г. Томск |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А45-19774/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-9804/2022) на решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-19774/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Нахимович Е.А.)
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 19/1, ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101)
к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования города Новосибирска "Детская музыкальная школа N 2 им. Е. Ф. Светланова" (630078, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Римского-Корсакова, дом 3/1, ОГРН: 1035401484249, ИНН: 5404134697)
о взыскании ущерба в размере 19 836 рублей 47 копеек,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска "Детская музыкальная школа N 2 им. Е. Ф. Светланова" (далее - Учреждение) убытков в сумме 19 836 рублей 47 копеек, возникших в связи с несвоевременным представлением сведений о работающих застрахованных лицах.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 19.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 29.09.2022 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 18, 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункт 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что непредставление страхователем в установленный законом срок достоверных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года повлекло выплату пенсии за период с 01.12.2020 по 30.04.2021 в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающим пенсионерам, основания для проведения индексации отсутствовали, о чем Пенсионный фонд узнал только 17.03.2021, излишне выплаченная сумма пенсии в размере 19 836 рублей 47 копеек подлежит возмещению.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16.01.2021 Учреждением в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за декабрь 2020 года на 77 застрахованных лиц, в том числе, в отношении работающего пенсионера.
01.02.2021 Учреждением в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за декабрь 2020 года на 78 застрахованных лиц, в том числе, в отношении работающего пенсионера.
19.02.2021 Учреждением в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за декабрь 2020 года на 78 застрахованных лиц, в том числе, в отношении работающего пенсионера.
26.02.2021 Учреждением в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за декабрь 2020 года на 77 застрахованных лиц, в том числе, в отношении работающего пенсионера.
Представление указанных сведений подтверждается извещениями о доставке.
17.03.2021 Учреждением в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за декабрь 2020 года на 78 застрахованных лиц, в том числе, в отношении работающего пенсионера, что подтверждается извещением о доставке.
Полагая, что не получил данные в отношении застрахованного лица за декабрь 2020 года как о работающем пенсионере в установленный срок, Пенсионный фонд за период с 01.12.2020 по 30.04.2021 произвел выплату застрахованному лицу пенсии в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не может быть установлена работающим пенсионерам, общая сумма излишне начисленной и выплаченной пенсии составила 19 836 рублей 47 копеек, в подтверждение чего Пенсионным фондом представлен расчет излишне выплаченных сумм пенсии за период с 01.12.2020 по 30.04.2021.
По факту выявления излишней выплаты пенсии за период с 01.12.2020 по 30.04.2021 Пенсионным фондом вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 19.04.2021 N 1005 и составлен протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 23.04.2021 N 178.
22.04.2022 Пенсионный фонд направил в адрес Учреждения претензию с предложением в добровольном порядке возместить в десятидневный срок ущерб, причиненный несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.
Поскольку требования претензии оставлены Учреждением без удовлетворения, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, статей 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Учреждения и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсии.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ, статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страховании и обязано предоставлять индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, определена в статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру спорной суммы пенсии Пенсионным фондом указано на непредставление Учреждением сведений о работающем у него застрахованном лице за декабрь 2020 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Пенсионным фондом в материалы дела представлены решения о перерасчете сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 01.02.2021, 23.03.2021 в качестве оснований заявленных требований. Решение о перерасчете от 01.02.2021 предусматривает период осуществления выплат с 01.12.2020. Решение о перерасчете от 23.03.2021 предусматривает период осуществления выплат с 01.01.2021. Суд первой инстанции, оценив указанные решения, пришел к мотивированному выводу о том, что указанные решения о перерасчете не могли стать основаниями для начисления пенсии в повышенном размере с учетом индексации в силу следующего.
Сведения, представленные по форме СЗВ-М ("исходная" - 16.01.2021, "дополняющая" - 01.02.2021, "отменяющая" - 19.02.2021, "отменяющая" - 26.02.2021) содержали информацию о застрахованном лице, последняя форме СЗВ-М "дополняющая" представлена 17.03.2022, то есть до принятия решения об индексации от 23.03.2021.
На момент принятия решения о перерасчете от 01.02.2021 у Пенсионного фонда имелась информация о застрахованном лице, так как отменяющая форма представлена заинтересованным лицом только 19.02.2021.
Перед осуществлением Пенсионным фондом выплат сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) за период 01.12.2020-30.04.2021 на основании платежного поручения N 939 от 30.03.2021, в Пенсионный фонд Учреждением представлены последняя форме СЗВ-М "дополняющая" - 17.03.2022, сведения за январь 2021 года "исходная" - 12.02.2021, за февраль 2021 года "исходная" - 10.03.2021, содержащие информацию о застрахованном лице.
Из вышеизложенного следует, что Пенсионный фонд, располагая указанными выше сведениями к моменту вынесения представленных в материалы дела решений о перерасчете и осуществления спорных выплат (30.03.2021), мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица либо представление недостоверных или неполных сведений.
Пенсионный фонд, предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, действия не выполнил, сведениями, указанными в СЗВ-М не воспользовался, дополнительной проверки не провел, основанием для принятия решения об индексации и последующей выплате послужил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и в зависимости от этого принимать решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Довод о том, что непредставление страхователем в установленный законом срок достоверных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года повлекло выплату пенсии за период с 01.12.2020 по 30.04.2021 в завышенном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающим пенсионерам, основания для проведения индексации отсутствовали, о чем Пенсионный фонд узнал только 17.03.2021, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии. В рассматриваемом случае оснований делать вывод об увольнении работника в декабре 2020 года без проверки связанных с этим обстоятельств и при наличии сведений об этом застрахованном лице, у Пенсионного фонда не имелось.
Таким образом, обстоятельства ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению сведений индивидуального учета на застрахованных лиц за декабрь 2020 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-19774/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19774/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА N 2 ИМ. Е. Ф. СВЕТЛАНОВА"
Третье лицо: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области