г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А56-21483/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Барахтян Д.А.
при участии:
от истца: Абросимова Е.М. по доверенности от 10.01.2022,
от ответчика: Полякова Н.В. по доверенности от 01.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34337/2022) общества с ограниченной ответственностью "Продстар-Торговый дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 по делу N А56-21483/2022, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к обществу с ограниченной ответственностью "Продстар-Торговый дом"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Продстар-Торговый Дом" (далее - ответчик) о взыскании 94 837,58 рублей задолженности по договору N 9237ЮН-5/09-20 от 02.09.2020 за период с 01.10.2019 по 30.06.2020, 29 278,74 рублей неустойки, начисленной с 21.11.2019 по 28.02.2022.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что иск не обоснован ни по праву, ни по размеру. К исполнению условий истец приступил в ноябре 2020 года, акты оказанных услуг за предыдущий период отклонены. Услуги оказывало иное общество. Ответчик полагает, что только того обстоятельства, что истец признан региональным оператором для оплаты неоказываемых услуг недостаточно.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, услуги оказаны, доказательства представлены в материалы дела, ООО "Питер-Гран" и ООО "Лель-Эко" транспортировали и утилизировали отходы иного класса, отличные от твердых коммунальных.
В судебном заседании стороны поддержали свои письменные позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Ленинградской области на основании соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Во исполнение условий Соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности Регионального оператора, оператор приступил к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области поэтапно:
-МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области - 01.04.2019 г.
-МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - 01.06.2019 г.
-МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - 01.07.2019 г.
-МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - 01.10.2019 г.
-МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - 01.11.2019 г.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором является публичным. Порядок заключения договора предусмотрен разделом 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 (далее -Правила N1156).
АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" разместило предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте.
Согласно представленной ООО "Продстар-торговый дом" заявке на заключение договора с Региональным оператором, ООО "Продстар-торговый дом" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере продажи продовольственных товаров во Всеволожском районе Ленинградской области по адресу: с.п. Бугровское, Порошкино, 23 км КАД (внутренне кольцо).
Следовательно, ООО "Продстар-торговый дом" является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и обязан оплачивать оказанные ему услуги.
Учитывая данные обстоятельства, между Региональным оператором и ООО "Продстар-торговый дом" заключен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей N 9237ЮН-5/09-20 от 02.09.2020 г. с приложениями.
Согласно заключённому договору Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в Договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные Договором.
В соответствии с пунктом 3.1. Договора под расчетным периодом понимается 1 (один) календарный месяц.
Руководствуюсь, действующими тарифами и нормативами расчета, Региональный оператор произвел расчет стоимости услуг по обращению с ТКО в отношении объекта образования ТКО Ответчика.
Согласно п. 3.7 Договора, Потребитель ежемесячно, в полном объеме, в безналичной форме оплачивает оказанные Региональным оператором по договору услуги в срок, не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, следующего за отчетным.
Надлежащее исполнение Истцом обязательств по Договору за период с 01.10.2019 г. по 30.06.2020 г. подтверждается актами оказанных услуг на общую сумму 94 837 руб. 58 коп.:
-Акт оказанных услуг N 23759 от 31.10.2019 г. на сумму 10 217 руб. 08 коп.;
-Акт оказанных услуг N 23760 от 30.11.2019 г. на сумму 10217 руб. 08 коп.;
-Акт оказанных услуг N 23761 от 31.12.2019 г. на сумму 12 316 руб. 48 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88103 от 31.01.2020 г. на сумму 10 868 руб. 12 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88104 от 29.02.2020 г. на сумму 10 868 руб. 12 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88107 от 31.03.2020 г. на сумму 10 868 руб. 12 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88109 от 30.04.2020 г. на сумму 10 868 руб. 12 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88110 от 31.05.2020 г. на сумму 9 307 руб. 23 коп.;
-Акт оказанных услуг N 88114 от 30.06.2020 г. на сумму 9 307 руб. 23 коп.
Вышеуказанные акты оказанных услуг направлены Региональным оператором в адрес Ответчика сопроводительным письмом исх. N УК-17049-09/21 от 06.09.2021, что подтверждается почтовым отправлением за трек-номером 80093064383864.
Таким образом, у ответчика перед истцом образовалась задолженность за период с 01.10.2019 по 30.06.2020 в размере 94 837,58 рублей, что послужило поводом для обращения истца в Арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения по доводам ответчика.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма Типового договора утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (2) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Принимая во внимание приведенные нормы, договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
02.09.2020 Ответчиком был подписан Договор N 9237ЮН-5/09-20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пункту 10.1, договор считается заключенным с даты подписания его сторонами, распространяет действие на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг с 01.10.2019 и заключен на период наделения АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" статусом регионального оператора.
Указанный пункт договора дублирует норму Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, согласно которой до момента подписания договора между сторонами услуга оказывается Истцом в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами".
Так, в соответствии с п.8 (18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
При указанных обстоятельствах довод Ответчика о том, что пункт 10.1 Договора правового значения не имеет, является ошибочным. Указанным пунктом стороны подтверждают, что днем фактического начала оказания услуг по обращению с ТКО Истцом является 01.10.2019.
Истец представил доказательства того, что он, как Региональный оператор, вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, с 01.01.2019. Доказательств того, что в 2019 году услуги оказаны иным лицом, не представлено.
Кроме того, по смыслу раздела 1(1) Правил N 1156 отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании требуемой платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения, инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения оплаты региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем. С учетом установленной Договором и типовым договором, утвержденным Правилами N 1156, обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору. Следует также отметить, что в пункте 18 Договора пределен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по Договору. Доказательств соблюдения Ответчиком порядка фиксации нарушения региональным оператором обязательств по Договору, последнее не представило. Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
В жалобе Ответчик указывает, что до ноября 2020 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывались ему обществом с ограниченной ответственностью "ПитерГран" по Договору 82/2016-Тп от 01.05.2016. Между тем, действие данного договора не могло распространяться на правоотношения сторон в части обращения с ТКО с момента начала деятельности регионального оператора на территории Ленинградской области, на основании пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, из представленных Ответчиком в материалы дела документов (л.д. 51-53) следует передача ООО "ПитерГран" и ООО "Лель-ЭКО" иных отходов, отличных от твердых коммунальных.
Так, третьим лицам Ответчиком были переданы отходы, имеющие код федерального классификационного каталога отходов 7 33 220 01 72 4 и 7 33 390 01 71 4 (мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный, смет с территории предприятия малоопасный), которые в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" и разъяснениями от 06.12.2017 г. N АА-10-04-36/26733 являются промышленными и не относятся к ТКО.
Твердые коммунальные отходы, согласно представленным документам, переданы в размере 0.000 мЗ (не переданы Ответчиком указанным лицам).
При указанных обстоятельствах, факт надлежащего оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела, доказательств погашения взыскиваемой истцом задолженности ответчиком не представлено.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с условиями договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорные периоды суд первой инстанции правильно взыскал пени. Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 по делу N А56-21483/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21483/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "Продстар-Торговый Дом"