г.Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А40-32817/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эверест" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-32817/22 принятое
по заявлению ООО "Эверест" к Московской областной таможне
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Пономаренко А.А. по доверенности от 27.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эверест" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее- ответчик, таможенный орган) о признании незаконным отказа от 18.11.2021 N 56-12/4686 во внесении изменений в ДТ.
Решением суда от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
От таможенного органа поступил отзыв.
Судебное заседание было отложено в порядке ст. 158 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Обращаясь в суд, Заявитель обосновал свои требования на следующих фактических обстоятельствах дела.
22.11.2021 Обществом получено письмо от Московской областной таможни от 18.11.2021 N 56-12/4686 с отказом таможенного органа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по следующим ДТ: N N 10013160/150220/0073316, 10013160/190320/0145542, 10013160/190320/0145957.
Под таможенную процедуру выпуска были помещены следующие товары: картриджи медицинские бикарбонатные, которые являются медицинскими изделиями- оборудованием гемодиализным.
В ДТ указаны коды (в графе 33 ДТ) "9018 90 300 0" (для картриджей медицинских бикарбонатных), согласно ЕТН ВЭД ЕАЭС, в графе 36 ДТ в отношении товаров заявлено освобождение от уплаты НДС. В соответствии с общероссийским классификатором продукции для медицинских изделий (ОКП) ОК 005-93 "Картриджи медицинские бикарбонатные: DiaCart; DiaBox" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/01600 от 22.05.2008 г.) был присвоен код 93 9800 "Материалы и средства медицинские прочие".
По мнению Заявителя, таможенный орган необоснованно сделал вывод о том, что если при ввозе медицинского изделия, на которое выдано регистрационное удостоверение с указанием кода ОКП 93 9800, не включённого в раздел I Перечня (Постановление Правительства N 1042 от 30.09.2015 г.), освобождение от НДС не применяется.
С указанным решением таможенного органа об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров Заявитель не согласился, в связи с чем, обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации и при ввозе на территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями; медицинских изделий.
При этом, коды видов указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (до 01.01.2017 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП)) определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 688 утвержден Перечень кодов видов медицинских товаров отечественного и зарубежного производства в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом обложения НДС (подпункт 4 пункт 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации).
Утвержденный Постановлением N 688 Перечень содержит:
- раздел I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции";
- раздел II "Медицинские изделия".
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 указано, что для целей применения ставки НДС в размере 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийскому классификатору продукции, установленным в Перечне.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 (согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N301 действующему до 01.01.2017) также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Согласно абз. 2 пп. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп.1 п.2 ст.149 Кодекса, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся по ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню осуществляется на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Согласно п. 4 ст. 38 Федерального Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Исходя из п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Для целей применения разделов II - IV настоящего Перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД2) (в случае, если коды указаны).
Как следует из материалов дела и установлено судом, по спорным ДТ задекларированы товары наименованием "медицинское изделие: картридж медицинский бикарбонатный, DIACART, DIABOX; код ОКПД2 32.50.21.130", код ТН ВЭД ЕАЭС "9018 90 300 0".
Заявленный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС "9018" включен в пункт 14 раздела I Перечня "Медицинские изделия", данному коду соответствует код ОКП 94 4400.
Регистрационное удостоверение от 22.05.2008 NФСЗ 2008/01600 с неограниченным сроком действия, выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на "медицинское изделие- картридж медицинский бикарбонатный" (код (ОКП) ОК 005-93 93 9800), что подтверждает регистрацию товара в качестве медицинского изделия.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст код ОКП 93 9800 упразднен.
Заявителем указано на то, что взамен упраздненному коду ОКП 93 9800 принят код ОКПД" 32.50.21.130, что не соответствует действительности.
Из представленных данных следует, что взамен коду ОКП 93 9800 не был далее присвоен какой либо код ОКПД2.
Следует отметить, что декларация соответствия не является документом, подтверждающим государственную регистрацию, а также отнесение к тому или иному коду ОКП, так как выдается не государственным органом, а сторонней организацией.
Исходя из содержания представленных заявителем деклараций о соответствии данные документы являются результатами проведенной сертификации ввезенной продукции на соответствие установленным требованиям.
Согласно понятиям, установленным ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия- документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Следовательно, представленные заявителем документы подтверждают соответствие продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Исходя из положений действующего законодательства, в функции органов по сертификации не входит обязанность по определению кодов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
Кроме того, сведения о коде товара по ОКП указываются заявителем (изготовителем, продавцом), обращающимся в уполномоченный орган для проведения сертификации.
Согласно Порядку регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 N752, представляемая на регистрацию декларация о соответствии заполняется самим заявителем.
При этом, указанным Порядком не предусмотрена обязанность органа по сертификации проверять правильность определения и указания в декларации о соответствии кода ОКП (ОКПД2) / ТН ВЭД, также не предусмотрена ответственность за недостоверное указание в декларации о соответствии сведений о коде ОКП (ОКПД2)/ ТН ВЭД.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что сведения о коде ОКП (ОКПД2) в декларации о соответствии либо в сертификате соответствия носят справочный характер и не подтверждают идентификацию товара в части его отнесения к какому-либо коду ОКП (ОКПД2). Следовательно, условия для освобождения от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ не соблюдены.
Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу NА40-109234/2020.
Учитывая вышеизложенное, решение таможенного органа от 18.11.2021 N 56-12/4686 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, является обоснованным, соответствует нормам права, регулирующего спор.
Оснований полагать, что судом при рассмотрении дела не были учтены обстоятельства и имеющиеся в материалах дела документы, имеющие значение для разрешения спора, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2022 по делу N А40-32817/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32817/2022
Истец: ООО "ЭВЕРЕСТ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ