г. Москва |
|
18 декабря 2022 г. |
Дело N А41-41321/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления РОСРЕЕСТРА по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.09.2022 по делу N А41-41321/22, по иску Администрации городского округа Клин (ИНН 7727270299, ОГРН 1035003952004) к Управлению РОСРЕЕСТРА по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрации городского округа Клин (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению РОСРЕЕСТРА по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, регистрирующий орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Управлению РОСРЕЕСТРА по Московской области, выразившееся в непринятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объект капитального строительства с кадастровым номером 50:09:0000000:90844 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Кузнечково, д. 70, стр. 4;
- признать нежилое здание зерносклада с кадастровым номером 50:09:0000000:90844 количество этажей - 1, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Кузнечково, 70 стр. 4, площадью 731 кв. м бесхозяйным;
- обязать Управлению РОСРЕЕСТРА по Московской области принять на учет бесхозяйных недвижимых вещей нежилое здание зерносклада с кадастровым номером 50:09:0000000:90844, количество этажей - 1, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Кузнечково, 70 стр. 4, площадью 731 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.09.2022 исковые требования частично удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Администрация обратилась в управление с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта: здание зерносклада площадью 731 кв. м, количество этажей - 1, с кадастровым номером 50:09:0000000:90844, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Кузнечково, 70 стр. 4.
Уведомлениями от 04.04.2022 N КУВД-001/2022-12975321/2, от 14.04.2022 N КУВД-001/2022-12975321/1 управление сообщило о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, указав, что согласно данным ЕГРН, на указанный объект имеется зарегистрированное право собственности ООО "СТРОЙПРАКТИКА".
Полагая незаконным бездействие управления, администрация обратилась в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Основанием невозможности внесения в ЕГРН сведений послужило наличие зарегистрированного права собственности на объект за ООО "СТРОЙПРАКТИКА".
Согласно общедоступным сведениям, в ЕГРЮЛ 17.03.2016 внесена запись о прекращении деятельности ООО "СТРОЙПРАКТИКА" в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные данным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В силу части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок) предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные Правилами представления документов, направляемых или представляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила), а именно п. 30 Правил (ч. 10, 16 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 6 Порядка).
Таким образом, для принятия объекта, в том числе объекта незавершенного строительства, в качестве бесхозяйного на учет в зависимости от основания достаточно представления в регистрирующий орган необходимого пакета документов. Какие-либо основания для приостановления или отказа для принятия на учет объекта в качестве бесхозяйного в Порядке не указаны. Следовательно, приостановление и отказ в принятии на учет объекта в качестве бесхозяйного не осуществляются.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть только возвращены органом регистрации прав в случаях, прямо предусмотренных п. 12 Порядка, в частности, в случае, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
В случае, если собственник в срок, установленный ст. 225 ГК РФ, не предпримет юридически значимых действий по принятию в собственность или к возврату к владению вещью, она через процедуру признания права муниципальной собственности судом будет вовлечена в хозяйственный оборот.
Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества не влечет возникновения права собственности на заявленный к регистрации объект, в связи с чем, права иных лиц не нарушаются. Только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вещь не имеет собственника, помимо прочего, в том случае, когда собственник или любое иное лицо, претендующее на указанную вещь, фактически отсутствует, в частности, прекратило свою деятельность в качестве юридического лица.
Администрация обратилась в управление не с целью регистрации права муниципальной собственности, а с целью признания спорного объекта недвижимости бесхозяйным.
На бесхозяйные недвижимые вещи орган местного самоуправления вправе претендовать в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Таким образом, учитывая, что органы местного самоуправления обязаны надлежащим образом содержать муниципальное имущество, в том числе в силу части 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 Порядка принимать меры к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования, суд пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии регистрирующего органа в постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.09.2022 по делу N А41-41321/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41321/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ