г. Москва |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А40-158865/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-158865/22
по заявлению ООО "Великан-Рустрактор"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения N 13-12/11931 от 11.05.2022,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Полкошников Д.Д. по доверенности от 13.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Великан-Рустрактор" (далее - Заявитель, ООО "Великан-Рустрактор", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 11.05.2022 г. N 13-12/11931 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2022 заявление ООО "Великан-Рустрактор" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
ООО "Великан-Рустрактор", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Великан-Рустрактор" направил таможенному органу заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных автопогрузчиков на общую сумму 690 000 (шестьсот девяносто тысяч) рублей (вх. от 12.04.2022 N 00488). К заявлению были приложены документы: первоначальные расчеты сумм утилизационного сбора; новые (на уменьшение) расчеты сумм утилизационного сбора; таможенные приходные ордера (далее - "ТПО"); платежные поручения; копии таможенных деклараций; копия протокола собрания участников ООО "Великан-Рустрактор; копия протокола общего собрания участников Общества об избрании генерального директора; копия приказа о назначении генерального директора.
В Заявлениях Общество указало, что при расчете размера утилизационного сбора Общество, неверно истолковав нормы закона, излишне уплатило утилизационный сбор. В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, утилизационный сбор подлежал уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков.
Распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления (подтверждается судебной практикой: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 305-ЭС20-6768 по делу N А41-95371/2018). Обществом уплачен утилизационный сбор в отношение колесных автопогрузчиков с вилочным захватом, не являющихся фронтальными погрузчиками, в связи с чем и образовалась излишняя оплата.
19.05.2022 Обществом со стороны ЦАТ было получено решение, выраженное в письме от 11.05.2022 N 13-12/11931 "По вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора", в котором указано на отсутствие оснований для признания утилизационного сбора излишне уплаченным.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Информация о товарах и их кодах, позволяющая идентифицировать автопогрузчики как вилочные, а не как фронтальные, содержится в таможенных декларациях.
Основываясь на указанном выше, Заявитель указал, что факт излишне уплаченного сбора документально подтвержден, а таможенный орган должным образом не рассмотрел заявления Общества и вынес формальный отказ без наличия законных оснований.
Решение, выраженное в письме, негативным образом затрагиваются права и законные интересы Заявителя, как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность: невозврат причитающейся Обществу переплаты сбора лишает Заявителя возможности распоряжаться денежными средствами, запрошенными к возврату, в рамках деятельности Общества.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ). Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с указанными положениями Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Согласно положениям пункта 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Постановления N 81). Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты. В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне N 81 указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела II Постановления N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), соответствующие документы.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N 81).
Согласно пункту 17 Правил N 81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона N 89-ФЗ вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П. от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, от 19.07.2019 N 30-П и др.), обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В связи с изложенным на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной. определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер. Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2017 N 305-КГ17-12383).
Приведенная выше правовая позиция закреплена в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, и имеет практикообразующее значение.
В данном случае согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В рамках реализации названных полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 81, утвердив Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Перечень N 81 содержал в редакции, действующей в рассматриваемый период, Раздел VI "Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)".
Исходя из буквального толкования Перечня, в редакции Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639, вступившей в силу с 13.06.2018, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходныхмашин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков, поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все самоходные погрузчики, классифицируемые в рамках товарной позиции 8427 20 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных Закона N 89-ФЗ.
Само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 305-ЭС20-6768 по делу N А41-95371/2018.
Как следует из материалов дела, все типы транспортных средств, ввезенные Обществом, представляют вилочные погрузчики, новые, самоходные, предназначены для перемещения груза и укладки его в штабеля. Их функциональным назначением является перемещение (подъем) груза в складских помещениях, в пределах зоны обслуживания.
Фронтальный же погрузчик - это универсальная самоходная спецтехника, разновидность ковшового погрузчика, предназначенная для захвата, погрузки и транспортировки различных материалов, а также для выполнения карьерных и землеройных работ. Особенности конструкции позволяют ему набирать в ковш с любой горизонтальной поверхности. Фронтальный погрузчик способен транспортировать грузы, буксировать различное оборудование на небольшие расстояния.
Раздел VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, вступившего в силу с 13.06.2018, изложен в новой редакции, в соответствии с которой установлена обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении только Погрузчиков фронтальных (классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51). В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, утилизационный сбор подлежал уплате в отношении Погрузчиков (классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20) и коэффициент расчета размера утилизационного сбора был установлен разделом VI Перечня N 81 в зависимости от массы Погрузчиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81" утверждена новая редакция Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, которая вступила в законную силу 13.06.2018 (изменения вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования; опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.06.2018).
В соответствии с разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении Погрузчиков фронтальных (классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51). Коэффициент расчета размера утилизационного сбора установлен разделом VI Перечня N 81, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 N 639, в зависимости от мощности силовой установки Погрузчиков фронтальных, причем строка F01 приведена в следующей редакции "мощностью силовой установки менее 50 л.с".
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2019 N 884 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, которые вступили в законную силу 23.07.2019. В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, в раздел VI Перечня N 81 внесены следующие изменения: 1. Наименование раздела изложено в следующей редакции: "VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)"; 2. Строка F01 изложена в следующей редакции: "F01 мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с".
Как следует из пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2019 N 884 действие абзацев четвертого и пятого подпункта "в", абзацев второго-седьмого подпункта "е", подпункта "ж" пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на правоотношения, возникшие с 13 июня 2018 г.
Таким образом, обратная сила закона в раздел VI Перечня N 81 придана только изменениям, касающимся строки F01 в части установления минимальной мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с.
Из Постановления Правительства от 11.07.2019 N 884 следует, что обратная сила закона придается не всем вносимым изменениям, а только изменениям, перечисленным в пункте 2 данного Постановления Правительства.
В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор согласно пункту 26 Правил N 81 подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор на основании пункта 27 Правил N 81 подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.
Учитывая изложенное, основаниями для возврата плательщику утилизационного сбора являются уплата (взыскание) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащего уплате, а также ошибочная уплата утилизационного сбора.
Таким образом, в отношении указанных транспортных средств отсутствует объект обложения утилизационным сбором.
Суд первой инстанции верно счёл, что Общество, обнаружив совершенную им ошибку при расчете суммы утилизационного сбора к уплате, правомерно обратилось в таможенный орган с Заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
На основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В силу пункта 24 Постановления Правительства N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (пункт 25 Постановления Правительства РФ N 1291).
Следовательно, в данном случае у суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа государственной власти недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления ООО "Великан-Рустрактор".
Суд обязал Центральную акцизную таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Великан-Рустрактор" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 690 000 (шестьсот девяносто тысяч) руб. 00 коп. в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-158865/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158865/2022
Истец: ООО "ВЕЛИКАН-РУСТРАКТОР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ