г. Пермь |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А71-11293/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 сентября 2022 года,
вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства
по делу N А71-11293/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
о признании недействительным постановления N 344 от 13.07.2022 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, административный орган, ответчик) о признании незаконным постановления N 344 от 13.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 27.09.2022, мотивированное решение изготовлено 12.10.2022), в удовлетворении заявления ООО "Спецавтохозяйство" о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 13.07.2022 N 344, отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с решением суда и постановлением административного органа, так как состав правонарушения в действиях общества не доказан, отсутствие жилого дома на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, не свидетельствует об отсутствии образования ТКО на таком участке; потребителю Тимурову Н.О. на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором 31.01.2022 зарегистрированы жилое и нежилое строения; выводы об отсутствии доказательств факта оказания заявителем потребителем услуг по обращению с ТКО, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (10.11.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.04.2022 в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике из Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска поступили материалы внеплановой документарной проверки, проведенной последним в отношении ООО "Спецавтохозяйство".
Внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Спецавтохозяйство" была проведена на основании решения от 27.12.2021 N 3688/06-02. По результатам проверки составлен акт проверки от 28.01.2022 N 3688/06-02, согласно которому ООО "САХ" допущен неверный расчет размера платы за коммунальную услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами", что повлекло обсчет потребителя Тимурова Н.О.
29.06.2022 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по факту обсчета потребителя за коммунальную услугу "обращение с ТКО" за период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года в сумме 1616 руб. 87 коп. в отношении ООО "САХ" в отсутствие представителей составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено обществом 19.05.2022, что подтверждается почтовым уведомлением N 80090372337671.
Письмом ООО "САХ" от 09.06.2022 сообщило о невозможности обеспечения явки представителя на составление протокола об административном правонарушении и об исполнении предписания Управления ЖКХ и проведении корректировки платы за обращение с ТКО в платежных документах по указанному жилому помещению за период с сентября 2020 года по декабрь 2021 года.
Копия протокола об административном правонарушении и определение от 29.06.2022 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 13.07.2022 направлены в адрес ООО "САХ" и получены обществом 04.07.2022, что подтверждается почтовым уведомлением N 80102872072799.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.07.2022 N 344, вынесенным руководителем Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в присутствии представителя ООО "САХ" по доверенности, представившем письменные пояснения, ООО "САХ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 9 ст. 155 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ООО "Спецавтохозяйство" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 354 домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в соответствии с названными Правилами предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в отношении многоквартирных домов и жилых домов.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Согласно п. 148 (1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут (подп. в п. 148 (11) Правил N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами также установлен Правилами N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 148 (34) Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148 (36) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает при наличии права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением) постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
Материалами дела подтверждается, что на земельном участке, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Ленинский район, ул. Героя Сергея Красноперова, д. 7 (далее - земельный участок), находится объект незавершенного строительства - жилой дом, заведенный под крышу, с пластиковыми окнами, железной дверью; рядом с домом находится объект незавершенного строительства из кирпича, также на участке расположены теплица, стройматериалы (кирпичи, деревянные поддоны, песок); участок с 3-ех сторон обнесен забором, на участке имеется узел учета электрической энергии.
Вместе с тем, доказательства того, что на вышеуказанном земельном участке находится введенный в эксплуатацию жилой дом, пригодный для постоянного проживания, в деле отсутствуют, собственников и зарегистрированных лиц в объекте, находящемся на земельном участке, не имеется. Данные об объектах недвижимости на спорном земельном участке отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы.
Судом первой инстанции установлено и иного не доказано, что в объекте отсутствует внутренняя отделка, отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и другие необходимые для проживания условия. На кадастровый учет вышеуказанный объект не был поставлен в связи с незаконченностью его строительства, несоответствия требованиям пожарной и санитарной безопасности.
Таким образом, в деле отсутствуют доказательства того, что строящийся объект недвижимости на момент начисления Тимурову Н.О. платы за обращение с ТКО был предназначен для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
При отсутствии жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и положениям Правил N 354.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод административного органа о том, что заявитель, произведя за период с сентября 20202 года по декабрь 2021 года расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, допустил иной обман потребителя.
Факт выявленного нарушения подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 29.06.2022 и заявителем не опровергнут.
Вышеприведенные обстоятельства обоснованно признаны судом свидетельствующими о наличии события административного проступка, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения установленных требований и правил при осуществлении расчета стоимости услуги отопления, равно как и доказательств наличия каких-либо препятствий для их исполнения в материалы дела не представлено.
В силу изложенного, вывод суда о доказанности административным органом состава административного проступка, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, является верным, основан на правильном применении норм материального права и правильной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии в действиях общества состав административного правонарушения, со ссылкой на то, что отсутствие жилого дома на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке, не свидетельствует об отсутствии образования ТКО на таком участке, апелляционным судом проверены и отклонены, так как они не основаны на нормах права и обстоятельствах дела.
Довод жалобы о несоответствии обстоятельствам дела вывода суда об отсутствии доказательств факта оказания заявителем потребителем услуг по обращению с ТКО суд признает несостоятельным, так как данное подтверждает лишь оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не свидетельствуют о наличии оснований для начисления платы за обращение с твердых коммунальных отходов собственнику спорного земельного участка.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, заявленные требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Таким образом, указанных в статье 270 АПК РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 27.09.2022, мотивированное решение изготовлено 12.10.2022), по делу N А71-11293/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11293/2022
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике