г. Вологда |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А13-21083/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селецкая С.В., судей Кузнецова К.А. и Шумиловой Л.Ф. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
при участии от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области представителя Кораблевой М.И. по доверенности от 03.05.2022 N 79,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 29 сентября 2022 года по делу N А13-21083/2019,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Вологодской области от 28.07.2020 по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецтрансстрой - мобильные строительные конструкции" (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 34, пом. 14; ОГРН 1183525038476; ИНН 3525433521; далее - Общество, Должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Чебыкин Валерий Леонидович.
Соответствующие сведения опубликованы в издании "Коммерсантъ" от 01.08.2020 N 136.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 определение суда от 28.07.2020 отменено в части введения процедуры наблюдения и утверждения временного управляющего; Должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, Чебыкин В.Л. утвержден конкурсным управляющим.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определения суда от 15.02.2021 в составе суда произведена замена на судью Чапарову С.Н.
Определением суда от 15.09.2021 Чебыкин В.Л. освобожден от исполнения обязанностей; конкурсным управляющим утвержден Молотов Евгений Юрьевич.
Федеральная налоговая служба (далее - Уполномоченный орган) 01.06.2022 обратилась в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов Должника (далее - реестр) 15 361 руб. 95 коп. штрафов.
Определением суда от 29.09.2022 заявленное требование признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Уполномоченный орган обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить определение от 29.09.2022 в части очередности удовлетворения заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель изложил аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным суду первой инстанции, также указал на неверную, по его мнению, оценку данных доводов судом предыдущей инстанции. Апеллянт полагает, что обращение в суд с требованием своевременно, нарушений сроков подачи требования не допущено, соответственно, подлежит включению в реестр.
В судебном заседании представитель Уполномоченного органа доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Конкурсный управляющий в отзыве, возражая против апелляционной жалобы, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Дело рассмотрено при имеющейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к обжалованию определения суда в части очередности удовлетворения требования, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенным статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В силу положений статьи 142 Закона о банкротстве, в процедуре конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 данного Закона, согласно которой по результатам рассмотрения заявления кредитора суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов в соответствии с подтверждающими документами. Срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, составляет два месяца.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Данное правило не применяется в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок (абзац 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор), очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения налогового органа в силу.
При установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается. При этом к объективным препятствиям, сделавшим невозможным соблюдение налоговым органом указанных сроков, может относиться в том числе активное противодействие проведению выездной налоговой проверки (пункт 1.1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ).
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6-8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
Податель жалобы просит включить его требование в третью очередь реестра, ссылаясь на мероприятия налогового контроля, камеральную проверку налоговой декларации, поданной Должником, результатом которой явилось решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.02.2022 N 1078.
Вместе с тем налоговая проверка начата 24.10.2019, окончена 24.01.2020; акт N 1540 налоговой проверки составлен 06.02.2020.
В связи с неполучение Должником акта от 06.02.2020, направленного 13.02.2020 исключительно по телекоммуникационным каналам связи, рассмотрение материалов налоговой проверки на основании решений от 20.03.2020, 20.04.2020, 20.05.2020, 19.06.2020, 17.07.2020, 17.08.2020, 17.09.2020, 16.10.2020, 16.11.2020, 16.12.2020, 15.01.2021, 15.02.2021, 15.03.2021, 15.04.2021, 14.05.2021, 14.06.2021, 14.07.2021, 13.08.2021, 13.09.2021, 13.10.2021, 12.11.2021, 10.12.2021, 10.01.2022, 20.01.2022 откладывалось. Акт направлен почтой лишь в ноябре 2021 года. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки получено налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи 07.02.2022.
В обоснование отложений рассмотрения материалов проверки заявитель указал на необходимость вручения налогоплательщику акта налоговой проверки, рассмотрения соответствующих возражений.
Вопреки доводам апеллянта, исходя из положений пункта 5 статьи 100, пункта 9 статьи 101, статьи 101.4 НК РФ, разъяснений, приведенных в пунктах 29, 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также обстоятельств настоящего спора, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность своевременной передачи (направление) акта иным способом, в том числе почтой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем допущено нарушение сроков совершения действий, предусмотренных статьей 100 НК РФ, не повлекших приостановление течения двухмесячного срока (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В данном случае Уполномоченный орган обратился в суд с настоящим требованием за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве. Доказательств невозможности своевременного обращения в суд с рассматриваемым требование судам двух инстанций не представлено.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем исследованным доказательствам, содержащимся в материалах дела, не согласиться с которой у апелляционного суда нет оснований.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить судебный акт в обжалуемой части, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 29 сентября 2022 года по делу N А13-21083/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
С.В. Селецкая |
Судьи |
К.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-21083/2019
Должник: ООО "СТС-МСК"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Вологодской области
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Вологда", АО "СКДМ", в/у Чебыкин В.Л., Железов А.В., к/у Созоновский О.Н., Копылов А.Г., Махов Тимур Владимирович, ООО "Альянсспецавто", ООО "АУДИТ", ООО "ВолДом", ООО ед. уч. "Спецтрансстрой", ООО "Завод Строителеных конструкций и дорожных машин", ООО "Мобиком", ООО "РентГрупп", ООО "СКДМ-Адыгея", ООО "Спецтансстрой", ООО "Спецтрансстрой", ООО "ТС-МСК", ООО "ТЮС-МК-105", ООО "УК Комфорт", ПАО "Банк ВТБ", ПН СМСОПАУ "Альянс управляющих", Сажин А.В., Управление государственной инспекции по надзору за техническоим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области, Управление Федеральная служба государственной регистрации кдастра и картографии по ВО, Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Вологодской области, ФКУ " Центр ГИМС МЧС РФ по ВО"
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9053/2022
22.08.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4696/2022
16.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6913/2021
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10311/2021
04.08.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4924/2021
20.05.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2362/2021
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17036/20
13.11.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6904/20