г. Красноярск |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А33-19242/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 сентября 2022 года по делу N А33-19242/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - учреждение, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Диамант" (ИНН 2464048912, ОГРН 1032402509589, далее - общество, ООО "Диамант") о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Решением от 30.09.2022 требования пенсионного фонда удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Диамант" в доход пенсионного фонда взыскано 5 000 рублей финансовых санкций.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта по мотиву неправильного применения норм материального права, ссылаясь, в том числе, на вынесение спорных решений в соответствии с действующим законодательством и наличие правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионным фондом проведена проверка представленных обществом сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 N27-ФЗ).
По итогам проведенной проверки приняты решения от 21.02.2022 N 205S19220003777 и от 22.04.2022 N 205S19220008679, о применении финансовых санкций к страхователю в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции обществу были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим требованием.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в сроки, установленные пунктами 2-2.2 настоящей статьи, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Положениями Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N211н (далее - Инструкция от 22.04.2020 N211н), регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из положений статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, абзацев 1 и 2 пункта 40 Инструкции от 22.04.2020 N 211н следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М (исходная) за спорный период, направлены обществом 16.11.2021, с нарушением установленного законодательством срока. Вместе с тем, содержали ошибки и (или) несоответствия.
Исправленные сведения за спорный период представлены обществом 19.01.2022.
По факту не представления в установленный срок сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом были составлены акты от 11.01.2022 N N 205S18220000091 и от 14.03.2022 NN 205S18220004973 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с частью 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ пенсионным фондом приняты решения от 21.02.2022 N 205S19220003777 и от 22.04.2022 N 205S19220008679 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа. Страхователю выставлены требования об уплате штрафа в добровольном порядке.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, констатировал, что сведения о застрахованных лицах за октябрь 2021 года (исходные), представлены обществом по телекоммуникационным каналам связи с нарушением срока их представления, в связи с чем, требование о взыскании штрафных санкций в размере 5 000 рублей признано подлежащим удовлетворению.
В части требования о взыскании штрафных санкций за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2021 года, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что в результате сверки отчетности по формам СЗВ-ТД и СЗВ-М за октябрь 2021 год, пенсионный фонд выявил расхождение сведений за спорный период по указанным формам, уведомление о необходимости устранения данного расхождения путем предоставления корректных сведений СЗВ-ТД либо СЗВ-М, направил в адрес ответчика по телекоммуникационным каналам связи 27.12.2021.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя (абзац третий пункта 38 Инструкции N 211н).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что фонд в уведомлении указал на необходимость предоставления формы СЗВ-ТД с недостающими кадровыми мероприятиями либо недостающую СЗВ-М. При этом, указание на то, что именно в исходных данных СЗВ-М за отчетный период, на дату направления уведомления, выявлены ошибки и несоответствия в индивидуальных сведениях, в уведомлении отсутствует. Напротив, в уведомлении, направленном в электронном виде, указано на обнаружение ошибки в части отсутствия кадровых мероприятий в 2021 году. В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что общество самостоятельно выявило ошибки в представленных за спорный период сведениях, и устранил их.
Кроме того, из представленных пенсионным фондом в материалы дела доказательств не представляется возможным определить дату получения обществом указанного уведомления, в связи с чем отсутствуют основания для утверждения о нарушении обществом пятидневного срока.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании 500 рублей штрафа.
Таким образом, применительно к положениям Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следует, что общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 указанного Закона.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Соответственно, в рассматриваемом случае представление обществом отчетности за период октябрь 2021 года по форме СЗВ-М (дополняющая), является самостоятельным выявлением ошибки, исключающим привлечение общества к ответственности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, положения Закона N27-ФЗ, Инструкции N211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано наличие оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 5 000 рублей за нарушения при представлении сведений о застрахованных лицах на основании решения 21.02.2022 N205S19220003777, а также признал отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания санкций, начисленных в связи с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М (дополняющая) октябрь 2021 года.
Доводы пенсионного фонда не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 сентября 2022 года по делу N А33-19242/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19242/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю, Отделение ПФРФ по Красноярскому краю
Ответчик: ООО "ДИАМАНТ"