г. Хабаровск |
|
15 декабря 2022 г. |
А04-9410/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение Арбитражного суда Амурской области от 06.10.2022 по делу N А04-9410/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аполлон" (ОГРН 1122801008274, ИНН 2801175743) к акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690) о взыскании 5 730 957,78 руб., третьи лица: администрация закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области; Федеральное казенное учреждение "Дирекция космодрома "Восточный"; муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области, в лице конкурсного управляющего Дмитрова Виталия Владимировича; государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"; Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аполлон" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ответчик) о взыскании основного долга за фактически потребленную тепловую энергию по объекту, расположенного по адресу: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон "Звездный", 3-я улица Строителей, 5, за период с 01.01.2020 по 17.06.2020 в сумме 5 730 957,78 руб.
Определениями от 10.12.2020, 28.12.2020, 17.02.2021 основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области, акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в лице филиала АО "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный", Федеральное казенное учреждение "Дирекция космодрома "Восточный", муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие Закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области в лице конкурсного управляющего Дмитрова Виталия Владимировича, государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
17.02.201 истцом, в порядке ст.46 АПК РФ, заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика по делу акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", в лице филиала АО "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный", о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Амурского областного суда от 26.01.2021 по делу N 3а-1/2021 по иску ООО "Аполлон" к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим со дня принятия пункта 1 и Приложения N 1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 19-пр/т от 20.03.2020 "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год.
Определением от 13.04.2021 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу N 3а-1/2021. Производство возобновлено.
Определением от 18.11.2021 производство по делу повторно приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу N 3а111/2021 Амурского областного суда.
19.07.2022 в суд от ООО "Аполон" поступило ходатайство о возобновлении производства по настоящему делу ввиду вступления судебных актов по делу N 3а-111/2021 в законную силу и установлением приказом УГРЦиТ Амурской области от 01.07.2022 N 58-пр/т для ООО "Аполлон" тарифа на тепловую энергию на 2020 в размере 5 836, 14 руб.
Определением от 26.07.2022 производство по делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 17.02.2021 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", в лице филиала АО "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный".
Истец в заседании 16.03.2021 заявил ходатайство о замене в порядке ст.47 АПК РФ ненадлежащего ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на надлежащего ответчика - акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", в лице филиала АО "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный".
Определением от 16.03.2021 ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по делу удовлетворено.
19.07.2022 истец уточнил требования, просил взыскать с акционерного общества "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области задолженность по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон "Звездный", 3-я улица Строителей, 5 за период с 01.01.2020 по 17.06.2020 в сумме 5 042 932,71 руб., неустойку в размере 1 131 702,82 руб. за период с 11.02.2020 по 18.07.2022 и далее по день фактической оплаты долга.
15.09.2022 истец просил привлечь в качестве ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области.
Определением от 15.09.2022, в соответствии со ст.46 АПК РФ, в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, соответчик исключен из числа третьих лиц.
04.10.2022 истец отказался от исковых требований к акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в лице филиала АО "ЦЭНКИ"- КЦ "Восточный". Уточнение требований приято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением от 06.10.2022 производство в части требований к акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" прекращено на основании п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ. Исковые требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ТУ Росимущество в Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении иска - отказать. Указывает, что судом не принят во внимание довод ответчика о фактической заселенности спорных жилых помещений. Все квартиры в жилом доме ГП-26 были переданы ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный" по актам приема-передачи нанимателям еще до регистрации права собственности Российской Федерации. Ключи от жилых помещений нанимателям не возвращались. Отсутствие заключенного договора социального найма, в виде единого документа, учитывая, что квартиры фактически переданы в пользование гражданам, само по себе не свидетельствует о том, что такой договор не заключен. Со ссылками на положения ч.2 ст. 153, ч.4 ст.155 ЖК РФ, разъяснения Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4), указывает на обязанность нанимателей жилых помещений оплачивать поставку коммунальных ресурсов.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 08.12.2022.
В письменном отзыве ООО "Аполлон" по доводам апелляционной жалобы возражает, считает решение от 06.10.2022 законным о обоснованным, а обстоятельства, на которые ссылается ответчик - недоказанными.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта.
Обращаясь в суд, истец указал, что с 01.01.2020 является единой ресурсоснабжающей компанией на территории ЗАТО Циолковский.
Согласно данным Единого реестра недвижимости в собственности Российской Федерации с 19.06.2019 до 17.06.2020 находился объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон "Звездный", 3-я улица Строителей, 5, (МКД, ГП-26) введенный в эксплуатацию 07.06.2019 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.06.2019 N 28-30600-35-2019-77-ГРК), кадастровый номер 28:28:010102:336.
Распоряжением Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 06.06.2019 N 91-228-рсп "Об организации приема-передачи жилого дома (по ГП 26)" объект по акту приема-передачи от 07.06.2019 передан во временную эксплуатацию ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный" (в настоящее время - АО "ЦЭНКИ").
До 01.01.2020 теплоснабжение объекта осуществлялось с 30.09.2019 МУЖЭП ЗАТО Циолковский в отсутствие договора теплоснабжения.
Статус ООО "Аполлон" как единой теплоснабжающей организации ЗАТО Циолковский участниками дела не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе постановлением администрации ЗАТО Циолковский N 03 от 09.01.2020, договором от 31.12.2019 о передаче в аренду инфраструктуры теплосетей.
01.01.2020 специалистом ООО "Аполлон", в присутствии представителя ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный" проведена проверка систем теплоснабжения по адресу: г. Циолковский, 3-я ул. Строителей, 5 на объекте ГП-26 (многоквартирный жилой дом), в результате которой выявлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) о чем составлен соответствующий акт (имеется в деле).
Аналогичные проверки с установлением факта бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) проведены специалистами ООО "Аполлон" в присутствии представителя ФГУП "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный" 31.01.2020, 02.03.2020, 06.04.2020, 30.04.2020, 18.05.2020 (соответствующие акты также имеются в материалах дела).
18.05.2020 комиссией в составе специалистов ООО "Аполлон" (главного инженера В.В. Клеймёнова, начальника службы теплоснабжения А.Г. Кравчука, слесарь по обслуживанию тепловых сетей Н.А. Самаркина) произведен осмотр системы отопления здания по адресу г. Циолковский, ул. Третья Строителей, 5, в ходе которого, нарушений работы системы теплоснабжения не обнаружено; отопительные приборы здания в рабочем состоянии. По результатам осмотра составлен акт от 18.05.2020.
Таким образом, истец доказывает осуществление отпуска тепловой энергии в горячей воде в многоквартирный жилой дом по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон "Звездный", 3-я улица Строителей, 5, в период с 01.01.2020 по 16.06.2020.
Расчет указанной задолженности произведен исходя из общей площади жилых помещений МКД 7082,7 кв.м. (согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию), норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений для населения - 0,022 Гкал/кв.м. (утверждение Постановлением главы администрации ЗАТО Углегорск от 23.03.2020 N 107); тарифа на тепловую энергию для населения - 5 836,14 руб./Гкал, утвержденного для ООО "Аполлон" на 2020 год приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.07.2022 N 58-пр/т.
Досудебная претензия ООО "Аполлон" об оплате задолженности в размере 5 042 932,71 руб. оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу указанных положений, агентство, его территориальные органы, осуществляют полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, что также предусмотрено п.4.1 Положения об Управлении Росимущества, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, в отношении ТУ Росимущества в Амурской области.
Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему спору является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области.
Отсутствие договорных правоотношений, согласно п.3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", не исключает обязанность потребителя оплачивать поставленную тепловую энергию, в данном случае, поскольку фактическое потребление и поставка не оспаривается ответчиком.
Поскольку поставка энергоресурсов в данном случае осуществлялась в жилые дома, то к правоотношениям сторон также подлежат применению положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п. 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В частности, в соответствии с пп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пп. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 Правил N 354.
Поскольку способ управления МКД не выбран, обязанность по оплате поставленной энергии несет собственник помещений.
Доводы ТУ Росимущества по Амурской области об обязанности нанимателей жилых помещений оплачивать поставку подлежит отклонению.
Договоров социального найма, заключенных с физическими лицами, в соответствии со ст.647 ГК РФ, ответчиком не представлено. Представленные акты приема-передачи жилых помещений не являются допустимыми доказательствами заселенности жилых помещений, имеют пороки: не содержат необходимые сведения (дату передачи помещения), отсутствует их надлежащая регистрация.
Кроме того, как обоснованно указал суд, из содержания актов следует, что жилые помещения предъявлялись физическим лицам для их осмотра и проверки их комплектности приборами учета и иным оборудованием. При этом передающей стороной - АО "ЦЭНКИ" указана цель передачи: для подготовки квартиры к последующему проживанию после заключения договора найма жилого помещения.
Таким образом, доказательств пользования жилыми помещениями третьими лицами (нанимателями) в период с 01.01.2020 до 17.06.2020 в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах, оснований освобождения собственника помещений от оплаты фактически принятого ресурса не имеется.
Требования о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенному по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон "Звездный", 3-я улица Строителей, 5, за период с 01.01.2020 по 16.06.2020 в сумме 5 042 932,71 руб. обоснованно удовлетворены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.10.2022 по делу N А04-9410/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9410/2020
Истец: ООО "Аполлон"
Ответчик: АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" Филиал "ЦЭНКИ" - КЦ "Восточный"
Третье лицо: Администрация ЗАТО Циолковский, ГК по космической деятельности "Роскосомос", Дмитров Виталий Владимирович, Муниципальное жилищное-эксплуатационное унитарное предприятие ЗАТО Циалковский Амурской области, ТУ Росимущества в Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в лице Амурского филиала, ФКУ "Дирекция космодрома"Восточный", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Шестой арбитражный апелляционный суд (9410/20-4т и аж; 3680/22-1т и аж)