г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А41-8275/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протоколу судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2022 по делу N А41-8275/22, принятое судьей Таранец Ю.С., по иску ИП Петрова А.Н. к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918, ИНН 5024129468), Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904), ГБУ Московской области "Мособлгеотрест" (ОГРН 1165032054714, ИНН 5032238990) третье лицо: Правительство Московской области (ОГРН 1027739809460, ИНН 7710342058) о признании незаконным бездействия, выраженного в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 об отсутствии наложения на земли лесного фонда и невнесении изменений в границы, о признании незаконным бездействия, выраженного в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области, об обязании исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, о внесении изменений в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств, об инициации процедуры внесения сведений в РГИС об исключении сведений, об обязании исключить сведения из ИСОГД, РГИС Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ИП Петров А.Н. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ МО "Мособлгеотрест" с требованиями, исходя из принятых уточнений:
- признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 об отсутствии наложении на земля лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС.
- признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
- признать незаконным бездействие ГБУ МО "Мособлгеотрест", выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
- обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
- обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
- обязать ГБУ МО "Мособлгеотрест" исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2022 по делу N А41-8275/22 заявленные требования ИП Петрова А.Н. удовлетворены частично:
- признаны незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 об отсутствии наложении на земля лесного фонда и не предоставлении сведений в РГИС.
- Комитет лесного хозяйства Московской области обязан исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
- Комитет лесного хозяйства Московской области обязан инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
13.12.2022 в материалы дела от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ Московской области "Мособлгеотрест", Правительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ИП Петрова А.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59.
Земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020321:59 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, участок поставлен на кадастровый учет 10.09.2009.
Согласно справке от 27.05.2021 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий, площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 с землями лесного фонда составляет 10469,21 кв.м.
В этой связи ИП Петров А.Н. обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением от 29.06.2021 привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59, границы которого установлены в ЕГРН; исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение от 09.07.2021 о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка, разъяснено.
В материалы дела также представлен акт от 28.07.2021 N 3044/2/11-09/2021/ЛА об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому из состава Ногинского сельского лесничества исключены сведения о земельном участке, пересекающем границы земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 на площади 12015 кв.м.
Вместе с тем, из справки от 13.05.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020321:59 накладывается на земли лесного фонда, площадь наложения - 10469,21 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование требований заявитель ссылается на выявленное противоречие в сведениях ЕГРН и ГЛР в части наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020321:59 на лесной участок и незаконное бездействие уполномоченных органов по невнесению необходимых изменений в сведения ГЛР, ИСОГД, РГИС МО в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, нарушающее права и законные интересы заявителя. Данные обстоятельства препятствуют осуществлению государственной регистрации права и осуществлению кадастрового учета.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п.12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В силу пунктов 6.1, 6.1.1, 6.2 административного регламента предоставления государственной услуги по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Распоряжением Мособлкомлеса от 26.03.2021 N 28РВ-5, результатом предоставления Государственной услуги является решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости по форме, приведенной в приложении 1 к административному регламенту.
В случае принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, Мособлкомлесом составляется акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение". Электронный образ указанного акта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента утверждения направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п.13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Судом первой инстанции установлено, что 09.07.2021 Комитет лесного хозяйства Московской области принял решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении спорного земельного участка.
Утвержденный акт об изменении документированной информации в государственного лесного реестра от 28.07.2021 N 3044/2/11-09/2021/ЛА направлен в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области для размещения в ИСОГД, данный акт размещен в ИСОГД, что подтверждается, представленной в материалы дела справкой о регистрации документов и сведений в ИСОГД Московской области.
Распоряжением Мособлкомлеса от 18.12.2019 N 29РВ-19 утвержден Порядок предоставления сведений о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, регулирующий процедуру использования электронного сервиса предоставления сведений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области (далее - Сервис, Порядок).
Сервис используется в целях:
Определения наличия или отсутствия пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Определения возможности предоставления Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости".
Органом, ответственным за предоставление информации посредством Сервиса, является Комитет.
Результатом предоставления Сервиса является информация о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области или о невозможности предоставления информации о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
Справка, заверенная усиленной электронной цифровой подписью Комитета, по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Порядку, содержащая:
- сведения о наличии или отсутствии пересечения границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области, с указанием кадастрового номера земельного участка, лесничества, участкового лесничества, квартала, выдела, площади наложения в метрах квадратных. В случае прохождения земельного участка по процедуре Федерального закона N 280-ФЗ от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указывается номер протокола межведомственной рабочей группы по устранению противоречий в сведениях государственных реестров либо статус оказания государственной услуги "Приведение в соответствие сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости";
- схему наложения границ земель в составе иных категорий на земли лесного фонда с указанием номеров поворотных точек наложения;
- каталог координат наложения земель в составе иных категорий на земли лесного фонда.
Справка готовится с использованием системы РГИС МО, являющейся государственной информационной системой (постановление Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38). В силу пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Материалами дела подтверждено, что Комитетом лесного хозяйства Московской области, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении спорного земельного участка о наложении на земли лесного фонда.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы Комитета лесного хозяйства Московской области об отсутствии прав доступа к работе с информационными слоями РГИС отклоняются судом, поскольку доказательств принятия необходимых мер по получению таких прав доступа Комитетом лесного хозяйства Московской области в материалы дела не представлено.
В материалах дела так же имеется справка от 13.05.2022 в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020321:59 накладывается на земли лесного фонда, площадь наложения - 10469,21 кв.м.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что фактически документированная информация государственного лесного реестра не приведена в соответствие со сведениями ЕГРН, поскольку в публичных реестрах и информационных системах содержатся сведения о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
В этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителя об оспаривании бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:17:0020321:59 об отсутствии наложении на земли лесного фонда и не предоставления сведений в РГИС, об обязании исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
Согласно ч. 1.7 Постановления Правительства МО от 25.03.2016 N 231/9 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области" ИСОГД Московской области обеспечивает взаимодействие с Региональной географической информационной системой для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (РГИС МО) и Единой информационной системой обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений (ИС ЛОД).
В приложении N 2 к Положению о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области содержится перечень органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области, обеспечивающих представление информации для размещения в ИСОГД Московской области.
Комитет лесного хозяйства Московской области к данным лицам не отнесен.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 231/9 ГБУ Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно- планировочных работ "Мособлгеотрест" является оператором ИСОГД МО.
Поскольку в рамках настоящего дела судом установлено, что акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 28.07.2021 N 3044/2/11-09/2021/ЛА размещен в ИСОГД, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным бездействия Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
В соответствии с п.п. 3.3.1 Порядка информационного взаимодействия участников государственной информационной системы "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", утвержденного распоряжением Мингосуправления Московской области от 28.02.2017 N 10-32/РВ (далее - Порядок) слой пространственных данных - это набор пространственных объектов предметной области, обладающих тематической общностью и единой для всего слоя пространственных данных системой координат.
Из п.п. 3.3.2 Порядка следует, что включение нового слоя пространственных данных (далее - СПД) в Перечень пространственных данных осуществляется на основании представленного поставщиком информации технологического паспорта слоя пространственных данных (далее - Паспорт СПД).
В п.п. 3.4.2 Порядка разъясняется, что Паспорт СПД представляет собой документ, предоставляемый поставщиком информации пространственных данных и содержащий:
общие сведения о слое пространственных данных и о лицах, ответственных за актуальность и корректность данных по этому слою пространственных данных;
формализованное описание его структуры, атрибутивного состава, требования к пространственным объектам, входящим в набор, а также порядок и требования к первичному наполнению РГИС пространственными данными по этому слою пространственных данных и к их последующей актуализации.
Из п.п. 3.5.2. Порядка следует, что при включении нового слоя пространственных данных в Перечень пространственных данных РГИС оператор РГИС обеспечивает:
обновление существующей структуры базы данных РГИС;
настройку интерфейса для ввода и редактирования данных по новому слою пространственных данных;
настройку ввода и редактирования данных РГИС в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 4 Порядка;
настройку электронных сервисов для предоставления данных из РГИС во внешние информационные системы, если это предусмотрено в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 6 Порядка;
настройку электронных сервисов для обновления данных в РГИС с использованием информационного взаимодействия с внешними системами, если это предусмотрено в соответствии с заполненным паспортом СПД, в соответствии с пунктом 6 Порядка;
в случае необходимости по согласованию с поставщиком информации первичное наполнение РГИС осуществляется оператором РГИС, данными из файла (соответствующими заполненному паспорту СПД), предоставленного ответственным лицом поставщика информации.
Поскольку ГБУ МО "Мособлгеотрест" не является поставщиком информации для РГИС, а также не обладает полномочиями по непосредственному внесению в РГИС сведений об изменении сведений о местоположении границ лесных участков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования в данной части также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2022 года по делу N А41-8275/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8275/2022
Истец: Петров Алексей Николаевич
Третье лицо: ГБУ МО "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ТРЕСТ ГЕОЛОГО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РАБОТ "МОСОБЛГЕОТРЕСТ", Комитет Лесного Хозяйства МО, Комитет по Архитектуре и градостроительству МО