город Томск |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А27-14639/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-10306/2022) на решение от 13.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14639/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибсервис" (650044, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Абызова, дом 12, офис 2, ОГРН 1174205014059, ИНН 4205355883) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года;
по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год, СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год в размере 3 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сибсервис" (далее - Общество) 3 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года; по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год, СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 05.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год в сумме 1 500 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Общества взыскано 1 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 13.10.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказанных требований и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на пункты 2, 2.2 статьи 11, статьи 8.1, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает, что представление сведений на застрахованных лиц, которые не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходная), СЗВ-СТАЖ (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы Пенсионного фонда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 21.03.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год на 3 (трех) застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
В ходе проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год и представленных в 2018 году сведений по форме СЗВ-М, Пенсионным фондом выявлены расхождения в отчетах, а именно:
в форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год отсутствуют сведения об 1 (одном) застрахованном лице, в связи с чем, Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи 21.03.2019 направлено уведомление о расхождении.
22.03.2019 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной форме СВЗ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд, считая, что Обществом сведения об 1 (одном) застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год представлены позже установленного Федеральным законом N 27- ФЗ срока (установленный законом срок представления сведений - 01.03.2019, сведения представлены 22.03.2019), составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.05.2019 N 052S18190008080.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 13.06.2019 N 052S19190009424. Размер штрафных санкций составил 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 09.07.2019 N 052S01190013306 об уплате финансовых санкций в срок до 01.08.2019.
14.09.2020 Общество направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за август, сентябрь 2020 года, что подтверждается протоколами проверки отчетности.
20.10.2020 Обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за август, сентябрь 2020 на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, что подтверждается протоколами проверки отчетности.
Пенсионный фонд по результатам проведенной проверки, считая сроки предоставления сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за август, сентябрь 2020 года нарушенными, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.10.2020 N 052S18200014731, от 27.10.2020 N 052S18200014732.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверки Пенсионным фондом вынесены решения от 02.12.2020 N 052S19200015033, от 02.12.2020 N 052S19200015034 о привлечении Общества к ответственности в общем размере 1 000 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август, сентябрь 2020 года.
Обществу выставлены требования от 25.12.2020 N 052S01200017509, от 25.12.2020 N 052S01200017510 об уплате финансовых санкций в срок до 21.01.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения требований Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций за непредставление в срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год, по форме СЗВ-М "дополняющая" за август, сентябрь 2020 года в общем размере 1 500 рублей, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год в отношении 1 (одного) застрахованного лица.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-СТАЖ тип "дополняющие" за 2018 год, содержащая сведения на 1 застрахованное лицо, представлена Обществом 22.03.2019, то есть на следующий день после отправки уведомления Пенсионного фонда о выявленных ошибках от 21.03.2019.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющие" за 2018 год являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Установив, что Общество, после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за 2018 год, откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющие формы"), что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций в сумме 500 рублей.
Судом установлено и Пенсионным фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за август, сентябрь 2020 года в установленный законом срок (14.09.2020).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за август 2020 года - не позднее 15.09.2019, за сентябрь 2020 года - не позднее 15.10.2020.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за август, сентябрь 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. В материалы дела не представлены доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август, сентябрь 2020 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за август, сентябрь 2020 года, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за указанные периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании финансовых санкций в общем размере 1 000 рублей за август, сентябрь 2020 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованных лиц, которые не были указаны в отчетах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права. Исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за отчетный период 2018 год страхователем были внесены в установленный уведомлением срок, дополнения в представленные сведения о застрахованном лице за август, сентябрь 2020 года внесены при самостоятельном выявлении ошибки, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Приведенная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018; в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14639/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14639/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области- Кузбассу
Ответчик: ООО "СИБСЕРВИС"