г. Челябинск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А34-13374/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 18 октября 2022 года по делу N А34-13374/2022.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее - истец, Отделение, ОПФР по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания " Развитие" (далее - ответчик, ООО "СК "Развитие", общество) финансовых санкций в сумме 7500 руб., за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2020, по форме СЗВ-М за отчетные периоды апрель, июль, декабрь 2021, январь 2022.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 18.10.2022 (резолютивная часть решения объявлена 05.10.2021) по делу N А34-13374/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ООО " СК " Развитие" в пользу Отделения штрафные санкции в размере 7000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказал. Также с общества взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1867 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, Отделение (далее также - апеллянт, податель апелляционной жалобы), обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в сумме 500 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на ненадлежащее исследование судом всех обстоятельств дела, обращает внимание на наличие оснований для взыскания финансовой санкции., поскольку Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) не предусматривает предоставление сведений о застрахованных лицах в сокращенном виде для целей ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а только полные и достоверные сведения в отношении каждого застрахованного лица. Верные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период год 2020 в отношении 1 застрахованного лица Кашин Михаил Викторович СНИЛС 032-092-911 20, не предоставлены ООО "СК "Развитие" до настоящего времени.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 05.12.2022.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1154501005911, ИНН 4501203418, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя (регистрационный номер 055-004-043466).
Заявитель указывает на то что, заинтересованное лицо не представило либо предоставило неполные и (или) недостоверные сведения в отношении данных застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2020, по форме СЗВ-М за отчетные периоды: апрель, июль, декабрь 2021, январь 2022.
ОПФР по Курганской области проведена проверка представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётные периоды апрель, июль, декабрь 2021, январь 2022, по форме отчетности СЗВ-М с типом "исходная", в ходе которой сделан вывод, что страхователем представлены сведения с нарушением установленного срока, сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период апрель (на 5 застрахованных лиц), июль (на 4 застрахованных лица), декабрь 2021 (на 4 застрахованных лица), январь 2022 (на 1 застрахованное лицо, по результатам аудита баз данных персонифицированного учета были обнаружены расхождения в отношении данного застрахованного лица страхователю было направлено по электронным каналам связи уведомление об устранении в течении 5 рабочих дней имеющихся расхождений.
Страхователь требования ПФР не исполнил, в связи с чем Отделение пришло к выводу о том, что в действиях заинтересованного лица имеется состав правонарушения, которое квалифицируется по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ как непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, что влечет за собой взыскание штрафных санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Также, ОПФР по Курганской области установлено, что заинтересованным лицом в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ общество представило не полные и (или) недостоверные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2020 год в отношении 1 застрахованного лица Кашин Михаил Викторович СНИЛС 032-092-911 20 (в форме СЗВ-СТАЖ указан Кашин Михаил Викторови СНИЛС 032-092-911 20). ОПФР по Курганской области 21.02.2021, 10.03.2022 страхователю направлены по электронным каналам связи уведомления об устранении в течении 5 рабочих дней имеющихся расхождений. Страхователь требования ПФР не исполнил, верные сведения в отношении данного застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2020 год не предоставлены до настоящего времени.
Не предоставление или представление страхователем по истечении срока, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ свидетельствует о том, что страхователь несет ответственность в соответствии со статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление сведений на застрахованных лиц в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений.
Специалистом ОПФР по Курганской области составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18210001745 от 07.06.2021, N 055S18220000940, 055S18220000941 от 11.03.2022, N 055S18220001269, 055S18220001292 от 30.03.2022, акты направлены страхователю - 07.06.2021, 15.03.2022, 01.04.2022, что подтверждается копиями почтовых реестров.
Вынесено решение от 13.07.2021 N 055S19210002188; 20.04.2022 вынесены решения N 055S19220001518, 055S19220001519; 12.05.2022 вынесены решения N 055S19220001811, 055S19220001812; о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решения направлены страхователю заказным письмом - 14.07.2021, 22.04.2022, 16.05.2022, что подтверждается копиями почтовых реестров (в деле).
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, ОПФР по Курганской области страхователю 11.08.2021 направлено заказным письмом требование от 11.08.2021 за N 055S01210002243 об уплате финансовых санкции, где указано, что в случае неуплаты задолженности в срок до 31.08.2021, органами ПФР будут приняты все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания данной задолженности. Направление требования подтверждается реестром почтовых отправлений от 11.08.2022.
Также ОПФР по Курганской области страхователю 20.05.2022 направлены заказным письмом требования от 18.05.2022 за N 055S01220001884, 055S01220001885 об уплате финансовых санкций, где было указано, что в случае неуплаты задолженности в срок до 07.06.2022, органами ОПФР по Курганской области будут приняты все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания данной задолженности.
Направление требования подтверждается реестром почтовых отправлений от 20.05.2022.
Кроме того в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ОПФР по Курганской области страхователю 06.06.2022 направлены заказным письмом требования от 03.06.2022 за N 055S01220002072, 055S01220002073 об уплате финансовых санкций, где указано, что в случае неуплаты задолженности в срок до 22.06.2022, ОПФР по Курганской области будут приняты все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания данной задолженности.
Направление требования подтверждается реестром почтовых отправлений от 06.06.2022.
В добровольном порядке финансовые санкции страхователем не уплачены, равно как и не уплачены на момент обращения с настоящим заявлением в суд, иного в материалы дела не представлено.
Поскольку в установленный законом срок требования не исполнены, ОПФР по Курганской области обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций в общей сумме 7500 руб.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения в виде нарушения срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела (7000 руб.), между тем признал недоказанным факт предоставления недостоверных сведений и отказал во взыскании штрафа в соответствующей части - 500 руб.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормами Федерального закона N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п " Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 " Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: " исхд", " доп", " отм".
Код " исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код " доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчётный период.
Код " отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действовавшей в момент возникновения спорных отношений, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н " Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н).
В частности, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 40 Инструкции N 211н).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
При этом ни Федеральный закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не содержат в себе указаний какие именно сведения могут быть поданы в дополняющий форме. Кроме того, ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО " СК " Развитие" представило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период год 2020 в отношении 1 застрахованного лица Кашин Михаил Викторович СНИЛС 032-092-911 20 (в форме СЗВ-СТАЖ указан Кашин Михаил Викторови СНИЛС 032-092-911 20), что, по мнению ОПФР по Курганской области, явилось нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае в действиях ООО "СК "Развитие" отсутствует вмененный состав правонарушения в виде предоставления недостоверных сведений, поскольку имеет место техническая ошибка. При правильном указанном номере СНИЛС в индивидуальных сведениях, ошибка при указании отчества не свидетельствует о недостоверности представленной страхователем информации с учетом того, что речь идет об одном и том же застрахованном лице (с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии и имени) и не может препятствовать надлежащей идентификации лица и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов для их последующего разнесения на индивидуальные лицевые счета.
Суд апелляционной инстанции, учитывает, что неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющих осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.
Поскольку ошибка в изначально направленных сведениях не препятствовала надлежащей идентификации лица, то суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что отсутствует вмененный состав правонарушения.
Заявляя доводы апелляционной жалобы, ОПФР по Курганской области также не учтено, что формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и положения норм права, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде предоставления недостоверных сведений за отчётный период 2020 год.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобах, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По существу, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Отделение освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18 октября 2022 года по делу N А34-13374/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-13374/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: ООО "Строительная компания "Развитие"