г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А21-6359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Киселева Е.О. - доверенность от 10.01.2022 (онлайн)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34861/2022) индивидуального предпринимателя Хачатрян Риты Хачатуровны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2022 по делу N А21-6359/2022 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
к индивидуальному предпринимателю Хачатрян Рите Хачатуровне
о запрете деятельности
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хачатрян Рите Хачатуровне (далее - ИП Хачатрян Р.Х., Предприниматель) об обязании незамедлительно прекратить деятельность по реализации алкогольной продукции в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б.
Решением суда от 09.09.2022 заявленные Министерством требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИП Хачатрян Р.Х. просит решение суда первой инстанции от 09.09.2022 отменить и принять по делу новый судбный акт об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что торговый объект Предпринимателя по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б, находится в границах прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", не обоснован и не мотивирован. Податель жалобы также указывает на то, что Предприниматель не имела возможности по объективным обстоятельствам принять участие в судебном заседании суда первой инстанции, в связи с чем не имела возможность представить дополнительные доказательства - акт осмотра от 19.09.2022 N 6 земельного участка с кадастровым номером 39:02:010014:984, из которого следует, что расстояние от входа объекта общественного питания до центрального входа медицинского учреждения ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница" составляет 54,5 м.
В судебном заседании 29.11.2022 представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП Хачатрян Р.Х. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, учитывая доводы сторон, удовлетворил ходатайство подателя жалобы о приобщении к материалам дела акта осмотра от 19.09.2022 N 6 земельного участка с кадастровым номером 39:02:010014:984.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Министерства из Администрации МО "Гвардейский городской округ" поступила информация (исх. от 28.03.2022 N 1797, вх. N 6581 от 11.04.2022) о нарушении требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) при реализации алкогольной продукции в торговом объекте - пивной бар "BEST BEER CLUB" по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана д. 20 Б в границах прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установленных в отношении ГБУЗ КО "Гвардейская Центральная районная больница".
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения Министерством на основании мотивированного представления от 24.05.2022 и решения от 25.05.2022 N 5 в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде внеплановой контрольной закупки (проведение указанного мероприятия согласовано решением Прокуратуры Калининградской области от 26.05.2022).
В ходе проведенного 02.06.2022 контрольно-надзорного мероприятия, результаты которого оформлены актом внеплановой контрольной закупки от 02.06.2022 N 4, установлен факт реализации алкогольной продукции (пива) в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б - пивной бар "BEST BEER CLUB"; также установлено, что данный объект расположен в пределах границ прилегающих территорий ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Предпринимательскую деятельность в указанном торговом объекте общественного питания - пивной бар "BEST BEER CLUB" осуществляет Хачатрян Р.Х. (ОГРНИП 320392600046319, ИНН 391602591661).
Поскольку нарушения требований подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ и реализация алкогольной продукции в границах территорий, прилегающих к ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, создает угрозу здоровью людей, Министерство с учетом положений пункта 2 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ обратилось в суд с настоящим заявлением об обязании прекратить деятельность по реализации алкогольной продукции в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Министерства в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции от 09.09.2022 в связи со следующим.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).
В силу пункта 2 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
- незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон.
В подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что территориальные ограничения доступности продажи алкогольной продукции установлены с целью снижения уровня потребления алкоголя на душу населения и уменьшения причинения вреда здоровью граждан
В соответствии с пунктом 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений пункта 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ Администрацией муниципального образования "Гвардейский городской округ" принято постановление от 19.10.2015 N 1883 "Об определении способа расчета расстояний от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждении перечня объектов и организаций, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и схем границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в муниципальном образовании "Гвардейский городской округ" (далее - Постановление N 1883).
В приложении N 1 к Постановлению N 1883 "Перечень организаций и объектов, расположенных на территории муниципального образования "Гвардейский городской округ", на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции" в пункте 32 указано Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Гвардейская центральная районная больница" (стационар, скорая помощь), расположенное по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 22.
Постановлением Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" от 07.12.2020 N 1204 (далее - Постановление N 1204) внесены изменения в Постановление N 1883, в том числе установлена Схема границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница" (Приложение N 4 к Постановлению N 1204).
Из приведенной Схемы (Приложение N 4 к Постановлению N 1204) усматривается, что спорный объект общественного питания - пивной бар "BEST BEER CLUB" по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б, деятельность в котором осуществляет ИП Хачатрян Р.Х., расположен в пределах границ прилегающих территорий ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Постановление N 1883 и Постановление N 1204 опубликованы в установленном порядке, в том числе на официальном сайте Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" Калининградской области ngvardeysk.gov39.ru.
Пунктом 2 Постановления N 1883 установлено минимальное значение расстояний до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в муниципальном образовании "Гвардейский городской округ":
- от образовательных организаций - 50 м.
Пунктом 1 Постановления N 1883 также утвержден следующий способ расчета расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, объектов военного назначения до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
- при наличии обособленной территории расстояние определяется по прямой (радиусу) от входа для посетителей на обособленную территорию;
- при отсутствии обособленной территории расстояние определяется по прямой (радиусу) от входа для посетителей в здание (строение, сооружение);
- при наличии нескольких входов для посетителей расчет выполняется по прямой (радиусу) от каждого входа;
- в случаях, когда предприятия торговли, общественного питания и организации и (или) объекты, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, расположены в разных частях одного здания, строения, сооружения, но имеют обособленные входы, расстояние определяется от входа для посетителей в часть здания, строения, сооружения, в котором расположены организация и (или) объект, на территории, которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до входа для посетителей в предприятие торговли или общественного питания исходя из сложившейся системы пешеходных путей.
Размер прилегающих территорий по кратчайшему расстоянию определяется по тротуарам или пешеходным дорожкам (при их отсутствии - по обочинам, велосипедным дорожкам, краям проезжих частей), пешеходным переходам. При пересечении пешеходной зоны с проезжей частью расстояние измеряется по ближайшему пешеходному переходу.
В рассматриваемом случае из приведенной Схемы (Приложение N 4 к Постановлению N 1204) усматривается, что границы прилегающих территорий ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, определены с учетом приведенных положений пунктов 1 и 2 Постановления N 1883, в том числе с учетом наличия двух входов на территорию медицинского учреждения для посетителей, от каждого из которых произведен расчет по прямой (радиусу).
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки подателя жалобы на акт осмотра от 19.09.2022 N 6 земельного участка с кадастровым номером 39:02:010014:984, поскольку какие-либо изменения в Схему границ прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница" (Приложение N 4 к Постановлению N 1204) не внесены; размер определенной в данной Схеме территории не уменьшен исходя из наличия или отсутствия двух входов на территорию медицинского учреждения.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается факт размещения объекта общественного питания по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20Б - пивной бар "BEST BEER CLUB" в пределах границ прилегающих территорий ГБУЗ КО "Гвардейская центральная районная больница", на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установленных Постановлением N 1883 и Постановлением N 1204, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Закона N171-ФЗ в установленных границах запрета влечет возникновение угрозы причинения вреда здоровью граждан, то с учетом положений статей 12 и 1065 ГК РФ, пункта 2 пункта 2 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Министерства об обязании Предпринимателя прекратить деятельность по реализации алкогольной продукции в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 20 Б.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 09.09.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы ИП Хачатрян Р.Х. не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат оставлению на подателе апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 сентября 2022 года по делу N А21-6359/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатрян Риты Хачатуровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6359/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Хачатрян Рита Хачатуровна