город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2022 г. |
дело N А32-18793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2022 по делу N А32-18793/2022
по иску администрации муниципального образования города Краснодара (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570),
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Ткаченко Светланы Иосифовны,
о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчика, управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0414006:13 площадью 802 кв.м, расположенный по ул. Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Ткаченко Светлана Иосифовна.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2022 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, межрегиональное управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что течение срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения начинается со дня, когда собственник имущества узнал или должен был узнать об утрате владения при отсутствии правовых оснований и о том, кто является надлежащим ответчиком. На основании вышеизложенного межрегиональное управление считает необходимым применить последствий пропуска истцом срока исковой давности - отказать в удовлетворении иска.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации города Краснодара от 25.03.1996 N 398 "О предоставлении ТОО "Комплекс" земельных участков в Карасунском административном округе города" и постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 02.07.1997 N 1127 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Краснодара от 25.03.1996 N 398 и изъятии у ТОО "Комплекс" части земельного участка в Карасунском административном округе" ТОО "Комплекс" (в настоящее время - ООО "Комплекс") предоставлены в аренду на два года земельные участки общей площадью 2184 кв.м для эксплуатации магазина и производственного цеха по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Заключен договор аренды земельных участков от 09.10.2000 N 1527 (4300007556) (далее - договор N 1527).
Постановлением мэрии города Краснодара от 14.10.1997 N 1964 "О предоставлении ТОО "Комплекс" земельного участка в Карасунском административном округе" ТОО "Комплекс" предоставлен в аренду на два года земельный участок площадью 961 кв.м для эксплуатации площадки для хранения имущества предприятия по улице Уральской, 184/1 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2000 N 1528 (4300007557) (далее - договор N 1528).
Договор N 1528 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю за N 23-01.00-1.31.2000-191 от 10.11.2000.
На основании договора купли-продажи нежилых помещений от 14.08.2001, заключенного с ООО "Комплекс и компания", гражданка Познякова Е.Н. являлась собственником нежилых помещений N N 1-10, 33, 34 в зданиях литеры "А", "А1" по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2001. серия 23-АА N 330505).
На основании договора купли-продажи от 12.05.2002, заключенного с ООО "Комплекс и компания", гражданка Гапонова С.В. являлась собственником нежилых помещений N N 11-32, 35-42 в зданиях литеры "А", "А1" по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2002 серия 23-АА N 655080).
Граждане Познякова Е.Н. и Гапонова С.В. обратились с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации нежилых зданий и сооружений по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара.
Гражданка Гапонова С.В. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для временного размещения офиса из облегченных конструкций по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара. При проведении работ по формированию земельных участков по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара изготовлены проект границ земельного участка N 1, площадь которого составила 2101 кв.м, и проект границ земельного участка N 2, площадь которого составила 802 кв.м. Земельный участок N 2 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 23:43:0414006:13.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 21.06.2004 N 1624 "О предоставлении гражданам Позняковой Е.Н. и Гапоновой С.В. земельных участков в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара" (т. 1, л.д. 30-32):
- Позняковой Е.Н. и Гапоновой С.В. предоставлен в аренду на 5 лет из земель поселений земельный участок N 1 площадью 2101 кв.м, расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования) для временного размещения офиса из облегченных конструкций по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (пункт 5);
- Гапоновой С.В. предоставлен в аренду на 5 лет из земель поселений земельный участок N 2 площадью 802 кв.м, расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования) для временного размещения офиса из облегченных конструкций по улице Уральской, 184/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (пункт 6).
Заключен договор аренды земельного участка от 29.06.2004 N 4300012529 (далее - договор) (т. 1, л.д. 24-29), зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 19.08.2004 N 23-01/00-185/2004-614, в связи с чем действие договоров NN 1527, 1528 прекращено.
На основании соглашения о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.06.2004 N 4300012529 (т. 1, л.д. 38), зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, запись о государственной регистрации от 11.01.2008 N 23-23/001/472/2007-785, в настоящее время арендатором по договору является Ткаченко С.И.
Согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2022 N КУВИ-001/2022-30567203 (т. 1, л.д. 45-48) на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0414006:13 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись регистрации от 10.11.2000 N 23-01.00-1.31.2000-191, т. 1, л.д. 46, строка 2.1).
В отношении указанного земельного участка в ЕГРН ранее имелась аналогичная запись об обременении в виде аренды по договору N 1528.
Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0414006:13 произведена одновременно с регистрацией ограничения (обременения) земельного участка в виде аренды.
Согласно выписке из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от 11.03.2022 N КУВИ-001/2022-32444653 (т. 1, л.д. 49) запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0414006:13 в ЕГРН внесена на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993.
На момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:43:0414006:13 вопрос об отнесении к тому или иному уровню собственности данного земельного участка не решен, соответственно администрация имела право заключить договор указанного земельного участка либо иным образом распорядиться данным имуществом.
Администрация полагает, что запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации внесена в ЕГРН в отсутствие установленных законом оснований, нарушает права и интересы муниципального образования город Краснодар.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пунктам 52, 53 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Статей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу с 01.07.2006 Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в настоящее время установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующего с 01.07.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа" установлены границы муниципального образования город Краснодар, утвержден перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Краснодар.
Согласно статьям 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действующей на дату распоряжения спорными земельными участками) установлен перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определены положения о государственной регистрации нрава собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо-действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
При этом Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусмотрено такое основание для государственной регистрации наличия, возникновения и прекращения прав, как Конституция Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствовали основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207031:1 к федеральному уровню собственности на основании критериев, установленных п. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На момент предоставления вышеуказанный земельный участок относились к землям неразграниченной государственной собственности, соответственно администрация муниципального образования город Краснодар на основании положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имела право на распоряжение указанным земельным участком, в том числе путем заключения вышеуказанных договоров спорного земельного участка.
Суд также учёл, что спорный земельный никогда не находился во владении Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный участок, с учетом того, что таковой относится к землям неразграниченной государственной собственности, неправомерна.
Довод заявителя жалобы о пропуске срока исковой давности несостоятелен, поскольку в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлено; суд апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не переходил (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса, пункты 10 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" от 29.09.2015, указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
На основании изложенного, вопреки доводам жалобы, исковая давность на требование истца о признании права отсутствующим не распространяется.
Иной подход по применению исковой давности по указанному требованию не обеспечивает достоверность и публичность государственного реестра, не способствует должной защите прав участников гражданского оборота и восстановлению их нарушенных прав в отношении объектов недвижимости (пункт 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2022 по делу N А32-18793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18793/2022
Истец: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: РОСРЕЕСТР, Ткаченко С И, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея