город Воронеж |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А48-5446/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Ушаковой И.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс" на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 по делу N А48-5446/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс" (ОГРН 1105741000310, ИНН 5707004094) к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) о признании незаконным и отмене постановления,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс" (далее - ООО "Жилстройсервис плюс", Общество) обратилось в Дмитровский районный суд Орловской области с жалобой (заявлением) к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) об отмене постановления от 29.04.2022 по делу N ЭП-41/2022.
Определением Дмитровского районного суда Орловской области от 08.06.2022 указанная жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Орловской области (т.1 л.д.155-156).
Определением Арбитражного суда Орловской области от 28.06.2022 заявление ООО "Жилстройсервис плюс" принято с возбуждением упрощенного производства по делу N А48-5446/2022; определением от 24.08.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт" (далее - ООО "Орловский энергосбыт").
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 по делу N А48-5446/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Жилстройсервис плюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило оспариваемое постановление изменить в части назначения наказания.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на необоснованное назначение наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб. без учета положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о правилах назначения наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу Приокское управление Ростехнадзора ссылается на законность оспариваемого постановления, в том числе в части назначения наказания.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, при этом от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения не явившихся участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, поступившее ходатайство, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции усматривает следующее.
Как следует из материалов дела, 01.05.2020 между ООО "Орловский энергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Жилстройсервис плюс" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 57060041002253 (далее - Договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) абоненту, а также через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а абонент обязался оплачивать приобретаемую энергию (мощность), а также оказанные услуги на условиях, определенных договором (т.1 л.д.19-29).
Пунктом 2.3.1 Договора абонент обязался принимать электрическую энергию в точках поставки, фиксируемых сторонами в приложении N 4, в объемах согласно приложению N 1, и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги согласно условиям договора.
22.07.2021 ООО "Орловский энергосбыт" во исполнение Постановления Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов" направило абоненту ООО "Жилстройсервис плюс" уведомление от 20.07.2021 N ИР/3864-оэс об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (т.1 л.д.94), согласно которому Общество ненадлежащим образом исполняло обязательства по оплате электроэнергии по Договору, а размер его задолженности по оплате электрической энергии (мощности), потребленной в период по 30.06.2021, составляет 610 200,99 руб. (размер среднемесячной величины обязательств по оплате электрической энергии (мощности) составляет 303 271,33 руб.), что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате электрической энергии (мощности), с указанием, что срок, в течение которого Обществу необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), наступает через 60 дней со дня получения потребителем уведомления. Данное уведомление получено адресатом 28.07.2021 (т.1 л.д.95).
В установленный уведомлением срок до 27.09.2021 (следующий рабочий день) ООО "Жилстройсервис плюс" не представило обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Согласно акту сверки расчетов от 30.06.2021 N 5721050477 размер задолженности Общества-потребителя перед гарантирующим поставщиком в период по 30.06.2021 составил 610 200,99 руб. (т.1 л.д.105).
05.10.2021 в Приокское управление Ростехнадзора поступило заявление ООО "Орловский энергосбыт" о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Жилстройсервис плюс" по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и 15.11.2021 дополнение к указанному заявлению, с приложением документов, свидетельствующих о нарушении потребителем электрической энергии - ООО "Жилстройсервис плюс" установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) сопряженное с исполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате (т.1 л.д.82-105).
Определением от 29.11.2021 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по статьей 14.61 КоАП РФ и определено провести административное расследование, определениями от 29.11.2021 у ООО "Жилстройсервис плюс" и ООО "Орловский энергосбыт" истребованы необходимые для рассмотрения дела документы (т.1 л.д.71-74).
В ходе рассмотрения дела и исследования представленных сведений и документов Приокским управлением Ростехнадзора было установлено, что ООО "Жилстройсервис плюс", являясь потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ненадлежащим образом выполняет обязательства по Договору, а именно нарушает требования пункта 2.3.1 Договора, как и не представило ни гарантирующему поставщику, ни административному органу доказательства обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
По факту выявленного нарушения 28.03.2022 при неоднократном предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности (т.1 л.д.54-67), в отношении ООО "Жилстройсервис плюс" составлен протокол N ЭП-41 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.51-53). Определением от 28.03.2022 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (т.1 л.д.48); копии протокола об административном правонарушении и определения были направлены в адрес Общества (т.1 л.д.49-50).
Рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось, копии протокола об административном правонарушении и определения были повторно направлены в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности (т.1 л.д.44-47).
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Ростехнадзора от 29.04.2022 по делу N ЭП-41/2022 ООО "Жилстройсервис плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (т.1 л.д.11-18).
Полагая данное постановление незаконным, ООО "Жилстройсервис плюс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Орловской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд полагает судебный акт подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений в компетенции и процедуре привлечения Общества к административной ответственности. Приокское управление Ростехнадзора действовало в рамках предоставленных законодательством полномочий (части 1, 3 статьи 28.1, статьи 28.3, 23.30 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401), лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии со статьей 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, составляет неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, являющиеся потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией.
Субъективная сторона характеризуется виной, которая для юридического лица заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 38 которого субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении гарантирующим поставщиком гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем электрической энергии обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на осуществление федерального государственного энергетического надзора и к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2017 N 139 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов" в Основные положения дополнены разделом XIII, согласно пункту 255 которого потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).
Пунктом 256 Основных положений определены порядок направления гарантирующим поставщиком уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и требования к его содержанию.
В силу пункта 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Основных положений).
Согласно пункту 264 Основных положений в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 Основных положений уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 Основных положений, а также заявление гарантирующего поставщика, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, информацию и оригиналы документов, определенные подпунктами "а"-"к" пункта 264 Основных положений.
Из фактических обстоятельств дела, в частности письма главы городского поселения Дмитровск Дмитровского района Орловской области от 10.12.2021 N 188 (т.1 л.д.68) усматривается, что в эксплуатации ООО "Жилстройсервис плюс" находятся артезианские скважины водоснабжения городского поселения, сети водоснабжения и водоотведения городского поселения, что обуславливает отнесение Общества к абонентам, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов в соответствии с Приложением к Правилам полного и(или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 - к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, к обоснованному выводу о чем пришел суд области.
Применительно к приведенным нормативным положениям и при наличии в период по 30.06.2021 задолженности по оплате электроэнергии по Договору - 610 200,99 руб. в размере, превышающем двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате электрической энергии (мощности), который составляет 303 271,33 руб., и неисполнении в установленный срок уведомления гарантирующего поставщика - ООО "Орловский энергосбыт" от 20.07.2021 N ИР/3864-оэс об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, в деянии ООО "Жилстройсервис плюс" усматриваются объективные признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.61 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Жилстройсервис плюс" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении возложенных на него законодательством об электроэнергетике обязанностей. У Общества как у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.61 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает установленными наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности в данном случае вменяемого правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.
При этом, судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, совершенное Обществом правонарушение посягает на экономические, экологические и социальные составляющие, поскольку им эксплуатируются объекты, приостановление работы которых может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц - потребителей коммунальных ресурсов.
Тем самым совершенное Обществом административное правонарушение выразилось не только в формальном нарушении требований законодательства, но и в создании угрозы причинения вреда неограниченному кругу лиц.
С учетом изложенного суд области правомерно не усмотрел оснований для признания совершенного деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП).
При установлении обстоятельства повторности совершения Обществом однородного административного правонарушения, то есть совершения административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, при решении вопроса о назначении административного наказания суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для замены в рассматриваемом случае административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 14.61 КоАП РФ, на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В свою очередь, ни административным органом, ни судом области не учтены нормативные положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, уже действовавшие в период привлечения ООО "Жилстройсервис плюс" к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Сведения об ООО "Жилстройсервис плюс" как о малом предприятии включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016, что с учетом положений статьи 4.1.2 КоАП РФ обуславливает необходимость изменения оспариваемого постановления от 29.04.2022 по делу N ЭП-41/2022 в части снижения размера назначенного Обществу административного штрафа с 100 000 руб. до 50 000 руб. в порядке частей 2 и 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ, что будет отвечать приведенным правилам назначения наказания.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 по делу N А48-5446/2022 подлежит отмене в соответствующей части.
При этом нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 по делу N А48-5446/2022 отменить в части.
Постановление Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785) от 29.04.2022 о назначении административного наказания по делу N ЭП-41/2022 изменить в части назначения административного наказания, назначить обществу с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис плюс" (ОГРН 1105741000310, ИНН 5707004094) административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5446/2022
Истец: ООО "Жилстройсервис плюс"
Ответчик: Заместитель начальника отдела государственного энергетического надзора по Орловской области Приокского управления Ростехнадзора Стародубцев Эдуард Львович
Третье лицо: ООО "ИНТЕР РАО-ОРЛОВСКИЙ ЭНЕРГОСБЫТ"