город Воронеж |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А14-11561/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Ушаковой И.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от Воронежской таможни: Гончарова Д.А. - представитель по доверенности N 07-12/41 от 04.10.2021 сроком действия три года; Кольцов В.А. - представитель по доверенности N 07-12/01 от 12.01.2021 сроком действия три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Ратипа": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2022 по делу N А14-11561/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ратипа" (УНП 100492419) к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ратипа" (далее - ООО "Ратипа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2022 N 10104000-734/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2022 по делу N А14-11561/2022 постановление Воронежской таможни от 07.07.2022 N 101040000-734/2022 о привлечении к административной ответственности ООО "Ратипа" по статье 16.10 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на правомерность привлечения Общества к административной ответственности с учетом соответствующего правового регулирования и фактических обстоятельств дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ратипа" оспаривает доводы апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Воронежской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт
ООО "Ратипа" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, поступившее ходатайство, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовую позицию представителей таможенного органа, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.05.2022 в 00:38 в зону таможенного контроля Правобережного таможенного поста Воронежской таможни на транспортном средстве с регистрационными номерами АК8836-7/А7265А-7 по транзитной декларации (далее - ТД) N 10309140/260522/0000812 в адрес ODO "RESTMARK", Республика Беларусь, 220070, MINSK, STR. VAUPSHASOV, 10, прибыл груз "посуда столовая из стекла", доставка которого осуществлялась перевозчиком ООО "Ратипа" (л.д.95-97).
31.05.2022 в 16:47 водителем Общества для целей регистрации и завершения таможенной процедуры таможенного транзита были поданы соответствующие документы, при проверке которых было выявлено, что таможенным органом отправления - таможенным постом Морской порт Кавказ Краснодарской таможни (10309000), было установлено место доставки товара - Минск-СЭЗ (11206533) Минской Региональной таможни, и срок доставки - до 01.06.2022 (л.д.95-97).
31.05.2022 на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни поступило обращение ООО "Ратипа" о том, что в транспортном средстве АК8836-7/А7265А-7, выполняющем перевозку из Турции в Республику Беларусь, 27.05.2022 произошло возгорание груза в полуприцепе недалеко от г. Воронежа, транспортное средство прибыло на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни для завершения транзита с целью выгрузки для возможности ремонта прицепа (л.д.97 оборот). При этом также была представлена справка Главного управления МЧС России по Воронежской области от 27.05.2022 N 259-4-7-32, согласно которой 27.05.2022 по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н, 471 км трассы М4 "Дон", произошел пожар в автомобиле в прицепом АК8836-7/А7265А-7 (л.д.98).
31.05.2022 должностным лицом Правобережного таможенного поста Воронежской таможни отобраны объяснения у водителя Общества, осуществлявшего перевозку товара по ТД N 10309140/260522/0000812, который пояснил, что 27.05.2022 на 471 км трассы М-4 им было обнаружено возгорание прицепа, которое было потушено силами водителя и иных очевидцев и, впоследствии, работниками МЧС, после чего водитель направился на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни, при этом пломба была вскрыта водителем совместно с сотрудниками МЧС для дальнейшей частичной выгрузки и тушения изнутри (л.д.92).
Усмотрев, что перевозчик ООО "Ратипа" доставило товары, перевозимые по ТД N 10309140/260522/0000812, в таможенный орган, отличный от определенного таможенным органом отправления в качестве места доставки товаров, должностным лицом Воронежской таможни составлен рапорты (л.д.87-88), и уведомлением от 15.06.2022, полученным адресатом (л.д.93-94), Общество уведомлено о необходимости обеспечения явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении по статье 16.10 КоАП РФ (л.д.91).
22.06.2022 в отношении ООО "Ратипа" в отсутствие представителя последнего, ходатайствовавшего о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие (л.д.93-94), составлен протокол N 10104000-734/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.10 КоАП РФ (л.д.84-86), его копия направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д.110). Определением от 01.07.2022 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.112).
Постановлением от 07.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10104000-734/2022, принятым в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, ходатайствовавшего о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие (л.д.113-115), Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 100 руб. с учетом установления обстоятельства, отягчающего административную ответственность - факта повторного совершения однородного административного правонарушения (л.д.116-117), его копия была получена лицом, привлекаемым к административной ответственности (л.д.13-15,122).
07.07.2022 на основании принятого постановления Воронежской таможней внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.121).
Полагая указанное постановление о назначении административного наказания незаконным и подлежащими отмене, ООО "Ратипа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области заявленные требования удовлетворил, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений компетенции и процедуры привлечения к административной ответственности. Воронежская таможня действовала в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 3 статьи 28.1, статья 23.8, часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 636, Приказ ФТС России от 02.12.2014 N 2344 "Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"), лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии со статьей 16.10 КоАП РФ несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита или таможенный режим международного таможенного транзита.
Объективная сторона административного нарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ, составляют, в том числе, действия по доставке товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является, в частности, юридические лица, осуществляющие перевозку товара, помещенного под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита или таможенный режим международного таможенного транзита.
Субъективная сторона деяния для юридических лиц характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
В Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (статья 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Содержание таможенных процедур и положения, регулирующие порядок применения таможенных процедур, включая условия помещения товаров под таможенные процедуры, условия и порядок использования товаров в соответствии с таможенными процедурами после их помещения под такие таможенные процедуры, порядок завершения, прекращения, приостановления и возобновления действия таможенных процедур, а также обстоятельства возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок и (или) особенности их исчисления и уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенные процедуры, либо товаров, полученных (образовавшихся), изготовленных (полученных) в рамках применения таможенных процедур, определяются соответствующими главами настоящего раздела, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 127 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита определена как таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры, а также товаров Союза (подпункт 1 пункта 2 статьи 142 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 143 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 настоящего Кодекса, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 145 ТК ЕАЭС установлено, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров).
Согласно пункту 2 статьи 145 ТК ЕАЭС место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах, если иное не установлено пунктами 3-5 настоящей статьи.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пункта 4 статьи 145 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров по территориям двух и более государств-членов таможенный орган отправления вправе определять место доставки товаров независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) в иных случаях, определяемых Комиссией.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС установлено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
При этом в случае, если товары доставлены в таможенный орган, отличный от таможенного органа назначения, действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается в порядке, установленном статьей 151 ТК ЕАЭС (пункт 12 статьи 151 ТК ЕАЭС).
Порядок завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита определен пунктами 3-11 статьи 151 ТК ЕАЭС.
Из фактических обстоятельств дела, подтвержденных достаточной совокупностью представленных доказательств, усматривается, что основанием привлечения ООО "Ратипа" к административной ответственности явился факт доставки последним товаров, перевозимых по ТД N 10309140/260522/0000812, в таможенный орган, отличный от определенного таможенным органом отправления в качестве места доставки товаров.
При этом в период осуществления перевозчиком таможенного транзита имело место обстоятельство непреодолимой силы - возгорание груза и его частичная утрата в этой связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 ТК ЕАЭС при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных статьей 150 настоящего Кодекса, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Согласно пункту 6 статьи 2 ТК ЕАЭС понятия гражданского законодательства и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, применяются в каждом из государств-членов в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства государства-члена, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Как правило, такими обстоятельствами выступают явления природной и общественной жизни, имеющие не зависящий от лица характер, чрезвычайные и непредотвратимые (землетрясения, наводнения, пожары либо военные действия, эпидемии и т.д.).
Последовательность совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и препятствующих исполнению перевозчиком его обязанностей, предусмотренных статьей 150 ТК ЕАЭС, установлена Порядком совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 170 (далее - Порядок N 170).
Пунктом 2 Порядка N 170 установлено, что при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, перевозчик после принятия мер для обеспечения сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и транспортного средства незамедлительно сообщает в ближайший таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся такие товары и транспортное средство (при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз)), либо в таможенный орган отправления и таможенный орган назначения (при перевозке (транспортировке) товаров с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем) об этих обстоятельствах путем направления соответствующего уведомления (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе) об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика (далее - уведомление), необходимые к указанию в котором сведения установлены пунктом 3 Порядка N 170.
Пунктом 4 Порядка N 170 определены действия, предпринимаемые таможенным органом при поступлении уведомления.
В силу пункта 5 Порядка N 170 товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, и транспортное средство, перевозящее (транспортирующее) такие товары, перевозятся (транспортируются) перевозчиком в указанное таможенным органом место.
Если при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, товары, перевозимые (транспортируемые) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не могут быть доставлены перевозчиком в указанное таможенным органом место, в том числе в связи с их уничтожением, таможенный орган, указанный в пункте 2 Порядка, обязан обеспечить прибытие в установленный в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Порядка срок должностного лица этого таможенного органа на место возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, для составления акта об аварии или о действии непреодолимой силы (за исключением случаев перевозки (транспортировки) товаров с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем).
В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка N 170 после перевозки (транспортировки) товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, и транспортного средства, перевозящего (транспортирующего) такие товары, в указанное таможенным органом в соответствии с подпунктами "б" или "в" пункта 4 Порядка место или после прибытия должностного лица таможенного органа, в который поступило уведомление, на место возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, перевозчик представляет в таможенный орган, в который поступило уведомление, или должностному лицу этого таможенного органа, прибывшему на место возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, сведения о зоне таможенного контроля (в случае, если товары и транспортное средство, перевозящее (транспортирующее) такие товары, размещены в зоне таможенного контроля) и имеющиеся у него транзитную декларацию (копию транзитной декларации на бумажном носителе либо электронную копию транзитной декларации на бумажном носителе), если в таможенный орган отправления такая декларация представлялась на бумажном носителе, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств - членов Союза с третьей стороной, подтверждающие перевозку (транспортировку) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо сведения о такой декларации и таких документах (в случае, если транзитная декларация представлялась таможенному органу отправления в виде электронного документа).
После представления перевозчиком в таможенный орган, в который поступило уведомление, или должностному лицу этого таможенного органа, прибывшему на место возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, документов и (или) сведений, указанных в пункте 6 Порядка, должностное лицо такого таможенного органа: а) проводит таможенный контроль в отношении документов, товаров и транспортного средства, перевозившего (транспортировавшего) такие товары, а также составляет акт об аварии или о действии непреодолимой силы, за исключением случая, указанного в пункте 8 Порядка; б) в возможно короткие сроки, но не позднее 1 рабочего дня со дня фиксации результатов проведения таможенного контроля, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет в таможенный орган отправления и таможенный орган назначения с использованием информационной системы таможенного органа сообщение о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика.
Для подтверждения факта возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, в таможенный орган могут быть представлены документы, предусмотренные международными договорами государств - членов Союза с третьей стороной, актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств - членов Союза или иного государства, на территории которого возникли такие обстоятельства (пункт 8 Порядка N 170).
Согласно пункту 9 Порядка N 170 после проведения таможенного контроля перевозчик, декларант товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортного средства, в отношении которых возникли обстоятельства, препятствующие исполнению обязанностей перевозчика, совершают таможенные операции, связанные с продлением срока, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, изменением места, куда должны быть доставлены товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) и иными грузовыми операциями с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также заменой транспортных средств, перевозящих такие товары, завершением или прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита, предусмотренные соответственно пунктом 4 статьи 144, статьями 145, 148 и (или) 151 Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции с учетом представленных в материалы дела доказательств, 27.05.2022 водитель ООО "Ратипа" связался с оперативным дежурным Воронежской таможни по соответствующему номеру телефона (8 (473) 279-_..) и сообщил о произошедшем пожаре, что подтверждается детализацией телефонных разговоров с номера +7 960-547-_.. (л.д.47-48). Впоследствии водителю Общества поступил звонок с номера +7 (473)269-_.., после чего транспортное средство было перевезено на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни.
Согласно информации, размещенной на сайте Центрального таможенного управления (https://ctu.customs.gov.ru/folder/94150), телефонный номер +7 (473) 269-_.. принадлежит Россошанскому таможенному посту Воронежской таможни.
28.05.2022 в 00:38 транспортное средство АК8836-7/А7265А-7 прибыло на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни, а 31.05.2022 водителем Общества согласно подтверждению о прибытии транспортного средства N 10104070/310522/0003063 в таможенный орган сданы все товаросопроводительные документы, в том числе справка МЧС о пожаре от 27.05.2022 N 259-4-7-32 (л.д.32, 95-98).
Во исполнение поручения на таможенный досмотр от 31.05.2022 N 10104070/310522/10081 (л.д.21) 01.06.2022 в 14:00 должностным лицом Правобережного таможенного поста Воронежской таможни в присутствии водителя ООО "Ратипа" произведен таможенный досмотр перевозимого по ТД N 10309140/260522/0000812 товара с целью выявления утраты или уничтожения товара, внесения изменений в товаросопроводительные документы, в ходе которого были усмотрены последствия возгорания транспортного средства (прицепа, в котором перевозился товар) в виде частичного повреждения и утраты перевозимого товара.
По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра от 01.06.2022 N 10104070/020622/100081 с приложением фотоматериалов (л.д.22-31).
10.06.2022 Правобережным таможенным постом Воронежской таможни составлен акт об аварии или действии непреодолимой силы (л.д.20).
Из совокупности приведенных обстоятельств усматривается возникновение в период таможенного транзита аварии, повлекшей обращение водителя перевозчика ООО "Ратипа" в устной форме в таможенный орган, впоследствии санкционировавший прибытие товара на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни.
При этом суд области обоснованно указал, что в нарушение Порядка N 170 ООО "Ратипа" не было направлено уведомление в виде электронного документа, составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе или электронной копии документа на бумажном носителе (что не оспаривается заявителем), однако дальнейшие действия таможенного органа в виде проведения таможенного досмотра и составления акта об аварии или действия непреодолимой силы и предусмотренные пунктом 7 Порядка N 170 свидетельствуют о том, что таможенный орган знал об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязанностей перевозчика, а 27.05.2022 после тушения пожара у водителя транспортного средства отсутствовала техническая возможность направления уведомления в установленной Порядком N 170 форме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия обращает внимание, что по смыслу приведенных нормативных положений статьи 149 ТК ЕАЭС и Порядка N 170 при аварии, возникшей при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и препятствующей исполнению перевозчиком его обязанностей, предусмотренных статьей 150 ТК ЕАЭС, применительно к установленному таможенным органом событию административного правонарушения, обнаруженного 31.05.2022, процедура таможенного транзита еще не была завершена, ни с учетом срока завершения таможенного транзита, установленного таможенным органом места отправления (01.06.2022), ни с учетом даты составления акта об аварии или действии непреодолимой силы от 10.06.2022, тогда как в порядке пункта 9 Порядка N 170 после проведения таможенного контроля перевозчик предпринимает меры по продлению срока, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, изменению места, куда должны быть доставлены товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, а также завершению или прекращению действия таможенной процедуры таможенного транзита.
Иными словами, на момент 31.05.2022 (обнаружения события вмененного административного правонарушения) вывод таможенного органа о завершении таможенной процедуры таможенного транзита и, в этой связи, установления нарушения ООО "Ратипа" порядка таможенного транзита в связи с доставкой товаров, перевозимых по ТД N 10309140/260522/0000812, в таможенный орган, отличный от определенного таможенным органом отправления в качестве места доставки товаров, является преждевременным, поскольку как таковая процедура таможенного транзита не была завершена в связи с возникновением аварии, а прибытие товара на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни было санкционировано и обусловлено исполнением перевозчиком указаний должностного лица таможенного органа после уведомления последнего о возникновении аварии.
В этой связи и доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к рассматриваемой ситуации установленного пунктом 7 статьи 145 ТК ЕАЭС порядка изменения места доставки суд апелляционной инстанции признает необоснованными и не согласующимися с фактическими обстоятельствами дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции на момент признания таможенным органом вмененного административного правонарушения оконченным (31.05.2022) не усматривает совокупности условий, свидетельствующих о наличии признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.
В свою очередь, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения выступает обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленной по делу совокупности обстоятельств, свидетельствующих о возникновении аварии в период таможенного транзита, а также принятия Обществом достаточных и доступных к совершению в сложившейся ситуации мер по уведомлению таможенного органа о данном обстоятельстве и получении его санкции на прибытие товара на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни, суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины ООО "Ратипа" в совершении вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, из совокупности представленных административным органом и заявителем доказательств не усматривается наличие всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения выступает обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда области о незаконности оспариваемого постановления Воронежской таможни от 07.07.2022 N 101040000-734/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Воронежской области законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.10.2022 по делу N А14-11561/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11561/2022
Истец: ООО "Ратипа"
Ответчик: Воронежская таможня