г. Самара |
|
15 декабря 2022 г. |
дело N А55-495/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Волгушева А.В., доверенность N 341 от 29.12.2021, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2022 года по делу NА55-495/2022 (судья Балькина Л.СГ.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к обществу с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" (ОГРН 1032307149764, ИНН 2312076658) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" (далее - ответчик) о взыскании долга в размере 836 056,24 руб. за период с 01.03.2020 по 31.01.2021, с 01.03.2021 по 31.07.2021 по договору N ТКО-2111 от 01.01.2019.
Решением от 13.10.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение изменить полностью или в части, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом не учтено, что коммерческий учет может осуществляться исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Также суд не дал оценки тому факту, что ответчик ранее обращался в Арбитражный суд Самарской области с требованиями об обязании производить расчет учета объема ТКО исходя из объема ТКО, определенной с использованием средств измерения, а именно расчет количества ТКО осуществлять исходя из количества и объема фактически вывезенных ТКО, указанное требование было оставлено без удовлетворения.
Ответчик не согласен с начисляемым объемом ТКО, с методом расчёта ТКО, исходя из нормативов накопления и требовал, чтобы расчет производился исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, что соответствовало действительности.
В данном случае происходит незаконное обогащение ООО "ЭкоСтройРесурс", путём завышения реально оказанных услуг, и выставления счетов, для оплаты на не оказанные услуги.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
C 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором. Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-2111.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156"Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с условиями договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в установленном порядке единого тарифа на услугу РО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, и N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в размере 498,47 руб./м3 (без учета НДС) или 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с пунктом 6 договора, потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пункту 12 договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее- Правила N505) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО (КТО), расположенной по адресу согласно приложению N 1 договора.
Услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес ответчика были выставлены универсальные передаточные документы (УПД) N N КУОЗ-009097 от 31.03.2020, КУ04-012422 от 30.04.2020, КУ05-013444 от 31.05.2020, КУ06-012783 от 30.06.2020, КУ07-013004 от 31.07.2020, КУ08-014027 от 31.08.2020, КУ09-013832 от 30.09.2020, КУ10-006023 от 31.10.2020, КУ11-020081 от 30.11.2020, КУ12-024957 от 31.12.2020, КУ01-012842 от 31.01.2021, КУОЗ-000489 от 31.03.2020, КУ04-001196 от 30.04.2021, КУ05-021838 от 31.05.2021, КУ06-016785 от 30.06.2021, КУ7-008547 от 31.07.2021) на оплату услуг по обращению с ТКО за период 01.03.2020 - 31.01.2021,01.03.2021 - 31.07.2021.
Ответчик оказанные услуги не оплатил, в связи с чем, у него образовалась задолженность за период с 01.03.2020 по 31.01.2021, с 01.03.2021 по 31.07.2021 в размере 836 056,24 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию об оплате задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд первой руководствуясь статьями 309, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правомерно признал заявленные требования доказанными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о возможности произведения расчетов исходя из объема твердых коммунальных отходов, определенного с использованием средств измерения, а именно расчет количества твердых коммунальных отходов осуществлять исходя из количества и объемов фактически вывезенных ТКО, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505, собственниками ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а также в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 505 исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. При этом указанный способ учета ТКО может использоваться исключительно в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (пункт 9 Правил N 505).
Из анализа указанных выше норм следует, что потребителями-собственниками ТКО коммерческий учет массы и объема ТКО может осуществляться способами, указанными в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505, а именно исходя из нормативов накопления, установленных органами исполнительной власти РФ или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления TKО. При этом, действующее законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
В пункте 12 договора стороны согласовали, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Договор со стороны ответчика подписан без разногласий, дальнейшее изменение условий договора возможно только путем подписания сторонами дополнительного соглашения, такое дополнительное соглашение сторонами не подписано.
Из обстоятельств дела следует, что ответчик обращался в суд с иском к региональному оператору с требованием производить расчет объема твердых коммунальных расходов, исходя из объема, определенного с использованием средств измерения, а именно расчет количества твердых коммунальных отходов, осуществлять из количества и объемов, фактически вывезенных твердых коммунальных отходов с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2022 по делу А55-32393/2021 исковые требования ООО " Мир Охоты" оставлены без удовлетворения.
Также обоснованно отклонен довод ответчика о недоказанности факта оказания услуг, о непредставлении истцом документов, подтверждающих оказание услуг.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся, в том числе, в зданиях, строениях, нежилых помещениях - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, нежилыми помещениями на законных основаниях.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 (7) Правил N 1156 региональному оператору предоставляются документы, содержащие сведения, в том числе, об общей площади нежилого помещения, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа при определении нормативов накопления ТКО для соответствующей категории объекта.
Как указал истец, на официальный сайт Регионального оператора от ответчика поступила заявка (информация) для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложенными правоустанавливающими документами.
На основании полученных от ответчика сведений и документов между истцом и ООО "Мир Охоты" заключен договор N ТКО 2111 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Расчет размера платы в рамках договора оказания услуг по обращению с ТКО произведен истцом в соответствии с приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" (далее - Приказ N 804) и приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Приказ N 846).
Согласно приказу N 804 расчетной единицей в отношении объектов розничной торговли товарами является 1 кв.м торговой площади, на который приходится 0,80 м3/год.
Иных расчетных единиц для указанной категории потребителей, не предусмотрено.
Договором на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что подтверждающим документом факта неоказания услуг Региональным оператором является надлежащим образом составленный акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI договора. Разделом VI типового договора предусмотрено, что в случае нарушений региональным оператором обязательств по договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Однако, акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору, либо доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения Региональным оператором обязательств по договору в материалы дела не представлены. При этом ответчиком не опровергался факт образования ТКО. Доказательства того, что потребитель не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка ответчика на статью 451 ГК РФ о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, которое является основанием для его изменения или расторжения, судом первой инстанции обоснованно признана несостоятельной.
Документов, подтверждающих изменение фактических обстоятельств, которые бы подтверждали возможность произведения расчета исходя из количества и (или) объема контейнеров для накопления ТКО, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Вывод суда о том, что расчет, который базируется на нормативе накопления ТКО, согласно пояснениям истца, является единственно возможным в данных условиях, в связи с отсутствием раздельного накопления на территории Самарской области является необоснованным.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 303-ЭС22-4152 от 16.08.2022 Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Вместе с тем, вышеуказанный вывод не привел к принятию неправильного решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
В рассматриваемом случае условиями договора сторонами согласован расчетный метод исходя из нормативов накопления ТКО, в связи с чем произведенный истцом расчет является обоснованным и правильным.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2022 года по делу N А55-495/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Охоты" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-495/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ООО "Мир Охоты"
Третье лицо: АО "Почта России"