город Томск |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А27-14905/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-10307/2022) на решение от 18.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14905/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 144 "Детский сад компенсирующего вида" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 11, ОГРН 1024200695914, ИНН 4207059230) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года, за июнь, октябрь 2019 года, за июль 2020 года, за ноябрь, декабрь 2021 года в размере 3 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетному дошкольного образовательного учреждения N 144 "Детский сад компенсирующего вида"" (далее - Учреждение) 3 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года, июнь, октябрь 2019 года, июль 2020 года, ноябрь, декабрь 2021 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 10.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказано в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа за несвоевременное представление формы отчетности СЗВ-М за ноябрь 2018 года, за июнь, октябрь 2019 года, за июль 2020 года, за ноябрь, декабрь 2021 года в размере 3 000 рублей.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 18.10.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на пункт 2.2 статьи 11, статей 8.1, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает, что представление сведений на застрахованных лиц, которые не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Учреждением отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период июнь 2019 года на 37 застрахованных лиц (12.07.2019), за отчетный период октябрь 2019 года на 40 застрахованных лиц (14.11.2019), что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
В ходе проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2019 год и представленных сведений по форме СЗВ-М за июнь, октябрь 2019 года, Пенсионным фондом выявлены несоответствия: сведения на одно застрахованное лицо, которые представлены по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год отсутствуют в форме СЗВ-М за периоды июнь, октябрь 2019 года, в связи с чем Пенсионным фондом в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи 29.01.2020 направлены уведомления о расхождении.
31.01.2020, 05.02.2020 Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды июнь, октябрь 2019 года на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором не были представлены при представлении сведений по форме СЗВ-М тип "исходная". Представление сведений подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Пенсионный фонд, полагая нарушенным срок предоставления Учреждением сведений об 1 (одном) застрахованном лице по форме СЗВ-М за отчетные периоды июнь, октябрь 2019 года, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.02.2020 N 052S18200001304, от 06.02.2020 N 052S18200001305.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 18.03.2020 N 052S19200002359, от 18.03.2020 N 052S19200002360. Общий размер штрафных санкций составил 1 000 рублей.
Учреждению выставлены требования от 28.05.2020 N 052S01200004918, от 28.05.2020 N 052S01200004919 об уплате финансовых санкций в срок до 26.06.2020.
Как следует из материалов дела, 06.12.2018, 14.08.2020, 07.12.2021, 27.12.2021 Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности, не оспаривается.
19.02.2019, 20.08.2020, 27.01.2022, 27.01.2022 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года на 1 (одно) застрахованное лицо в каждой форме, сведения о котором отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М тип "исходная", что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности, не оспаривается.
Пенсионный фонд по результатам проведенной проверки, полагая нарушенными сроки предоставления сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.04.2019 N 052S18190006950, от 26.08.2020 N052S18200011355, от 04.02.2022 N 052S18220000588, от 04.02.2022 N052S18220000589.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверки Пенсионным фондом вынесены решение от 30.05.2019 N 052S19190008235, от 28.10.2020 N052S01200014471, от 15.03.2022 N 052S19220001677, от 15.03.2022 N 052S19220001678 о привлечении Учреждения к ответственности в общем размере 2 000 рублей за нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая".
Учреждение выставлены требования от 27.06.2019 N 052S01190012124 об уплате финансовых санкций в срок до 22.07.2019, от 28.10.2020 N052S01200014471 об уплате финансовых санкций в срок до 25.11.2020, от 12.04.2022 N 052S01220002319, от 12.04.2022 N 052S01220002318 об уплате финансовых санкций в срок до 02.05.2022.
Неисполнение Учреждением указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н) (действующей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетные периоды ноябрь 2018 года, за июнь, октябрь 2019 года, за июль 2020 года, за ноябрь, декабрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: июнь 2019 года - не позднее 16.07.2019, октябрь 2019 года - не позднее 15.11.2019.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Учреждение первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетные периоды - июнь, октябрь 2019 года в установленные законом сроки.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что формы СЗВ-М тип "дополняющие" за указанные отчетные периоды, содержащие сведения на 1 (одно) застрахованное лицо в каждой форме, представлены Учреждением 31.01.2020 и 05.02.2020, то есть с соблюдением пятидневного срока со дня получения уведомлений Пенсионного фонда от 29.01.2020 о выявленных ошибках.
Доказательства того, что скорректированные Учреждением сведения по форме СЗВ-М "дополняющие" за отчетные периоды - июнь, октябрь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Установив, что Учреждение, после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды, откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющие формы") за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Учреждения финансовых санкций в общей сумме 1 000 рублей.
Судом установлено и Пенсионным фондом не оспаривается, что Учреждение первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года в установленные законом сроки (06.12.2018 - ноябрь 2018 года, 14.08.2020 - июль 2020 года, 07.12.2021 - ноябрь 2021 года, 27.12.2021 - декабрь 2021 года).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за ноябрь 2018 года - не позднее 17.12.2018, за июль 2020 года - не позднее 17.08.2020, за ноябрь 2021 года - не позднее 15.12.2021, за декабрь 2021 года - не позднее 17.01.2022.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Учреждением самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. В материалы дела не представлены доказательства того, что скорректированные Учреждением сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за указанные периоды являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании финансовых санкций в общем размере 2 000 рублей за отчетные периоды ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, которые не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права. Исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды июнь, октябрь 2019 года страхователем были внесены в установленный уведомлением срок, дополнения в представленные сведения о застрахованном лице за отчетные периоды за ноябрь 2018 года, июль 2020 года, ноябрь 2021 года, декабрь 2021 года внесены при самостоятельном выявлении ошибки, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Приведенная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018; в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14905/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14905/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области- Кузбассу
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 144"