г. Москва |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А41-24143/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А. (в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена состава суда), судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "ПромСИЗ" - Сиваков А.Л. представитель по доверенности от 28.01.2021 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Шереметьевской таможни - Чернышева Д.А. представитель по доверенности от 30.12.2021 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-24143/22 по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Промсиз" (ОГРН 1024001177606, ИНН 4027052701)
к Шереметьевской таможне (ОГРН 1037739527176, ИНН 7712036296)
о взыскании процентов в размере 1 756 946, 44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСИЗ" (далее - ООО "ПромСИЗ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N N 10005030/121119/0317532 в размере 1 756 946, 44 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-24143/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, в требованиях ООО "ПромСИЗ" отказать.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит полностью отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Определением председателя четвёртого судебного состава Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 произведена замена судьи Хомякова Э.Г. на судью Стрелкову Е.А. для рассмотрения вышеназванной апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обществом в Шереметьевской таможне зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) N 10005030/121119/0317532.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ N 10005030/121119/0317532, указан товар "Тантал необработанный: слитки танталовые диаметром 120 +/- 10 мм, длиной не менее 800 мм, используется в качестве сырья в металлургической промышленности в качестве легирующей добавки, изготовлены двойным электронно-лучевым переплавом, химический состав слитка: тантал - не менее 99,98 %, производитель: АО "Ульбинский металлургический завод" (Казахстан) (вес нетто - 10999,100 кг)", с заявленным классификационным кодом 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %).
В ходе таможенного контроля таможенным органом выявлен факт заявления недостоверных сведений о коде товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), о чем составлен акт камеральной таможенной проверки от 31.01.2020 N 10005000/210/310120/А0092, принято решение о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 31.01.2020 N РКТ- 10005000-20/000036 по коду ТН ВЭД 8109 90 900 0, что повлекло увеличение ставки государственной таможенной пошлины (с 0% до 15%) и списание таможенных платежей в размере 48 402 096 руб. 27 коп.
Не согласившись с решением таможни о классификации товаров, общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24317/20 признано незаконным решение Шереметьевской таможни от 31.01.2020 N РКТ-10005000-20/000036.
Суд также обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "ПромСИЗ" излишне взысканные таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС, пени) по ДТ N 10005030/121119/0317532 в размере 48 402 096 руб. 27 коп.
Заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением в обоснование своих требований указывает, что излишне взысканные таможенные платежи были возвращены Обществу лишь 01.04.2021.
Письмом от 24.03.2022 N 19-29/08666 Шереметьевской таможней отказано ООО "ПромСИЗ" в выплате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Таможенный орган в обоснование своих доводов указал, что положения Федеральный закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), в том числе, предусматривающие выплату процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 применяются к отношениям, возникшим с 01.08.2021. Учитывая, что факт излишней уплаты выявлен до вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, основания для, выплаты процентов отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24317/20 решение Шереметьевской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/121119/0317532, признано незаконным.
В силу действующего в настоящее время правового регулирования, согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 67 ТК ЕАЭС определены случаи, при которых осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств (денег).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Закона N 289-ФЗ, в соответствии с частью 8 статьи 398 которого, положения статьи 67 Закона N 289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения N 5 и 8 к договору.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2020 N 78-ФЗ. Начало действия документа - 01.08.2021.
Следовательно, применение положений статьи 67 Закона N 289-ФЗ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по расчетным периодам до 01.08.2021 осуществляется в порядке, установленном главой 18 Закона N 311-ФЗ.
По расчетным периодам, в которых факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник после 01.08.2021, начисление и выплата процентов производится в соответствии с положениями статьи 67 Закона N 289-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку списание дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов производилось таможней в 2020 году, следовательно, для установления статуса таможенных платежей по указанным декларациям следует также применять положения Закона N 311-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания пени в отношении излишне взысканных таможенных платежей в связи с тем, что Закона N 289-ФЗ вступил в законную силу 01.08.2021, после незаконного взыскания таможенных платежей, рассматриваемых по настоящему делу, поэтому его действие на спорную ситуацию не распространяется.
Как указано в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Таким образом, правовое регулирование вопросов взыскания процентов в отношении излишне взысканных таможенных платежей как до 01.08.2021, так и после предусматривало начисление и взыскание с таможенного органа процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные платежи, начиная с даты их взыскания, по дату фактического возврата.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть число дней в году равно 365 или 366 дням, если год високосный. В связи с этим при расчете процентов по части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311) учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366, если год високосный. Указанная правовая позиция о необходимости использования финансового года при расчете процентов подтверждена Федеральной таможенной службой в письме от 30.03.2012 N 01 -11/15247 "О порядке начисления процентов".
Поскольку возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, налогов осуществлен таможней с нарушением установленного срока, в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311, у общества возникло право требовать уплаты процентов на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, налогов.
Судом первой инстанции правильно указано, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912 по делу N А51-10499/2014, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-0).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Согласно положениям ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ днем фактического возврата является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таким образом, в случае возврата денежных средств по заявлению общества таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, поскольку отдельная процедура по возврату процентов за нарушение срока возврата денежных средств Федеральным законом N 311-ФЗ не предусмотрена.
Заявителем представлен расчет процентов за период с 09.06.2020 по 01.04.2021, размер которых составил 1756955,44 руб.
Расчет процентов, приведенный Обществом (л.д. 42 - 44), проверен судом первой и апелляционной инстанций и признается арифметически и методически выполненным правильно, соответствующим требованиям части 6 статьи 147 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-24143/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24143/2022
Истец: ООО "ПромСИЗ"
Ответчик: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ