г. Ессентуки |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А61-741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании, проводимом в режиме веб-конференции от заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" - Хетагуровой И.Р. (доверенность от 13.01.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания - Дзоциевой М.М. (доверенность от 12.01.2022), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия-Алания, Отделения Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия-Алания надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.09.2022 по делу N А61-741/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) с заявлением, в котором просило:
- признать невозможными к взысканию 62 035,96 руб. задолженности, пени и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам в фонд социального страхования учреждения;
- возложить на управление обязанность внести изменения в лицевую карточку налогоплательщика;
- обязать возвратить переплаченную сумму по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, транспортному налогу, страховым взносам, включая пени и штрафы в размере 295 452, 16 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд социального страхования по Республике Северная Осетия-Алания и Отделение Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением суда от 29.09.2022 заявленные требования учреждения удовлетворены частично. Суд признал безнадежными к взысканию 62 035,96 руб. задолженности, пени и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам в фонд социального страхования учреждения и обязал управление внести изменения в лицевую карточку налогоплательщика. В удовлетворении требования о возврате переплаченной суммы по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, транспортному налогу, по страховым взносам, включая пени и штрафы в размере 295 452, 16 руб. отказал.
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что о наличии суммы переплаты учреждению стало известно из справки N 9482 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организация и индивидуальных предпринимателей, т.е. с 27.06.2021. Трехгодичный срок следует исчислять не с момента уплаты налога, а когда налогоплательщик узнал о такой переплате.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве в качестве юридического лица 22.06.2012 за ГРН 1121513002907.
27 июля 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (правопредшественник управления) учреждению выдана справка N 9482 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 25.07.2021.
Согласно указанной справке общая сумма недоимки учреждения по налогам и сборам, пени и штрафы составляет 10 026,15 руб. Также, согласно справке учреждением излишне были уплачены налоги и сборы, включая пени и штрафы на общую сумму 574 282,80 руб.
В ходе рассмотрения дела, между сторонами проведена сверка взаиморасчетов, по итогам которой составлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 022-132252 от 23.07.2022.
В связи с чем, учреждение уточнило требования, согласно которым просило признать невозможными к взысканию налоговым органом 62 035,96 руб. задолженности, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам в фонд социального страхования учреждения и обязать возвратить переплаченную сумму по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, транспортному налогу, по страховым взносам, включая пени и штрафы в размере 295 452, 16 руб.
Суд первой инстанции, делая вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания 62 035,96 руб. задолженности пеней, штрафов по страховым взносам в связи с истечением установленного срока их взыскания, обоснованно исходил из следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 данной статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации обращение взыскания на денежные счета налогоплательщика в банках осуществляется по решению налогового органа, которое в силу пункта 3 статьи 46 Кодекса должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ; 57 "О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), судам необходимо исходить из того, что невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Кодекса.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов, то есть непринятие в установленные сроки надлежащих мер к их взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета (пункт 9 постановленияN 57).
Как определено подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
В связи с тем, что спорная сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам в фонд социального страхования в общем размере 62 035 рублей 96 копеек образовалась до 01 января 2017 года, она обоснованно признана невозможной к взысканию.
В данной части решение суда не обжалуется, доводов о несогласии не содержит, следовательно, предметом апелляционного обжалования не является.
Учреждением также заявило требование о возврате переплаченной суммы по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу, транспортному налогу, по страховым взносам, включая пени и штрафы в размере 295 452, 16 руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и, в установленные сроки, принять по нему решение.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Из смысла пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога исчисляется с момента уплаты налога, начало течения срока для подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога исчисляется с даты каждого платежа.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О из содержания положений пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 Кодекса в их взаимосвязи следует, что они направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данные положения не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Применительно к определению срока для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога, вопрос о времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии у него права на возмещение налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
Суд указал, что учреждение неоднократно обращалось в налоговый орган с запросом о предоставлении данных в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков и получал документально подтвержденные ответы:
1. О предоставлении справки о состоянии расчетов N 136500 по состоянию на 05.06.2019 и справка о состоянии расчетов N 136501 по состоянию на 05 06 2019 с извещением о получении электронного документа - 10.06.2019.
2. О предоставлении выписки операций по расчетам с бюджетом с извещением о получении электронного документа - 20.11.2018.
3. О предоставлении выписки операций по расчетам с бюджетом с извещением о получении электронного документа -20.11.2017.
4. О предоставлении акта сверки по налогам, сборам пеням и штрафов с извещением о получений электронного документа - 23.01.2017.
5. О предоставлении выписки операций по расчетам с бюджетом с извещением о получении электронного документа - 15.12.2017.
6. О предоставлении выписки операций по расчетам с бюджетом с извещением о получении электронного документа - 06.08.2018.
7. О предоставлении акта сверки по налогам, сборам пеням и штрафов с извещением о получении электронного документа - 03.07.2017.
8. О предоставлении акта сверки по налогам, сборам пеням и штрафов с извещением о получении электронного документа - 04.07.2017.
9. О предоставлении акта сверки по налогам, сборам пеням и штрафов с извещением о получении электронного документа - 27.06.2017.
10. О предоставлении акта сверки по налогам, сборам пеням и штрафов с извещением о получении электронного документа - 16.11.2017.
11. О предоставлении справки о состоянии расчетов N 35501 по состоянию на 05.06.2019.
12. Справка о состоянии расчетов N 2675252 от 26.11.2019 получена (лично) -04.12.2019.
Учреждение, как плательщик налога, в силу возложенной на него обязанности по самостоятельному исчислению налога, должно знать о размере своих налоговых обязанностей и возникновении у него переплаты в момент уплаты налога, но в любом случае не позднее срока, установленного для представления в инспекцию налоговой декларации за соответствующий период.
В связи с этим в рассматриваемом случае учреждение было своевременно ознакомлено о размерах уплаченных налогов, переплаты и наличия задолженности.
При таких обстоятельствах, суд сделал обоснованный вывод, что имея возможность своевременного обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога, учреждение не воспользовалось своим правом в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога, в установленный срок, истцом не представлено.
Таким образом, заявленные требования в размере 295 452, 73 руб. не обоснованы и обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как учреждение знало (должно было знать) о ней по итогам каждого налогового периода, то есть календарного года, на момент подачи в налоговый орган первичной налоговой декларации.
Поскольку учреждение обратилось с требованием о возврате излишне уплаченных сумм с пропуском установленного срока, суд правомерно признал их необоснованными.
Доводы учреждения о том, что о наличии суммы переплаты ему стало известно из справки N 9482 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организация и индивидуальных предпринимателей, т.е. с 27.06.2021, был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку в силу положений действующего законодательства учреждение самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период и страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.09.2022 по делу N А61-741/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-741/2022
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по РСО-Алания
Ответчик: МРИ ФНС по г.Владикавказу
Третье лицо: ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республика Северная Осетия -Алания, Фонд социального страхования по РСО-АЛАНИЯ, УФНС по РСО - Алания, УФНС по РСО-А, Федеральная налоговая служба