г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А40-225782/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей Е.А. Ким, Б.В. Стешана
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Л. Розенфельдом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 октября 2022 г. по делу N А40- 225782/21 по иску Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН: 1052460078692, ИНН: 2466132221) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261), с участием третьих лиц ФГАУ "Росжилкомплекс" ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России о взыскании 75 653 руб. 87 коп.
при участии в судебном заседании: от истца - не явился, извещен; от ответчика - Желонова И.С. (по доверенности от 11.10.2022 г.); от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за потребленную электроэнергию из них: 56 259 руб. 20 коп. - долг за период с 01.04.2020 г. по 28.02.2021 г. по адресам: г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 28, г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 61, г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 64, г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 76, г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 88, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 1, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 2, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 3, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 4, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 11, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 14, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 46, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 73, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 76, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 77, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 78, 3 936 руб. 85 коп. - долг за период с 01.04.2020 г. по 24.02.2021 г. по адресу: г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 79, 3 538 руб. 97 коп. - долг за период с 01.07.2020 г. по 28.02.2021 г. по адресу г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 86, 3 437 руб. - долг за период с 01.08.2020 г. по 28.02.2021 г. по адресу: г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 25, 5 943 руб. 90 коп. - долг за период с 01.09.2020 г. по 28.02.2021 г. по адресам: г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 11, г. Канск, 4-й городок, д. 8, кв. 9, 2 537 руб. 60 коп. - долг за период с 01.11.2020 г. по 28.02.2021 г. по адресу: г. Канск, 4-й городок, д. 7, кв. 8.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2021 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также указывая, что истец является ненадлежащим ввиду отсутствия у него права на иск.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, отзывы не представили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Красноярскэнергосбыт" на розничном рынке электроэнергетики является гарантирующим поставщиком, поставляющим потребителям электрическую энергию в необходимом для них количестве. Канское межрайонное отделение является структурным подразделением ПАО "Красноярскэнергосбыт" и осуществляет часть предоставленных ему юридическим лицом функций по продаже электроэнергии.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах по адресам: г. Канск, 4-й городок: дом 5, кв. 8, кв. 10, кв. 11, кв. 16, кв. 19, кв. 20, кв. 21, кв. 25, кв. 26, кв. 27, кв. 30; дом 6, кв. 7, кв. 10, кв. 15, кв. 16, кв. 18, кв. 29 являются государственной собственностью, при этом права собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
С целью осуществления управления многоквартирными домами, принадлежащими Российской Федерации и закрепленными за Министерством обороны Российской Федерации между ООО "ГУЖФ" и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор N 2-УЖФ-05 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, в перечень жилого фонда, в том числе включены многоквартирные дома N 2, 3, 4, 5, 10, расположенные в 4-ом военном городке г. Канска.
С целью осуществления управления многоквартирными домами, принадлежащими Российской Федерации и закрепленными за Министерством обороны Российской Федерации между ООО "ГУЖФ" и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор N 2-УЖФ-05 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, в перечень жилого фонда, в том числе, включены МКД, расположенные по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. 4-й военный городок, д. 5 и 6.
Приведенный договор управления явился основанием для заключения договора энергоснабжения от 27.07.2015 г. между ООО "ГУЖФ" и ПАО "Красноярскэнергосбыт".
Частью 2 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
ООО "Главное управление жилищным фондом" письмом от 09.08.2020 г. исх. N 74/125 "О переходе на прямые договора" указало на наличие задолженности перед ПАО "Красноярскэнергосбыт" и предложило в соответствии с п. 2 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения электрической энергией в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений МКД.
Истец 31.10.2018 г. уведомило ООО "ГУЖФ" об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения электрической энергией в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений МКД с 01.01.2019 г.
На основании изложенного, а также в соответствии с ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ПАО "Красноярскэнергосбыт" были приняты на прямые расчеты жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме.
В отсутствии письменного договора энергоснабжения и в соответствии с требованиями жилищного законодательства истцом осуществлена поставка электрической энергии по адресам г. Канск, 4-й городок:
в период с 01.04.2020 г. по 28.02.2021 г. дом 7, кв. 28, кв. 61, кв. 64, кв. 76, кв. 88, дом 8, кв. 1, кв. 2, кв. 3, кв. 4, кв. 11, кв. 14, кв. 46, кв. 73, кв. 76, кв. 77, кв. 78, кв. 79 на общую сумму 56 259 руб. 20 коп.;
в период с 01.04.2020 г. по 24.02.2021 г. дом 8, кв. 79 на сумму 3 936 руб. 85 коп.;
в период с 01.07.2020 г. по 28.02.2021 г. дом 7, кв. 25 на сумму 3 538 руб. 97 коп.;
в период с 01.08.2020 г. по 28.02.2021 г. дом 8, кв. 86 на сумму 3 437 руб. 35 коп.;
в период с 01.09.2020 г. по 28.02.2021 г. дом 7, кв. 11, дом 8, кв. 9 на сумму 5 943 руб. 90 коп.;
в период с 01.11.2020 г. по 28.02.2021 г. дом 7, кв. 8 на сумму 2 537 руб. 60 коп.
Стоимость оказанных коммунальных услуг определяется по регулируемым тарифам, установленным министерством тарифной политики Красноярского края и правилам, порядок расчета определяется жилищным законодательством.
Принадлежность жилых помещений Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации подтверждается договором управления многоквартирными домами N 2-УЖФ-05, из преамбулы которого следует, что Министерство обороны Российской Федерации действует в интересах собственника имущества Российской Федерации.
В нарушении принятых обязательств ответчик не производил оплату за жилищно-коммунальные услуги по спорным помещениям, в связи с чем у ответчика образовался долг, который составляет, согласно расчету истца 75 653 руб. 87 коп.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно положениям ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Ответчик в обоснование оводов жалобы указывает на то, что в материалы дела не представлены доказательства фактического оказания услуг в спорный период. Также ответчик указывает на то, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, по мнению апеллянта, истец является ненадлежащим ввиду отсутствия у него права на иск.
Однако доводы ответчика подлежат отклонению как необоснованные.
Несмотря на изданные Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации приказы о закреплении на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений, до настоящего времени государственная регистрация вещного права не произведена, соответственно, от имени собственника жилых помещений - Российской Федерации в спорных правоотношениях выступает государственный орган Министерство обороны Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что аналогичную позицию занимает ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, указывает в свих ответах на то, что учреждение не наделено полномочиями по содержанию и обслуживанию жилых помещений, оплате коммунальных услуг, непосредственным собственником имущества является Российская Федерация в лице Министерства обороны России, которое обязано нести расходы по уплате коммунальных расходов.
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в своих ответах, которые приобщены в материалы дела вместе с исковым заявлением, указывает на то, что жилые помещения в спорный период не заселены в установленном порядке, лицом, осуществляющим владение от имени Российской Федерации, является Министерство обороны России.
Кроме того, на сайте ГИС ЖКХ размещены сведения о том, что с 04.03.2021 г. управление многоквартирными домами, в которых находятся жилые помещения, участвующие в расчете исковых требований, осуществляет ООО "Жилсервис плюс".
Согласно договору управления, размещенному управляющей организацией в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, управляющая организация осуществляет управление жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами, от имени государственного заказчика, выступает Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за вооруженными силами Российской Федерации.
Таким образом, владение жилыми помещениями осуществляет Министерство обороны Российской Федерации от имени собственника Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ПАО "Красноярскэнергосбыт" по отношению к многоквартирному дому, в котором расположено жилое помещение не является управляющей организацией, основанием для выставления платежных документов, является то, что истец на розничном рынке является гарантирующим поставщиком, поставляющим потребителям электрическую энергию в необходимом для них количестве.
С целью осуществления управления многоквартирными домами, принадлежащими Российской Федерации и закрепленными за Министерством обороны Российской Федерации между ООО "ГУЖФ" и Министерством обороны Российской Федерации заключен договор N 2-УЖФ-05 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, в перечень жилого фонда, в том числе, включены МКД, расположенные по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. 4-й военный городок, д. 7, 8.
Приведенный договор управления явился основанием для заключения договора энергоснабжения от 27.07.2015 г. между ООО "ГУЖФ" и ПАО "Красноярскэнергосбыт".
ООО "Главное управление жилищным фондом" письмом от 09.08.2018 г. исх. N 74/125 "О переходе на прямые договора" указало на наличие задолженности перед ПАО "Красноярскэнергосбыт" и предложило в соответствии с п. 2 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения электрической энергией в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений МКД.
Истец уведомил ООО "ГУЖФ" об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения в части снабжения электрической энергией в целях предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых помещений МКД с 01.01.2019 г.
На основании изложенного, а также в соответствии с ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 01.01.2019 г. были приняты на прямые договоры жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме.
Впоследствии с 04.03.2021 г. для управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, действительно была избрана управляющая организация ООО "Жилсервис плюс", однако, учитывая то, что с 01.01.2019 г. в отношении жилых помещений заключены прямые договоры с ПАО "Красноярскэнергосбыт", управляющая организация в части электроснабжения предоставляет только ресурсы на содержание общего имущества. Указанное в частности подтверждается, заключенным между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Жилсервис плюс" соглашением от 15.03.2021 г. к договору энергоснабжения N 7877 от 02.10.2006 г., согласно которому поставка электрической энергии осуществляется исключительно на содержание общего имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование энергией следует считать, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги по энергоснабжению.
Положениями ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
При этом, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, в силу положений ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации ПАО "Красноярскэнергосбыт", являясь ресурсоснабжающей организацией на законном основании осуществляет поставку электрической энергии и вправе требовать от собственника оплаты за поставленный ресурс.
Так, в отсутствии письменного договора энергоснабжения и в соответствии с требованиями жилищного законодательства истцом осуществлена поставка электрической энергии в жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах N 7, 8 в 4-й военном городке в г. Канске Красноярского края, что подтверждается финансово-лицевыми счётами, в которых содержатся сведения о начислениях и оплатах за потребленную электроэнергию.
Стоимость и порядок расчета оказанных коммунальных услуг осуществляется по регулируемым тарифам и правилам, определенным жилищным законодательством.
В части направления платежных документов, являющихся основанием для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, отмечается следующее. Ежемесячно платежные документы направляются в адрес местонахождения объекта недвижимости, посредством доставки Почтой России и размещаются в системе ГИС ЖКХ.
По смыслу положений ст.ст. 67, 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую, помимо прочего, плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение). Обязанность у собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает непосредственно в силу закона и не направление платежных документов не является основанием для его освобождения от внесения такой платы.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования документально подтверждены и ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, обоснованно удовлетворены.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2022 г. по делу N А40-225782/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-225782/2021
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: фгау росжилкомплекс, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ