-месячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 6 статьи 242.6 БК РФ установлено, что должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.6 БК РФ при неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган.
Из материалов дела следует, что решение налогового органа о взыскании от 02.03.2022 N 51 поступило в Финансовое управление 16.03.2022; решение от 11.11.2021 N 602 поступило 22.11.2021; решение от 11.08.2021 N 424 поступило 24.08.2021; решение от 19.07.2021 N 376 поступило 06.08.2021; решение от 25.06.2021 N 309 поступило 30.06.2021; решение от 14.05.2021 N 156 поступило 31.05.2021; решение от 02.03.2021 N 54 поступило 25.03.2021. Указанные решения в течение трех месяцев со дня их поступления в финансовый орган должником не исполнены.
Финансовое управление в нарушение пункта 7 статьи 242.6 БК РФ, соответствующих действий не совершило и операции по лицевым счетам МБОУ СОШ с. Кондон не приостановило.
БК РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о том, что материалами дела подтвержден факт неисполнения решений налогового органа, а оспариваемое бездействие Финансового управления не соответствует вышеприведенным требованиям БК РФ.
Довод Финансового управления о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Финансовое управление считает, что трехмесячный срок для обращения с рассматриваемым заявлением в суд начинает течь с момента получения решений налогового органа.
Вместе с тем, такое исчисление срока Финансовым управлением никак не обосновано, поскольку неисполнение должником решения налогового органа в течение трех месяцев влечет обязанность финансового органа приостановить операции по лицевым счетам, и не приостановление операций по счетам на следующий день после истечения трехмесячного срока не свидетельствует об отсутствии такой обязанности в последующем.
Таким образом, указанное бездействие является длящимся и по времени продолжается с момента истечения трехмесячного срока, установленного для исполнения решения налогового органа до момента фактического исполнения.
Кроме того, извещение взыскателя финансовым органом о приостановлении, либо о не приостановлении операций по лицевым счетам, нормами БК РФ не предусмотрено. При этом неисполнение решений о взыскании, о чем должно быть известно налоговому органу, само по себе не свидетельствует об осведомленности налогового органа о том, что операции по лицевым счетам не приостановлены.
Как следует из материалов дела, на момент обращения МИФНС России N 8 по Хабаровскому краю в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, решения налогового органа, направленные в Финансовое управление, должником не исполнены в течение более трех месяцев, а операции по лицевым счетам не приостановлены, соответственно оспариваемое бездействие продолжается, что в свою очередь не дает оснований для выводов о пропуске налоговым органом срока для обращения с заявлением в суд.
Довод заявителя жалобы о тяжелой ситуации, в которой находится Солнечный район, связанной с недостаточностью средств районного бюджета и необходимостью обеспечения первоочередных расходов - заработной платы, начисления на оплату труда и коммунальных услуг работников, подлежит отклонению, поскольку это не свидетельствует о наличии оснований для освобождения должника от уплаты обязательных платежей (налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов), так как отсутствие у должника необходимых денежных средств не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно заявленные требования налогового органа удовлетворил, а оспариваемое бездействие признал незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу положения статьи 201 АПК РФ суд, принимая внимание вышеизложенное, правомерно обязал Финансовое управление устранить нарушенные права и законные интересы заявителя, путем приостановления до момента исполнения решений налогового органа от 02.03.2021 N 54, от 14.05.2021 N 156, от 25.06.2021 N 309, от 19.07.2021 N 376, от 11.08.2021 N 424, от 11.11.2021 N 602, от 02.03.2022 N 51 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
заменить межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю на правопреемника - управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
Решение от 11.10.2022 по делу N А73-12913/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12913/2022
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому Краю
Ответчик: Управление образования Солнечного муниципального района, Финансовое управление Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: МБОУ СОШ п. Кондон, МОУ средняя общеобразовательная школа п. Кондон, УФНС России по Хабаровскому краю