город Омск |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А46-14964/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14497/2022) индивидуального предпринимателя Сергиенко Виктора Анатольевича на решение Арбитражного суда Омской области от 23.10.2022 по делу N А46-14964/2022 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сергиенко Виктора Анатольевича (ОГРНИП 304550131400223, ИНН 550100396182) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827, адрес: 644043, город Омск, улица Тарская, 11), о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Сергиенко Виктора Анатольевича - Гаркуша Николай Николаевич (по доверенности от 01.09.2022 сроком действия 3 года);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Эрнест Антонович (по доверенности от 29.12.2022 N 116-Д сроком действия до 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сергиенко Виктор Анатольевич (далее предприниматель, заявитель, ИП Сергиенко В.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 25.05.2022 N 55-03/3812 отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) в применении подпункта "б" пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 (далее - Правила N 279) при расчёте цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, последний просил обязать заинтересованное лицо установить цену выкупа земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610 в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.10.2022 по делу N А46-14964/2022 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Сергиенко В.А. обратилось с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что критерием для применения подпункта "б" пункта 4 Правил N 279 является наличие на спорном земельном участке объекта недвижимости, приобретенного в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в период действия ограничения оборотоспособности в отношении исходного земельного участка не позднее 01.07.2012, чему соответствуют права, возникшие у заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:050203:2239.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 15.12.2022.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 15.12.2022 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ИП Сергиенко В.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства нежилого назначения, расположенные по адресу: город Омск, Овощной проезд, дом 7:
- ремонтно-строительный цех, литера В, кадастровый номер 55:36:050203:2239, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2010 серии 55-АА N 208101;
- сборный металлический склад, литера Б, кадастровый номер 55:36:050203:2222, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2012 серии 55-АА N 777555.
Указанные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610, который образован и поставлен на кадастровый учёт 23.01.2015 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2024 зарегистрировано 09.06.2021 на основании распоряжения Управления от 12.05.2021 N 77-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024", принятого во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2019 по делу N А40-110321/2019.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2024 и образованный земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2610 при его образовании, имели вид разрешённого использования "Для нужд обороны и иных режимных объектов", то есть в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничивались в обороте. Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610 был изменён на "Производственная деятельность (код 6.0), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1) 28.07.2021 после соответствующего обращения предпринимателя в адрес заинтересованного лица 30.06.2021 (письмо Управления от 02.08.2021 N 55-05/4586).
В целях приобретения права на земельный участок, на котором расположены принадлежащие заявителю здания, в порядке статьи 39.20 ЗК РФ, ИП Сергиенко В.А. 29.09.2021 направил в Управление заявление о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Распоряжением Управления от 17.12.2021 231-р земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2610 предоставлен ИП Сергиенко В.А. в собственность за плату.
В последующем Управление направило в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка от 25.03.2022 N 02-13/2022/1, пунктом 2.1 которого устанавливалась определенная заинтересованным лицом на основании пункта 2 Правил N 279 цена выкупа земельного участка в размере его кадастровой стоимости 3 838 961 руб. 28 коп.
ИП Сергиенко В.А., полагая, что при определении цены выкупа земельного участка должен применяться подпункт "б" пункта 4 Правил N 279, 23.04.2022 направил в адрес Управления протокол разногласий к проекту договора, отклоненный Управлением письмом от 25.05.2022 N 55-03/3812 с указанием, что у заинтересованного лица отсутствуют документы и сведения, подтверждающие предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, а также факт принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 к землям обороны, следовательно, у заявителя отсутствует право на приобретение испрашиваемого земельного участка по льготной цене.
Предприниматель, считая отказ Управления нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения заявления Арбитражным судом Омской области 23.10.2022 принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, отказ Управления обоснован тем, что у заинтересованного лица отсутствуют документы и сведения, подтверждающие предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, а также факт принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 к землям обороны, а, следовательно, у заявителя отсутствует право на приобретение испрашиваемого земельного участка по льготной цене.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных законом сведений.
Реестровое дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 содержит сведения о виде разрешённого использования указанного земельного участка "для нужд обороны и иных режимных объектов" (распоряжение Управления от 12.05.2021 N 76-р, письмо Управления от 28.01.2020 N 55-МУ-01/567, соглашение об установлении сервитута от 12.12.2019, выписки из ЕГРН от 26.03.2008, 12.12.2014, 12.12.2019, 03.02.2020).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, статус земель обороны может быть присвоен не только участку, непосредственно переданному в ведение Министерства обороны Российской Федерации, но и иным участкам, предназначенным для осуществления на них деятельности, направленной на обеспечение интересов государства.
Из анализа подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 93 ЗК РФ следует, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельного участка, предоставленного в целях обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, необходимо установить его разрешенное или фактическое использование для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 01.07.2012 осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливалась субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
С 01.03.2015 предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нём объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного положения ЗК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 279.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 279 цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 Правил N 279.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 279, введённым в действие с 10.06.2017, предусмотрено, что цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования подпункта "б" пункта 4 Правил N 279 следует, что для приобретения земельного участка в соответствии с названным положением необходима совокупность условий:
- в отношении участка снято ограничение оборотоспособности, или земельный участок образован из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности;
- на участке расположены здания, сооружения;
- право собственности на здания, сооружения возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012.
Из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2610 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024. Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2610 был изменён на "Производственная деятельность (код 6.0), Склад (код 6.9), Складские площадки (код 6.9.1) 28.07.2021 после соответствующего обращения предпринимателя в адрес заинтересованного лица 30.06.2021 (письмо Управления от 02.08.2021 N 55-05/4586).
Отказывая в удовлетворении заявления ИП Сергиенко В.А., суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок представляет собой единой целое, предназначен для функционирования двух объектов недвижимости, право собственности на один из которых возникло после 01.07.12, что исключает возможность приобретения спорного земельного участка по льготной цене.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на спорном участке размещены объекты капитального строительства:
- ремонтно-строительный цех с кадастровым номером 55:36:050203:2239 площадью 832 кв. м;
- сборный металлический склад с кадастровым номером 55:36:050203:2222 площадью 349 кв. м (по данным публичной кадастровой карты).
В рассматриваемом случае для применения подпункта "б" пункта 4 Правил N 279 подлежит установлению, в том числе дата возникновения права собственности на указанные объекты недвижимости.
Право собственности заявителя на ремонтно-строительный цех возникло 19.11.2010.
Право собственности на сборный металлический склад возникло у предпринимателя 07.12.2012.
При таких обстоятельствах, условия для приобретения по льготной цене земельного участка под объектом - сборный металлический склад с кадастровым номером 55:36:050203:2222 отсутствуют.
При этом в подпункте "б" пункта 4 Правил N 279 указаны расположенные на земельном участке здания, сооружения (во множественном числе), а не один из объектов недвижимости.
Таким образом, для применения подпункта "б" пункта 4 Правил N 279 недостаточно соответствия только одного из расположенных на земельном участке объектов недвижимости требованию ко времени возникновения права собственности.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.10.2022 по делу N А46-14964/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергиенко Виктора Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14964/2022
Истец: ИП Сергиенко Виктор Анатольевич
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области