г. Владивосток |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А51-4287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙДОРСЕРВИС",
апелляционное производство N 05АП-7002/2022
на решение от 12.10.2022
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-4287/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙДОРСЕРВИС" (ИНН 2724103237, ОГРН 1072724001393)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2021 N 361 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 300.000 руб.
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Определением суда от 09.03.2022 из материалов дела N А51-1247/20202 в отдельное производство выделено требование ООО "СтройДорСервис" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу от 22.12.2021 N 361 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с присвоением делу N А51-4287/2022 и о признании незаконным и отмене постановления МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.12.2021 N 365 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с присвоением делу N А51-4286/2022.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51-4287/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, постановление МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.12.2021 N 361 о привлечении ООО "СтройДорСервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ признано не подлежащим исполнению в части уплаты денежного штрафа в случае его неисполнения по состоянию на 05.10.2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СтройДорСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление признать незаконным и отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, было обусловлено совершением обществом единого действия (бездействия) по неисполнению требований ТР ТС 014/2011 и соответствующих ГОСТов, взыскан штраф по постановлению по делу об административном правонарушении N 362 в размере 150.000 рублей, что является основанием для признания незаконным и отмены постановления МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.12.2021 N 361 в полном объеме, а не в части уплаты административного штрафа, как сделал суд первой инстанции.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.11.2022 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании 06.12.2022 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12.12.2022 до 15 часов 30 минут, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании задания на проведение выездного обследования от 11.11.2021 N 2, изданного во исполнение Плана проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2021 год, в рамках осуществления функций по контролю (надзору) в сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 65 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве", 15.11.2021 в период с 08 часов 00 минут по 17 часов 00 минут должностными лицами Управления было проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование (осмотр) автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 240+000-км 551+000-км 664+000, км 674+618-км 730+000.
В ходе выездного обследования (осмотра) Управлением выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" (далее - ТР ТС 014/2011), а также требований межгосударственных стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического Регламента Таможенного Союза (TP ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159, которые зафиксированы административным органом в акте выездного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 240+000-км 551+000-км 664+000, км 674+618- км 730+000, а именно:
1) разрушение оголовков труб на км 723+348 (слева), км 721+635 (слева), км 714+865 (слева), км 710+950 (слева), км 704+514 (слева), чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 9.1 ГОСТ 33180-2014;
2) раскрытые швы между звеньями водопропускных труб на км 723+348, км 721+680, км 721+635, км 714+865, км 710+950, км 704+514, чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 9.1 ГОСТ 33180-2014;
1) повреждение защитного слоя в пролетных строениях с оголением арматуры на км 721+200 (слева), км 708+250 (слева), чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014;
2) размыв русла водотоков у оголовков водопропускной трубы на км 714+865 (слева), чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 9.1 ГОСТ 33180-2014;
3) разрушенный (размороженный) водоотводной лоток путепровода на км 708+465 (слева), км 708+280 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014;
4) разрушение тротуарных плит моста с оголением арматуры на км 708+450 (слева), км 708+280 (слева), км 701+400 (слева), чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014;
5) протечки в деформационных швах тротуара на км 708+280 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014;
6) повреждения отдельных элементов лестничных сходов (ступеньки) на км 708+165 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180- 2014;
7) смещение секций трубы по вертикали и горизонтале на км 723+348, км 721+635, км 714+865, чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 9.1 ГОСТ 33180-2014;
8) Высота перил менее 110 см: (105 см) на км 708+440 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011, п. 7.21 ГОСТ 33128-2014 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014.
Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000 осуществляет ООО "СтройДорСервис" на основании государственного контракта от 23.03.2020 N 02-20/СД, заключенного между ООО "СтройДорСервис" и ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; сроки оказания услуг согласно пункту 3.2 контракта - с момента заключения контракта до 24:00 30.06.2023.
Установив, что эксплуатация искусственных сооружений на автомобильной дороге осуществляется с нарушением требований технических регламентов и государственного стандарта, что охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, письмом от 26.11.2021 N 10/2361 Управление известило ООО "СтройДорСервис" о необходимости обеспечить явку представителя 21.12.2021 для составления протокола об административном правонарушении и 22.12.2021 для рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление направлено по электронной почте и получено обществом 26.11.2021).
21.12.2021 в отсутствие представителя ООО "СтройДорСервис" Управление составило протокол N 361 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Копия протокола направлена почтовой связью на юридический адрес общества 21.12.2021.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 22.12.2021 Управление вынесло в отношении ООО "СтройДорСервис" постановление по делу об административном правонарушении N 361, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.; копия постановления направлена обществу почтой 22.12.2021.
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая, что оно принято с нарушением закона и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:
Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требования и создающим угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Основной целью названного Закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пункт 3 статьи 2 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 20 статьи 3 Закона N 257-ФЗ под сохранностью автомобильной дороги понимается состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
При этом поддержание эксплуатационных свойств и безопасное использование автомобильной дороги обеспечивается при ее содержании, которое в силу пункта 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом в силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 принят Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), которым установлены обязательные для соблюдения требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации перечислены в пункте 13 статьи 3 ТР ТС 014/2011.
Мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока установлены пунктом 13.1 статьи 3 TP ТС 014/2011 и перечисленные в подпунктах "а" - "и", к которым относятся, в том числе: обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла: организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению; своевременного устранения или снижения риска возникновений дорожно- транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги; своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами.
Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, а именно обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта "а" данной статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения (подпункт "д" пункта 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011).
В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ 33180-2014, состояние мостовых сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 3. Разрушенные, размороженные элементы лотков не заменены - не допускается. Повреждения отдельных элементов лестничных сходов в зоне искусственных дорожных сооружений - не допускается. Протечки в деформационных швах в тротуарах - не допускаются.
В силу пункта 13.3 статьи 3 ТР ТС 014/2011, мосты, путепроводы и иные дорожные сооружения в течение срока их службы должны сохранять предусмотренное проектной документацией положение в пространстве, а их техническое состояние должно обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружения, а также механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям. Техническое состояние несущих элементов пролетного строения сооружения должно обеспечивать проектную величину грузоподъемности. Состояние подмостового пространства должно обеспечивать безопасный пропуск высоких вод установленной вероятности превышения расчетного паводка и ледохода.
Согласно пункта 8.1 ГОСТ 33180-2014, состояние мостовых сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 3. Разрушение тротуарных плит моста и их обрушение с оголением арматуры - не допускаются. Повреждение защитного слоя не устранены, оголение арматуры (или на арматуру не нанесено защитное антикоррозионное покрытие - не допускаются.
В соответствии с пунктом 9.1 ГОСТ 33180-2014, состояние водопропускных труб должно соответствовать требованиям таблицы 4. Раскрытые швы между звеньями водопропускных труб - не допускаются. Повреждения оголовков трубы по окончании послепаводковой очистки (разрушения звена водопропускной трубы) - не допускаются. Размыв русла водотоков у оголовков водопропускных труб - не допускается. Смещение секций трубы по вертикали и горизонтали - не допускается (пункты 9 - 11,26 Акта).
Поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза (пункт 13.6 статьи 3 ТР ТС 014/2011).
В силу пункта 7.21 ГОСТ 33128-2014, высота пешеходных удерживающих ограждений должна быть не менее 1,1 м. В соответствии с пунктом 8.1 ГОСТ 33180- 2014, состояние мостовых сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 3, а именно высота перил менее 110 см - не допускается.
Из материалов дела следует, что между Федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток", "Заказчик") и обществом с ограниченной ответственностью "СтройДорСервис" (далее - "СтройДорСервис", "Подрядчик") по результатам аукциона в электронной форме заключен государственный контракт от 23.03.2020 N 02-20/СД на выполнения работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Устройство слоев износа на автомобильной дороге А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 240+000-км 551+000-км 664+000, км 674+618-км 730+000, Приморский край (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Контракта, Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательства оказывать услуги: "Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участках км 240+000 - км 551+000, км 551+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000" (далее - Объект), в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, указанными в разделе 8 Контракта, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта (далее - предмет контракта).
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Контракта, состав Объекта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в приложении N 2 1 к Контракту. Заказчик передает, а Исполнитель принимает Объект на содержание по Акту передачи Объекта на содержание, форма которого приведена в приложении N 2 к Контракту.
В силу пункта 2.5 раздела 2 Контракта, существенными условиями Контракта для сторон являются: предмет Контракта, цена Контракта, сроки начала и окончания оказания услуг по содержанию Объекта, наличие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту Исполнителем в период действия Контракта. Согласно пункта 3.2 раздела 3 Контракта, сроки оказания услуг по содержанию Объекта: начало - с момента заключения Контракта, но не ранее 00:00 часов 01 июля 2018 года, окончание - 24:00 часа 30 июня 2023 года.
В силу пункта 3.4 раздела 3 Контракта, предельные сроки устранения дефектов содержания не должны превышать значений, приведенных в приложении N 5, N 7 к Контракту.
В соответствии с пунктом 8.2 раздела 8 Контракта, требования к составу и организации услуг по содержанию Объекта установлены в приложениях N 3"Перечень услуг по содержанию Объекта, предусмотренных в рамках контракта" и N° 5 "Требования к содержанию искусственных сооружений" (далее - Требования).
При планировании и организации оказания услуг по содержанию Объекта Исполнитель обязан выполнить обязательства, указанные в пунктах 7.3.2, 7.3.19, 7.3.35, 7.3.37, 7.3.39 - 7.3.47, 7.3.50 Контракта (пункт 8.3 раздела 8 Контракта).
В соответствии с пунктом 7.3 раздела 7 Контракта, Исполнитель принимает на себя обязательства, в том числе: разработать и согласовать с Заказчиком в течение одного месяца с момента заключения Контракта проект производства оказания услуг по содержанию Объекта в соответствии с требованиями приложения N 6 "Требования к проекту оказания услуг по содержанию искусственных сооружений" к Контракту.
Проект оказания услуг по содержанию Объекта должен быть разработан с учетом требований Перечня нормативных документов, обязательных при оказании услуг по содержанию, представленного в приложении N 10 к Контракту (пункт 7.3.2 Контракта); организовать дорожно-патрульную службу (ДПС) и ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг этой службой состояния искусственных сооружений с ведением Журнала ежедневных осмотров (пункт 7.3.25 Контракта); возникающие дефекты элементов искусственных сооружений Исполнитель обязан фиксировать в Журнале ежедневных осмотров, с обязательным выполнением фото - и видеофиксации, принимать своевременные меры по устранению возникающих дефектов в соответствии с требованиями приложений N 5, N 7 к Контракту. Обеспечить передачу фото - видеоматериалов в ЦПУ (центральный пункт управления) Заказчика в требуемый срок, обеспечить при необходимости видеотрансляцию с Объекта в режиме реального времени (пункт 7.3.28 Контракта); вести с момента начала оказания услуг по содержанию Объекта и до момента их завершения Журналы ежедневных осмотров, Журналы оказания услуг, Журналы входного, операционного и лабораторного контроля и другую документацию на русском языке, оформленные и заверенные в установленном порядке (пункт 7.3.40 Контракта); фиксировать возникающие дефекты элементов искусственных сооружений в Журнале ежедневных осмотров состояния искусственных сооружений, элементов обустройства с указанием сроков их ликвидации (пункт 7.3.41 Контракта).
В соответствии с пунктом 10.3 Контракта, сумма платежа за отчетный месяц уменьшается в случае обнаружения дефектов содержания, по совокупности которых оценка уровня содержания Объекта за отчетный месяц окажется ниже требуемого уровня содержания, установленного в разделе 8 Контракта.
Перечень услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге, включенного в Объект и указанный в приложении N 2 3 Контракта, аналогичен разделу IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог по искусственным и защитным дорожным сооружениям утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402.
В силу пункта 1.9 Требований приложения N 2 5 Контракта, требуемые значения технико-эксплуатационных показателей и показателей (дефектов содержания), характеризующих уровень содержания искусственных сооружений, отнесенных к Объекту содержания, для весенне-летне-осеннего сезона и для зимнего сезона, должны обеспечиваться при соблюдении обязательных требований технических регламентов по безопасности сооружений, утвержденных в установленном законом порядке и действующим на момент исполнения контракта.
Если обязательными нормативными документами технического регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены или будут установлены иные требования, чем предусмотренные приложением N 5 Контракта, то на момент исполнения контракта применяются требования, установленные действующими нормативными документами (пункт 1.10 Требований приложения N 5 Контракта).
Согласно пункту 1.12 Требований приложения N 2 5 Контракта, при выполнении требований документов технического регулирования (ГОСТ, СП и др.), упомянутых в Приложении N 10 Контракта, Исполнитель должен использовать редакцию документа, действующую на момент исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 Требований приложения N 5 Контракта, Исполнитель обязан обеспечить оказание услуг по содержанию Объекта в соответствии с требованиями к эксплуатационным показателям и значениям показателей дефектов содержания, характеризующих уровень содержания Объекта весенне-летне-осеннего периода и зимнего периода. Сроки ликвидации дефектов приняты с учетом категории автомобильной дороги (пункт 3.2 Требований приложения N 5 Контракта).
В силу пункта 5.1 Требований приложения N 5 Контракта, все поставляемые для оказания услуг по содержанию Объекта материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие безопасность продукции, технические паспорта, результаты испытаний, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний должны быть предоставлены Заказчику до начала оказания услуг, осуществляемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования.
Исполнитель обязан за свои средства с использованием лаборатории в ходе приемки поступающих материалов, конструкций и изделий, а также оказанных услуг, обеспечить предусмотренные настоящим приложением и Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при оказании услуг (приложение N 10 к Контракту) испытания и измерения, представить результаты этих испытаний Заказчику до приемки им оказанных услуг (пункт 5.2 Требований приложения N 5 к Контракту).
В приложении N 10 Контракта приведен Перечень нормативных документов, обязательных при оказании услуг по содержанию
Следовательно, ООО "СтройДорСервис" в целях исполнения обязательств по оказанию услуг в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, должно проводить ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг состояния искусственных сооружений (Объекта) с ведением Журнала ежедневных осмотров, в котором должно фиксировать возникающие дефекты искусственных сооружений с обязательным выполнением фото и видеофиксации, и принимать своевременные меры по устранению возникающих дефектов в соответствии с требованиями приложения N 5 к Контракту.
При этом, работы по содержанию Объекта, в том числе по устранению выявленных дефектов проводятся на основании проекта оказания услуг по содержанию Объекта с учетом соблюдения нормативных документов, предусмотренных приложением N 10, к которым относятся межгосударственные стандарты, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года N 159.
Таким образом, с учетом выявленных недостатков (дефектов) при проведении выездного обследования (осмотра) автомобильной дороги следует, что ООО "СтройДорСервис" при выполнении работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000 допустило нарушение требований технического регламента (ТР ТС 014/2011) обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, за которое частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт нарушения обществом указанных положений ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33180-2014 и 33128-2014, подтверждается Актом выездного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" "Хабаровск - Владивосток" на участке км 640+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000, км 639+980 - км 674+618 и А-371 "Владивосток - остров Русский" на участке км 0+000 - км 3+100 от 23 ноября 2021 года N 11-2021, соответствующими фотоматериалами (фототаблицей), свидетельствами о поверке средств измерения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соблюдение требований технического регламента при содержании автомобильной дороги свидетельствует о ее сохранности и как следствие ее безопасности, выражаемое в отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.
Между тем, не соблюдение требований технического регламента при содержании автомобильной дороги свидетельствует о наличии недопустимого риска, который является сочетанием вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Таким образом, наличие дефектов автомобильной дороги при ее содержании повышает вероятность причинения вреда, а также последствий этого вреда для жизни или здоровья человека.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, установив в действиях общества состав вмененного правонарушения, суд первой инстанции признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части уплаты денежного штрафа, правомерно руководствуясь следующим:
По правилам части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса).
В свою очередь, вступившим в силу с 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в соответствии с которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Следовательно, внесенные в Кодекс изменения фактически смягчили административную ответственность для лиц, совершивших несколько административных правонарушений, ответственность за которые установлены одной и той же статьей КоАП РФ, если такие нарушения были выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.
В спорной ситуации материалами дела подтверждается, что по результатам контрольного мероприятия, оформленного актом N 11-2021 от 23.11.2021, выявлены 47 нарушений, помимо выявленных нарушений, указанные под пунктами 1-4, 6-8, 13, 14, 16, 18-25, 27, 31, 32, 35, 36, 37, 39-43, 47 в акте N 11-2021 от 23.11.2021, явившихся предметом рассматриваемого административного правонарушения, были также установлены иные нарушения, которые нашли отражение в постановлениях N 361, 362 по делу об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган безосновательно разделил выявленные по результатам одного контрольного мероприятия нарушения и вынес 22.12.2021 постановления N 361, 362, N365, о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. по каждому постановлению
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51- 1247/2022 суд признал привлечение общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ по результатам рассмотрения акта проверки от 26.11.2021 правомерным, вместе с тем, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер штрафных санкций до 150.000 руб., изменив постановление N 362 от 22.12.2021 в части размера штрафных санкций
Учитывая, что нарушения, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по делу N А51-1247/2022 и по настоящему делу, были выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, установленные в акте N 11-2021 от 23.11.2021, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ общество подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ единожды.
В этой связи, принимая во внимание, что такое привлечение осуществлено арбитражным судом при вынесении решения от 12.10.2022 по делу N А51-1247/2022, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, следуя нормативным положениям части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не усматривает оснований для повторного привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ по постановлению от 22.12.2021 N 361.
В пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) также указано, что после вступления в силу закона, исключающего административную ответственность за определенное деяние, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
На основании изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СтройДорСервис" не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51-4287/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4287/2022
Истец: ООО "СТРОЙДОРСЕРВИС"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ