15 декабря 2022 г. |
Дело N А83-6233/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Баукиной Е.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутник Г.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Фишт" (в режиме веб-конференции) - Грищенко Максима Анатольевича, представитель по доверенности N ДР-14/2022 от 01 октября 2022 года;
по иску Совета министров Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Фишт"
о расторжении договора,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства экономического развития Республики Крым, Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Крымской таможни, Регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым.
УСТАНОВИЛ:
Совет министров Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Фишт" (далее - ООО "ЧОП "Фишт", общество) о расторжении договора от 15 января 2016 года N 309/16 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2022 года исковые требования удовлетворены. Расторгнут договор N 309/16 от 15 января 2016 года об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и ООО "ЧОП "Фишт". Взыскано с ООО "ЧОП "Фишт" в доход федерального бюджета 6.000,00 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "ЧОП "Фишт" обратилось с апелляционной жалобой. Полагает, что в деле нет доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении им договора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании 08 декабря 2022 года представитель ответчика просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Крымская таможня, государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте КАД (картотека арбитражных дел), что подтверждается материалами дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя определенный в статье 2 Федерального закона, и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (статья 13).
Налоговым кодексом Российской Федерации для организаций - участников СЭЗ установлены налоговые преференции по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 309, пунктом 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в связи с чем по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Из указанных выше положений закона и норм видно, что юридически значимыми обстоятельствами по делу о расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоны на территории Республики Крым являются: 1) факт заключения договора 2) обеспечение реализации инвестиционных проектов; 3) сроки и объёмы капитальных вложений.
15 января 2016 года между Советом министров Республики Крым и ООО "ЧОП "Фишт" заключен договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым N 309/16 (далее - договор).
ООО "ЧОП "Фишт" 18 января 2016 года зарегистрирован в Едином реестре участников свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя с присвоением регистрационного номера записи 82А2016000307, что дает ему право, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N377-ФЗ), на особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ. Помимо особого режима деятельности в рамках СЭЗ, также условиями договора закреплены за участником обязательства, направленные на реализацию последним задекларированного инвестиционного проекта.
Согласно пункту 1.3 договора результатом деятельности участника будет являться модернизация и развитие комплекса по предоставлению охранных услуг для осуществления деятельности на территории Республики Крым путем приобретения оборудования, инструментов, инвентаря.
Пунктом 1.3 договора установлено, что общий объем капитальных вложений участника при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1.1 договора, составляет не менее 3.140.000,00 руб.
На основании подпункта 2.3.2 пункта 2.3 договора участник обязуется осуществить капитальные вложения согласно следующим этапам:
этап 1: не менее 1 280 000,00 руб. в период до конца III квартала 2016 года;
этап 2: не менее 980 000,00 руб. в период до конца III квартала 2017 года;
этап 3: не менее 880 000,00 руб. в период до конца III квартала 2018 года.
Пунктом 2.3.3 договора предусмотрено, что в первые три года с момента заключения настоящего договора участник обязуется осуществить капитальные вложения в сумме не менее 3.140.000,00 руб.
Условия реализации инвестиционной декларации согласованы сторонами в пункте 2.3.7 договора.
Пунктами 3.1 и 3.2 договора предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами. Настоящий договор заключается на срок до 31 декабря 2039 года.
В разделе 4 договора сторонами согласованы условия изменения и расторжения договора.
В рамках подготовки к проведению документарной проверки в адрес ООО "ЧОП "Фишт" направлено письменное уведомление от 16 августа 2021 года N 15.1/3596 с перечнем документов, необходимых для ее проведения.
В нарушение требований пункта 15 Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям ФЗ N 377, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 года N 827 (далее - Правила), к установленному сроку документы обществом не предоставлены.
По результатам проведенной документарной проверки установлено, что участником нарушены требования Федерального закона и Правил, в том числе в связи с не предоставлением документов, подтверждающих осуществление капитальных вложений и заявленных видов деятельности.
По результатам вышеуказанной проверки Министерством выдано предписание от 13 сентября 2021 года N 871/15.1, согласно которому ООО "ЧОП "Фишт" необходимо в срок до 13 октября 2021 года устранить нарушения требований Федерального закона и Правил.
По истечении вышеуказанного срока, документы от ООО "ЧОП "Фишт" в ответ на предписание от 13 сентября 2021 года N 871/15.1 в адрес Министерства экономического развития Республики Крым не поступили.
В соответствии с пунктом 6.1 договора все споры стороны разрешают с соблюдением обязательного досудебного претензионного порядка урегулирования споров.
Советом министров Республики Крым в адрес ООО "ЧОП "Фишт" 30 ноября 2021 года направлена претензия (предложение) о предоставлении информации об устранении выявленных нарушений и о досрочном расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым. Участнику предложено расторгнуть договор досрочно по соглашению Сторон на основании подпункта 4.4.2. пункта 4.4 Договора, а также произвести в течение одного месяца с даты получения настоящей претензии и до подписания Соглашения о досрочном расторжении Договора, доначисление (уплату), в порядке, определенном налоговым законодательством Российской Федерации, сумм налоговых и иных платежей, ранее не начисленных и не уплаченных в связи с применением Участником особого режима налогообложения.
Нарушения, указанные в предписании и претензии обществом не устранены.
По смыслу подпункта 4.4.5 пункта 4.4 договора в случае неосуществления участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим Договором, а также нарушения иных условий договора, договор может быть расторгнут досрочно по решению суда.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Совета министров Республики Крым в арбитражный суд с иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 421, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 377-ФЗ и исходил из того, что ответчик не предоставил документов, подтверждающих соблюдение условий договора, в связи с чем требование истца о расторжении договора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что в договоре отсутствуют доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении договора, отклоняется. О надлежащем исполнении договора истцом должны свидетельствовать документы, подтверждающие капительные вложения, однако такие не представлены.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2022 года по делу N А83-6233/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Фишт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е. А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6233/2022
Истец: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФИШТ"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, КРЫМСКАЯ ТАМОЖНЯ, Межрайонная инспеуция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Крым, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ