город Воронеж |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А08-7863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области - представитель не явился, надлежаще извещено;
от Харченко Сергея Васильевича - представитель не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2022 по делу N А08-7863/2022 по заявлению Харченко Сергея Васильевича (г.Губкин Белгородской области) к Управлению Федеральной налоговой службы по Белгородской области (ИНН 3123022024, ОГРН 1043107045761) о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2223100113047 от 12.04.2022 о прекращении деятельности ООО "Помощь" ( ИНН 3127009144, ОГРН 1023102261412), и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Харченко Сергей Васильевич (далее - Харченко С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Белгородской области (далее - УФНС России по Белгородской области, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными действий, выразившехся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 2223100113047 от 12.04.2022 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Помощь" (далее - ООО "Помощь", Общество), и об обязании устранить допущенные нарушения (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, регистрирующий орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что ООО "Помощь" не располагается по юридическому адресу, что подтверждается протоколом осмотра от 26.03.2021. По адресу регистрации Общества располагается жилой дом, принадлежащий физическому лицу, иных зданий не имеется.
Поскольку в установленный законом срок (то есть до 01.05.2021) сведения о достоверности места нахождения в регистрирующий орган не поступили, в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности таких сведений, а впоследствии, и запись о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Помощь".
В представленном отзыве Харченко С.В. возражает против доводов апелляционной жалобы, указав, что протокол осмотра от 26.03.2021 не может являться единственным доказательством недостоверности адреса местонахождения Общества и, следовательно, единственным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Помощь" (ИНН 3127009144, ОГРН 1023102261412) зарегистрировано в качестве юридического лица 06.11.1992, сведения о нем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 10.12.2002.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, учредителем ООО "Помощь" и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица, является Харченко Сергей Васильевич (директор).
Также согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица N 496 и сведениям ЕГРЮЛ, с момента регистрации юридическим адресом Общества является: Белгородская область, г. Губкин, ул. Вокзальная, д. 2.
В ходе проверки, проведенной налоговым органом, было установлено, что Общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, фактически не находится, о чем был составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 26.03.2021. Данный протокол был составлен в присутствии собственника жилого дома Дорошева Н.И., который подтвердил отсутствие организации по указанному адресу и отсутствие договорных арендных отношений с Обществом.
При этом Дорошеву Н.И. на праве долевой собственности принадлежат земельный участок и жилой дом с кадастровым номером 31:04:00:00:546/1/25:0001/А, расположенные по адресу: Белгородская область, г.Губкин, ул. Вокзальная, д.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2009 серия 31-АБ N 636182.
Указанное послужило основанием для направления 31.03.2021 в адрес Общества, а также его руководителя и учредителя Харченко С.В. уведомлений о необходимости предоставления достоверных сведений в отношении местонахождения ООО "Помощь".
Поскольку соответствующие сведения в регистрирующий орган не поступили, 28.05.2021 в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе местонахождения общества (ГРН 2213100170589).
На основании изложенного, регистрирующим органом 20.12.2021 было принято решение N 5468 о предстоящем исключении ООО "Помощь" из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре сведений в отношении юридического лица, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Данное решение 21.12.2021 было опубликовано в Вестнике государственной регистрации (часть 2 N 50 (869) от 22.12.2021/3879).
Поскольку в установленный сок возражений относительно предстоящего исключения ООО "Помощь" из ЕГРЮЛ не поступило, регистрирующий орган 12.04.2022 исключил указанное Общество из реестра путем внесения соответствующей записи за номером 2223100113047.
Полагая, что действия регистрирующего органа по внесению указанной записи об исключении ООО "Помощь" из ЕГРЮЛ являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Харченко С.В. обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, включая единый государственный реестр юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Как следует из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Исходя из положений пункта 6 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, могут быть представлены в регистрирующий орган по истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Как следует из содержания пунктов 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля.
Недостоверность сведений о месте нахождения юридического лица, указанных в ЕГРЮЛ, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и препятствует надлежащему осуществлению контроля со стороны органов, осуществляющих публичные полномочия.
Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В пункте 14 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ предусмотрено, что осмотр объекта недвижимости в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проводится территориальным органом ФНС России, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
На основании изложенного, положениями Закона N 129-ФЗ предусмотрена обязанность заявителя указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности. При этом регистрирующий (налоговый) орган в рамках представленных ему полномочий не лишен возможности осуществлять контрольные мероприятия в отношении юридического лица на предмет соблюдения им требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, включая сведения об адресе места нахождения организации.
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о непредставлении регистрирующим органом надлежащих и достаточных доказательств недостоверности юридического адреса ООО "Помощь".
Так, из представленных в материалы дела документов усматривается, что ООО "Помощь" на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Белгородская область, г.Губкин, ул. Вокзальная, д.2, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов) для размещения производственной базы, площадь земельного участка 4654 кв.м., кадастровый номер 31:04:0903001:21 (свидетельство на праве собственности серия РФ-VII N 912249 от 18.10.1995, кадастровый план земельного участка).
Также земельный участок и жилой дом с кадастровым номером 31:04:00:00:546/1/25:0001/А, расположенные по адресу: Белгородская область, г.Губкин, ул. Вокзальная, д.2, принадлежат на праве долевой собственности Дорошеву Н.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2009 серия 31-АБ N 636182.
Указанные обстоятельства были установлены, в том числе, регистрирующим органом и сторонами не оспариваются.
Таким образом, как обоснованно указал суд области, в рассматриваемом случае два разных объекта недвижимости имеют один адрес регистрации: Белгородская область, г.Губкин, ул. Вокзальная, д.2.
В судебном заседании суда первой инстанции Харченко С.В. пояснил, что с момента регистрации Общества в 1992 году и по настоящее время ООО "Помощь" осуществляло предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и представляет налоговую отчетность (л.д.37-53). На земельном участке имеется производственная база для большегрузных машин.
Данные факты регистрирующим органом не опровергнуты.
Также апелляционный суд учитывает, что осмотр объекта недвижимости является лишь одним из способов проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Протокол осмотра не может являться единственным основанием для внесения в реестр сведений о недостоверности юридического адреса при наличии правового основания для использования адреса соответствующего объекта недвижимости.
При указанных обстоятельствах подлежит отклонению ссылка апелляционной жалобы на непредставление Харченко С.В. доказательств направления в адрес регистрирующего органа сведений о достоверности адреса, поскольку обязанности такого представления корреспондирует обязанность регистрирующего органа провести соответствующую проверку на основании всех возможных источников информации, включая сведения Единого государственного реестра недвижимости и сведений иных государственных органов.
При этом суд учитывает наличие в материалах дела свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования на землю, выданного ООО "Помощь" 18.10.1995 для размещения производственной базы, а также межевого дела по установлению внешних границ земельного участка ООО "Помощь" от 2003 года, землеустроительного дела на проведение работ по межеванию земельного участка, заключения от 03.04.2007 N 630 по согласованию границ земельного участка.
Исходя из указанных доказательств следует, что ООО "Помощь" фактически находится по месту нахождения принадлежащих организации на праве постоянного (бессрочного) пользования объектов недвижимости (земельного участка) и фактически осуществляет хозяйственную деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали достаточные основания для исключения ООО "Помощь" из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о его юридическом адресе.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2022 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФНС России по Белгородской области - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2022 по делу N А08-7863/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7863/2022
Истец: Харченко Сергей Васильевич
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области