15 декабря 2022 г. |
Дело N А83-23626/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием в судебном заседании Стажко Андрея Юрьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 сентября 2022 года по делу N А83-23626/2021 по заявлению Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "Жилсервискерчь" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Керчи Республики Крым, Стажко Андрей Юрьевич, о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным выданного 12.11.2021 Жилнадзором РК предписания N 1439 о возложении обязанности в срок до 30.12.2021 установить приборы отопления в местах общего пользования на 2-м и 3-м этажах в 1-м подъезде МКД N 3 в г. Керчи по ул. Ленина.
Решением суда заявленные требования удовлетворены, оспоренное предписание признано незаконным, с Жилнадзора РК в пользу МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что законом не предусмотрена обязанность управляющей компании устанавливать приборы отопления в местах общего пользования; плата за тепловую энергию в местах общего пользования не взымалась; собственники помещений не приняли решения о финансировании установки таких приборов отопления; установка приборов отопления относится к капитальному ремонту.
Жилнадзором РК подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (посредством использования видеоконференц-связи) Стажко А.Ю. согласился с доводами апелляционной жалобы и пояснил, что приборы отопления в подъездах предусмотрены; на первом этаже подъезда N 1 такие приборы заявителем установлены; в настоящее время заявитель не является управляющей компанией по управлению вышеназванным МКД.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке. Жилнадзор РК просил рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
12.11.2021 Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в адрес МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" выдано предписание N 1439, пунктом 1 которого на МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" возложена обязанность в срок до 30.12.2021 установить приборы отопления в местах общего пользования на 2-м и 3-м этажах в 1-м подъезде МКД N 3 в г. Керчи по ул. Ленина.
Данное предписание выдано на основании результатов проведенной с 08.11.2021 по 12.11.2021 Жилинспекцией РК проверки об исполнении ранее выданных предписаний N 910 от 21.05.2021, N 991 от 11.06.2021. Предписанием N991 от 11.06.2021 на управляющую компанию была возложена обязанность в срок до 16.08.2021 установить приборы отопления в местах общего пользования. О результатах проверки составлен акт N 2357 от 12.11.2021 (в акте ошибочно указана дата составления 12.09.2021). Для проведения проверки издан приказ N3360 от 08.11.2021, копия приказа получена заявителем 11.11.2021 (вх.N 3215/01-10).
Проверкой установлено, что предписание N 910 от 21.05.2021 - исполнено в полном объеме, предписание N 991 от 11.06.2021 - исполнено частично, установлен прибор отопления на 1 этаже подъезда N1, на 2-м и 3-м этажах этого подъезда приборы отопления не установлены.
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" фактически не оспаривает установленных проверкой обстоятельств, но полагает, что не обязано восстанавливать демонтированные приборы отопления в местах общего пользования МКД.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, относится соблюдение требований по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Согласно пункта 6, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Пункт 10 Правил N 491 устанавливает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено:
- предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1, что следует из подпункта "в" пункта 3 раздела II "Условия предоставления коммунальных услуг";
- исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, что следует из подпункта "в" пункта 31 раздела IV "Права и обязанности исполнителя".
Согласно пункта 18 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме включены работы, выполняемые для надлежащего содержания систем, в том числе отопления в многоквартирных домах, в числе прочих, проверка исправности, работоспособности, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно абзаца 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В разделе II данных Правил указано, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, поддержание работоспособности системы отопления многоквартирного дома, в том числе в подъездах дома, относится к техническому обслуживанию, которое должно обеспечиваться управляющей организацией в рамках обязательств по надлежащему содержанию общего имущества.
Более того, в приложении 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Согласно пункту 11 указанного приложения установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления относятся к текущему ремонту.
Понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88(р), утвержденных приказом Госкомархитектуры России при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
В соответствии с пунктом 4.1 ВСН N 58-88(р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
В соответствии с пунктом 5.1 ВСН N 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
В соответствии с пунктом 1.2 ВСН N 58-88(р) данный нормативно-правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Согласно приложению 7 ВСН N 58-88(р) в Перечне основных работ по текущему ремонту зданий и объектов в пункте 1 раздела Центральное отопление предусмотрено, что работы по смене отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры относятся к текущему ремонту.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 даны разъяснения о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выданное предписание соответствует требованиям законодательства, права управляющей компании не нарушены, предписанием на нее возложена предусмотренная законом обязанность; судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Тот факт, что в настоящее время заявитель не является управляющей компанией по управлению вышеназванным МКД имеет значение только для разрешения вопроса об исполнении предписания заявителем, но не является основанием для признания предписания незаконным. Судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 сентября 2022 года по делу N А83-23626/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23626/2021
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КЕРЧЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Стажко А. Ю., ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО", Стражко А.ю.