г. Ессентуки |
|
8 декабря 2022 г. |
Дело N А15-2411/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2022 по делу N А15-2411/2021, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (ОГРН 1160571064741, ИНН 0571008854) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН 1020502625615, ИНН 0562044341) о взыскании задолженности в размере 715 779 руб. 23 коп. основного долга и пени за просрочку платежа с последующим начислением пени на сумму основного долга по день фактического исполнения обязательства, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство, ответчик) о взыскании 715 779 руб. 23 коп. основного долга и 26 750 руб. 34 коп. пени за просрочку платежа и начислении на сумму основного долга пени по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2022 по делу N А15-2411/2021 иск удовлетворён. Суд пришел к выводу о доказанности истцом факта поставки газа в заявленном объеме и не предоставление ответчиком доказательств его оплаты.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Ответчик указал, что им были выполнены контрактные обязательства по оплате стоимости поставленного газа в 2020 году в полном объеме, однако, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела указанные обстоятельства не были учтены.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 12.07.2022 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда.
Определениями от 11.08.2022, 06.10.2022, 03.11.2022 рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью предоставления сторонами дополнительных документов.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
24.11.2021 через систему "Мой Арбитр" совместно с отзывом на апелляционную жалобу от истца поступила сканированная копия акта проверки от 01.09.2020.
Указанная копия не может быть приобщена к материалам настоящего дела, поскольку указанная копия уже имеется в материалах настоящего дела, и кроме того, она представлена в нарушение пункта 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
01.12.2022 от истца поступили фотоматериалы выявленных нарушений. Указанное дополнение приобщено к материалам настоящего дела.
В судебное заседание 01.12.2022 представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайства об отложении или проведении судебного заседания в их отсутствие суду не представили.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность решения в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (поставщик) и Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Дагестан (покупатель) заключили государственный контракт на поставку газа N 12-5-33/00-1992/20К от 03.02.2020, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2020 по 31.12.2022 газ, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать поставщику стоимость потребления газа (том 1, л.д. 19-30).
Объем поставки газа определен в таблице N 1 пункта 2.2 договора. В период с мая по август включительно поставка газа договором не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, количество поставляемого газа (объем) определяется по УУГ поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по узлу учета газа покупателя.
При отсутствии либо неисправности узла учета газа, по которому производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма на средствах измерения, входящих в состав измерительного комплекса узла учета газа, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на средствах измерения и технических устройствах узлов учета газа, в том числе на задвижках байпасной линии, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно - технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
В силу пункта 4.3 договора определение количества газа (объема) производится по средствам измерения узла учета газа, определенным проектной документацией, указанным в техническом соглашении, подписанном сторонами (приложение N 4) в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договоров.
За единицу объема принимается 1 куб. м газа при стандартных условиях: температура 20оС, давление 101,325 кПа (760 мм.рт. ст.), влажность 0% в соответствии с ГОСТ 2939 "ГСИ. Газы. Условия для определения объемов", в соответствии с пунктом 4.4 договоров.
Разделом 5 договора стороны предусмотрели цену и порядок расчетов.
Согласно пункту 5.4 договора фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в универсальном передаточном документе.
Окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.5.4 договора.
01.09.2020 сотрудниками общества проведена проверка узла учета газа министерства, по результатам которой составлен акт N 2-200901-1 (том 1, л.д. 54-55).
Как следует из акта проверки, у ответчика установлено газопотребляющее оборудование (далее - ГПО) котел Koreastar Buran с мощностью 11,45 м3/час, пломба отсутствует.
Сотрудниками общества выявлены следующие нарушения:
- на момент проверки ГПО не опломбировано; в ходе проверки не предоставлены: паспорт ГПО, действующее свидетельство о поверке, договор поставки; узел измерения расхода газа (УИРГ) не опломбирован пломбами поставщика газа;
- несоответствие базе АИС Регионгаз в части координат объекта ГПО и его мощности, УИРГ;
- произведено считывание архивных данных с корректора ТС 215 N 90504207 в присутствии с разрешения представителя покупателя, в корректоре ТС 215 N 90504207 давление газа в газопроводе не соответствует договорному значению, открыт замок поставщика; на корректоре ТС 215 N 90504207 на корпусе не читаем частично номер корректора, номер взят из архива;
- на дисплее корректора индицируется мигающий символ "WARN BATT", имеются записи в архивах - необходима замена элемента питания; на счетчике газа оттиск клейма завода изготовителя (поверителя) на свинцовой пломбе оттиск сверху "ЕА", в нижней части "11", что не соответствует оттиску клейма завода изготовителя (поверителя), пломба не плотно прилегает к посадочному месту на корпусе счетного механизма, выступает;
- на корпусе счётчика газа на соединительном шве отсутствует вальцовка, соединение разъемное с установленными болтами и выступающими из шва, что не соответствует описанию типа на данный счетчик газа. Счетчик газа ВК G 25 N 26936860 незащищен от несанкционированного вмешательства;
истек межповерочный интервал счетчика газа ВК G 25 N 26936860;
истек межповерочный интервал корректора ТС 215 N 90504207;
максимальная граница измерения счетчика газа ВК G 25 N 26936860 составляет 40 м 3/час, при этом суммарное максимальное значение расхода газа всего ГПО полученное после счетчика газа составляет 45,8 м 3/час. Диапазон измерений расхода газа не соответствует диапазону измерения значений расхода газа по верхней границе. Для значений расхода газа свыше 40 м 3/час описанием данного типа средства измерений не установлены показатели мощности измерений, являющихся обязательным метрологическим требованием;
истек межповерочный интервал измерительного комплекса.
Кроме того, в акте указано, что при проверке произведена фото фиксация нарушений, учет газа будет произведен в соответствии с пунктом 4.1 договора.
На основании указанного акта, истцом произведен расчет расхода газа по мощности газопотребляющего оборудования, что составило в объеме 32 976 м3 за сентябрь 2020 года (том 1, л.д. 56).
Министерству направлены акты поданного - принятого газа за период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года (том 1, л.д.32-35). Акт от сентября подписан и скреплен печатями сторон, акты за октябрь-декабрь 2020 года подписаны в одностороннем порядке.
На оплату коммунального ресурса истцом выставлены универсальные передаточные документы (том 1, л.д. 36-40).
В связи с отсутствием оплаты, 01.04.2021 общество направило в адрес министерства претензию N 06-01/136/38 с требованием произвести оплату (том 1, л.д. 11).
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения сторон по государственному контракту на поставку газа N 12-5-33/00-1992/20К от 03.02.2020 регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" с учетом изменений в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ).
Кроме того, отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), обязательными для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенною сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 543 Гражданского кодекса Российской Федерации на потребителя возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно пункту 5 Правил N 162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
Пунктом 30 Правил N 162 поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающий газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (п. 22 Правил N 162).
В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа N 162 определено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из акта от 01.09.2020 N 2-200901-1 при проведении обществом проверка состояния счетчика газа ВК G 25 N 26936860 и корректора ТС 215 N 90504207 на объекте обнаружен ряд нарушений, такие как:
1. Истек межповерочный интервал измерительного комплекса СГ-ТК-2-Д-40 N 3912226, счетчика газа BK-G25 N 26936860 и корректора объема газа ТС-215 N 90504207, что является нарушением требований статьи 9 пункта 1, статьи 13 пункта 1 Федерального Закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений". Первичная поверка СГ проведена в 2009 году (межповерочный интервал 10 лет), комплекса и корректора - в 4 квартале 2009 года (межповерочный интервал 5 лет). Следовательно, на момент проверки (01.09.2020) МПИ СГ истек.
2. При верхней границе измерений комплекса, равной Q=40 мЗ/ч, максимальный расход газа, установленного у потребителя газоиспользующего оборудования (далее - ГИО), составляет Q= 45,8 мЗ/ч, что является нарушением требований пункта 7.4.3. ГОСТ Р 8.741-2019 "Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков". Следовательно, комплекс не может быть использован для объема газа, поскольку не обеспечивает измерение расхода газа в установленных границах измерения (рассчитан на 40 м3/ч). Фактически установленное ГИО (с суммарным расходом 45,8 м3/ч) находится в диапазоне газопотребления выше максимальной границы измерения СГ, что приводит его к некорректной работе, нарушению условий эксплуатации и, как следствие, к недостоверному учету газа.
3. Соединение верхней и нижней части корпуса счетчика газа выполнено с помощью болтов, нарушена вальцовка шва завода-изготовителя, имеется доступ к измерительному механизму, что может свидетельствовать о "доработке" счетчика газа -несанкционированном вмешательстве в его работу. Внешний вид счетчика газа не соответствует описанию типа N 36707-08. Потребителем нарушены требования пункта 1.8. Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961, статьи 9 пункта 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений".
Акт составлен в присутствии представителей покупателя. Кроме того, ответчик с актом проверки от 01.09.2020 N 2-200901-1 был ознакомлен, второй экземпляр вручен, от подписи в акте отказался. В суде первой инстанции возражения относительно акта проверки также не представлялись.
Пунктами 24 и 25 Правил поставки газа предусмотрено, что монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102 "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлено, что при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации; конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Исходя из разъяснения, данного в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), не проведение потребителем поверки прибора учета (системы учета) можно квалифицировать как бездействие, которое привело к искажению данных об объеме потребленного газа. При этом сам факт истечения межповерочного интервала предполагает искажение прибором учета (системой учета) данных об объеме потребления, пока не доказано обратное. Возложение на проверяющих обязанности доказать наличие искажения, по сути, приведет к освобождению потребителя от установленной законодательством обязанности своевременно проводить поверку как элемента надлежащей эксплуатации прибора учета.
Вместе с тем потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит.
Согласно пункту 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
По окончанию межповерочного интервала, узел учета газа не прошедший поверку, не может применяться для определения количества поставленного газа, как несоответствующий требованиям законодательства, а также в соответствии с условиями договора поставки газа.
Таким образом, при истечении межповерочного интервала прибора учета газа расчет объемов потребленного газа должен производиться по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа, Правилам учета газа и условиям государственного контракта на поставку газа N 12-5-33/00-1992/20К от 03.02.2020. Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него основных средств измерений) действующим законодательством не предусмотрен.
Вместе с тем, министерством не представлено доказательств, которые опровергали бы его доводы, в связи с чем, обществом правомерно произведен расчет долга исходя из мощности оборудования за период сентябрь-декабрь 2020 года, в связи с чем, доводы ответчика, что им были выполнены контрактные обязательства по оплате стоимости поставленного газа в 2020 году в полном объеме подлежат отклонению.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что министерством не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательства того, что прибор учета газа СГ-ТК-2-Д-40 N 3912226 в составе счетчика газа BK-G25 N 26936860 и корректора объема газа ТС-215 N 90504207 после истечения срока поверки, не имели пороков учета и как следствие необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем.
Доказательств признания прибора учета в составе счетчика и корректора соответствующим метрологическим требованиям, в материалы дела не представлено.
Не представлено доказательств того, что пломбы, установленные на приборе учета соответствует тем, которые были установлены при установке прибора учета и принятию к коммерческому учету.
Доказательств оплаты долга в полном объеме также не представлено, расчет долга не оспорен, контр расчет не представлен.
Более того, министерством не представлены суду апелляционной инстанции доказательства, истребованные судом апелляционной инстанции, определения суда апелляционной инстанции от 11.08.2022, 06.10.2022, 03.11.2022, несмотря на то, что суд апелляционной инстанции разъяснил положения статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий, в данном случае по предоставлению доказательств в обоснование своих возражений против заявленных требований и доводов апелляционной жалобы.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о наличии у министерства долга по оплате поставки газа в сумме 715 799 руб.23 коп. и взыскании указанной суммы в пользу общества.
ООО "Газпром межрегионгаз Махачкала" заявлено требование о взыскании с министерства неустойки в размере 26 750 руб. 34 коп. за период с 26.10.2020 по 15.04.2021.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьям 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Статьей 332 Гражданского кодекса РФ установлено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В абзаце 2 статьи 25 Закона N 69-ФЗ установлено, что в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 01.01.2016 приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
Заявленные истцом ко взысканию пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Согласно расчету истца, сумма неустойки составила в размере 26 750 руб. 34 коп. за период с 26.10.2020 по 15.04.2021, исходя из значения ключевой ставки рефинансирования Банка России 4,25 % (том 1, л.д. 18).
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, признал его арифметически и методологически верным.
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив представленный расчет неустойки, не может согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции, поскольку, на дату вынесения резолютивной части решения (25.05.2022) действовала ключевая ставка рефинансирования - 9,5 %, с учетом Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году".
Право формирования требований, их предмета, основания и размера принадлежит исключительно заявителю (статьи 4, 41 и 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу указанных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе выходить за пределы заявленных требований и, соответственно, собирать доказательства по основанию, не заявленному обществом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о взыскании неустойки за период с 26.10.2020 по 15.04.2021 в размере 26 750 руб. 34 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании пеней на сумму основного долга по день исполнения ответчиком обязательств.
Согласно пункту 65 Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования в указанной части, не учел следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, применяемый в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников-застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на 01.04.2022.
Согласно пунктам 1, 3 (подпункт 2) статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), неустойка (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общем исковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзаца десятый пункт 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Следовательно, неустойка (иные санкции) подлежит начислению до 31.03.2022 включительно.
Судом апелляционной инстанции произведен перерасчет неустойки за период с 16.04.2021 по 31.03.2022, что составляет в сумме 182 551 руб. 23 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца за указанный период.
Следовательно, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2022 по делу N А15-2411/2021 следует изменить в части удовлетворения иска о взыскании неустойки 16.04.2021 по 31.03.2022 с указанием о последующем начислением пени со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса распределить между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям и удовлетворения частично апелляционной жалобы.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает необходимым изложить абзацы второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН 1020502625615, ИНН 0562044341) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (ОГРН 1160571064741, ИНН 0571008854) неустойку в размере 26 750 руб. 34 коп. за период с 26.10.2020 по 15.04.2021, а также неустойку за период с 16.04.2021 по 30.03.2022 в размере 182 551 руб. 23 коп. с последующим начислением пени со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория".
В части взыскания основного долга в сумме 715 779 руб.23 коп. решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2022 по делу N А15-2411/2021 изменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ОГРН 1020502625615, ИНН 0562044341) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Махачкала" (ОГРН 1160571064741, ИНН 0571008854) неустойку в размере 26 750 руб. 34 коп. за период с 26.10.2020 по 15.04.2021, а также неустойку за период с 16.04.2021 по 30.03.2022 в размере 182 551 руб. 23 коп. с последующим начислением пени со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория".
В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2411/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ МАХАЧКАЛА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН