город Воронеж |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А08-694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии:
от Алтухова Николая Петровича: Алтухова Н.П. - лично, паспорт РФ, Алтухова Н.Н. - представителя по доверенности N 31 АБ 1914278 от 26.01.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция" паспорт РФ, Гапоненко Ю.Г. - представителя по доверенности N 31 АБ 1914277 от 26.01.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ, Коровиной О.В. - адвоката, доверенность N31 АБ 2117164 от 01.11.2022, служебное удостоверение:
от ООО "АГРОМАРКЕТ": Алтухова Н.Н. - директора, выписка из ЕНРЮЛ N ЮЭ9965-22-213757151 от 25.11.2022, паспорт гражданина РФ;
от УФНС России по Белгородской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Алтухова Николая Петровича и ООО "АГРОМАРКЕТ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.07.2022 по делу N А08-694/2022, по заявлению Алтухова Н.П. к УФНС России по Белгородской области, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ,
третье лицо: ООО "АГРОМАРКЕТ"
УСТАНОВИЛ:
Акционер АОЗТ "Ремэмаль" Алтухов Николай Петрович (далее - Алтухов Н.П., заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц N 2183123450849 от 14.02.2018 о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица АОЗТ "Ремэмаль" (ИНН 3128002494), а также признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц N2183123452378 от 14.02.2018 о снятии АОЗТ "Ремэмаль" с учета в Межрайонной ИФНС России N4 по Белгородской области.
Определением суда от 02.03.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика - Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области на надлежащего - ИФНС России по г.Белгороду.
Приказом ФНС России от 14.01.2022 N ЕД-7-4/15 ИФНС России по г.Белгороду реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России по Белгородской области.
Определением суда от 29.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "АГРОМАРКЕТ" (ИНН 3120103780).
Решением от 25.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Алтухов Николай Петрович и ООО "АГРОМАРКЕТ" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Алтухов Н.П. полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в восстановлении срока на обжалование решения уполномоченного органа. Ссылается на то, что об исключении АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ узнал лишь 01.12.2021.
Также ссылается на то, что АОЗТ "Ремэмаль" является действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, производившем сдачу в аренду, принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, совместно с арендатором осуществляющим строительно-монтажные работы на принадлежащих обществу земельных участках, а также формировавшим бухгалтерскую и налоговую отчетность. Кроме того, Общество надлежащим образом исполняло свою обязанность по представлению годовой упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, но данная отчетность не принималась налоговым органом с 2015 года с указанием причины отказа в приме: "Найденный налогоплательщик снят с учета". Обществам в установленные законом сроки представлялась налоговая отчетность по земельному налогу за период с 2015-2018 гг., которая принималась Межрайонной ИФНС России N 7 по Белгородской области. Кроме того, ссылается на то, что у Общества имеется кредиторская задолженность перед ООО "АГРОМАРКЕТ" за осуществление строительно-подрядных работ в сумме 2 333 000 руб., которая отражена в приобщенном к материалам дела бухгалтерском балансе Общества за 2020 год.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "АГРОМАРКЕТ" в полном объеме поддерживает доводы Алтухова Н.П. по существу заявленных требований. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал Алтухову Н.П. в восстановлении срока на обжалование решения уполномоченного органа. Считает, что отказ в удовлетворении требований Алтухова Н.П. о признании недействительными записей об исключении АОЗТ "Ремэмаль" и его снятия с налогового учета нарушает как права Алтухова Н.П., так и права ООО "АГРОМАРКЕТ" на возмещение расходов по оплате монтажных работ, в результате которых произведено улучшение арендованного имущества, в размере 2 333 000 руб.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражал на доводы апелляционных жалоб, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель УФНС России по Белгородской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в отношении АОЗТ "Ремэмаль" регистрирующим органом (ИФНС России по г. Белгороду) было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц на основании справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам.
Сообщение о предстоящем исключении АОЗТ "Ремэмаль" из реестра 25.10.2017 в соответствии с п.3 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 42 (665) (л.д.99).
В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, регистрирующим органом 14.02.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности АОЗТ "Ремэмаль" в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), номер записи в ЕГРЮЛ 2183123450849.
В Единый государственный реестр юридических лиц также внесена запись N 2183123452378 от 14.02.2018 о снятии АОЗТ "Ремэмаль" с учета в Межрайонной ИФНС России N 4 по Белгородской области.
Исключение АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ было обжаловано Алтуховым Н.П. в Управление ФНС России по Белгородской области.
Решением от 11.01.2020 N 06-3-18/00083 Управление ФНС России по Белгородской области оставило жалобу без рассмотрения в связи с истечением срока подачи жалобы.
Полагая, что решение регистрирующего органа о прекращении деятельности АОЗТ "Ремэмаль" нарушает его права и законные интересы, Алтухов Н.П. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока, установленного пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ для обжалования исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и отсутствия оснований для его восстановления.
По мнению суда, Алтухов Н.П. должен был узнать об исключении АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ в феврале 2018 года, т.к., будучи директором названного общества, он представил 15.02.2018 в налоговый орган упрощенную бухгалтерскую отчетность, которая не была принята МИФНС России N 4 по Белгородской области в связи со снятием общества с налогового учета, на что указано в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации. При этом, оспариваемая запись внесена инспекцией в ЕГРЮЛ 14.02.2018, а заявление Алтуховым Н.П. подано в арбитражный суд 26.01.2022.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда ввиду следующего.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ начало течение срока на обжалование исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ связано с моментом, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Алтухов Н.П. указывает, что узнал о записи в ЕГРЮЛ о прекращении АОЗТ "Ремэмаль" только 01.12.2021, когда получил выписку из ЕГРЮЛ.
Пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ также предусмотрено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств, неопровержимо свидетельствующих о том, что Алтухов Н.П. узнал или в силу обстоятельств должен был узнать о спорной записи в ЕГРЮЛ ранее 01.12.2021, вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем установленного пунктом 8 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срока на обжалование исключения АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, не может быть признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок исключения регистрирующим органом юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Данное решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Между тем, сходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Таким образом, исключение юридического лица как недействующего возможно при наличии надлежащих и достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих, что на момент принятия решения налоговому органу не было известно об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.
Как подтверждено материалами дела, в рассматриваемом случае, основанием для исключения АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ послужило не предоставление АОЗТ "Ремэмаль" в течение 12 месяцев, предшествующих вынесению данного решения, налоговой отчетности и отсутствие движения по банковским счетам.
Регистрирующим органом МИФНС России N 4 по Белгородской области было установлено, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ, данное общество не представляло в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, операций по расчетным счетам не производило.
Таким образом, формально имелись признаки того, что АОЗТ "Ремэмаль" является недействующим юридическим лицом.
Поскольку в трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, с момента опубликования вышеуказанного решения заявлений и возражений относительно исключения указанного общества из реестра не поступило, регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 указанного закона исключил недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения записи N 2183123452378 от 14.02.2018 о снятии АОЗТ "Ремэмаль" с учета в Межрайонной ИФНС России N4 по Белгородской области.
Вместе с тем, само по себе непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим, поскольку статья 21.1 Закона N 129-ФЗ предоставляет налоговому органу право на исключение из реестра юридического лица лишь прекратившего свою деятельность фактически.
Как указывает заявитель в апелляционной жалобе, начиная с 2015 года, налоговый орган по месту регистрации отказывал ему в принятии налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения, с указанием на снятие налогоплательщика с учета, что подтверждается копиями уведомлений об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде за 2015 год от 01.04.2016, за 2016 год от 30.03.2017, приобщенными к материалам дела (том 2 л. д. 25).
Также заявитель указывает на то, что ввиду отсутствия в ЕГРЮЛ надлежащих сведений о юридическом лице АОЗТ "Ремэмаль" не имело возможности открыть расчетные счета в банках.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, АОЗТ "Ремэмаль" фактически не прекращало осуществление своей хозяйственной деятельности, основным видом деятельности которой является производство кабелей и кабельной арматуры (ОКВЭД 27.3), по ОКВЭД, указанных в карте постановки на учет от 01.09.1994: 14172, 14171, 14912 кабельная промышленность, производство электротехнических машин, оборудования аппаратуры, ремонт прочего промышленного оборудования и приборов.
Данная деятельность осуществлялась обществом в том числе в период с 2015 года по 2018 год - приобретались комплектующие, производилась кабельная продукция, которая в последующем реализовывалась, что подтверждается счетами-фактурами: N 141 от 29.09.2016, N 174 от 12.12.2016, N 86 от 05.07.2017, N 65 от 23.05.2017, N 13 от 22.02.2017, N 113 от 04.09.2017, N 185 от 25.12.2017, N 15 от 19.04.2018, N 56 от 25.04.2018, N 175 от 08.10.2018, N 198 от 29.10.2018, N 273 от 20.12.2018; товарными накладными N 11/15 от 03.09.2015, N 9 от 10.08.2016, N 12 от 05.10.2016, N 14 от 02.02.2017, N 25 от 10.07.2017 (реализация кабеля, арматуры и кабельной продукции покупателям ООО "Евротехмаш", ООО "Агротемп").
Также обществом осуществлялось приобретение кабельной продукции, арматуры, комплектующих для изготовления кабельной продукции у ИП Неткачева В.Г.
Показатели указанной финансово-хозяйственной деятельности отражалась в отчетной документации (упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности) за период 2015 - 2018 гг., в регистрах бухгалтерского баланса: раздел актив, (графы материальные внеоборотные активы, запасы); раздел пассив (долгосрочные заемные средства, другие долгосрочные обязательства, кредиторская задолженность, другие краткосрочные обязательства); раздел отчет о финансовых результатах (выручка, расходы по обычной деятельности, налоги, чистая прибыль).
На балансе АОЗТ "Ремэмаль" имеются объекты недвижимого имущества:
1) земельный участок кадастровый номер 31:18:0802008:2
2) земельный участок кадастровый номер 31:18:001010:126
3) производственная база (договор купли-продажи N 6 от 26.02.1993 г., Договор купли-продажи N 1 от 24.08.1995).
Указанные объекты недвижимости (земельные участки) отражены в налоговых декларациях по земельному налогу за период 2015-2017 гг., а также в упрощенной бухгалтерской отчетности в графе "материальные внеоборотные активы".
В период с 2015 года по настоящее время АОЗТ "Ремэмаль" ведет фактическую финансово-хозяйственную деятельность:
- сдает в аренду имущество по Договору с ООО "Транссельхозстрой" от 12.01.2017,
* сдает в аренду имущество по Договору с ООО "Агромаркет" от 15.02.2020 с доп. соглашением от 18.03.2020.
Согласно дополнительному соглашению от 18.03.2020 арендатор осуществил улучшение арендуемого имущества, а именно строительно-монтажные работы (реконструкцию) на объекте "Приемозаготовительный пункт для приема мяса и выработки колбасных изделий" (Договор с ИП Селезневым Г.И. СМР N 15006/2020 от 15.06.2020 на реконструкцию приемозаготовительного пункта), стоимость расходов по которому возмещает арендодатель. По данному договору и дополнительному соглашению АОЗТ "Ремэмаль" имеет задолженность перед ООО "Агромаркет" в размере понесенных расходов.
Также Обществом заключен Договор N 312/НО от 07.06.2012 о предоставление услуги формирования и отправки налоговой отчетности через телекоммуникационные каналы связи. Договор действует по настоящее время, что подтверждается пояснениями, представленными исполнителем услуг ООО "Инлайн", имеющимися в материалах дела.
Кроме того, на настоящий момент на балансе предприятия числятся три транспортных средства, которые также по настоящее время находятся на регистрационном учете в органах ГИБДД, что подтверждается карточками учета транспортного средства, выданными ГИБДД ОМВД РФ по Шебекинскому городскому округу от 22.11.2022.
АОЗТ "Ремэмаль" поставлено на налоговый учет в МИФНС России N 4 по Белгородской области (г. Старый Оскол), ОГРН 1033109208582 и на налоговый учет в МИФНС N 7 по Белгородской области (г. Шебекино), т.к. к территории данной налоговой инспекции относится, имеющееся во владении АОЗТ "Ремэмаль", имущество - земельные участки и производственная база.
АОЗТ "Ремэмаль" исполняются налоговые обязательства, исчисляются и уплачиваются налоги, что подтверждается прилагаемой налоговой отчетностью.
Так, в МИФНС N 7 по Белгородской области Обществом сданы:
- налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год от 11.03.2016. (квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде МИФНС N 7 по Белгородской области, 3120 от 11.03.2016);
* налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год от 27.01.2017 (штамп МИФНС N 7 о приеме от 27.01.2017);
* налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год от 18.01.2018 (штамп о приеме МИФНС N 7 по Белгородской области от 18.01.2018);
* налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год от 25.01.2019 (штамп о приеме МИФНС N 7 по Белгородской области от 25.01.2019).
В принятии налоговых деклараций за 2015 год от 30.03.2016 и за 2016 год от 30.03.2017 МИФНС N 4 по Белгородской области отказано, что подтверждается соответствующими уведомлениями.
Также из материалов дела следует, что упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2017 год от 15.02.2018, за 2018 год, за 2019 год налоговым органом также не принята.
В качестве основания отказа в приеме упрощенной бухгалтерской отчетности за 2015-2017 гг. МИФНС указывало: "найден налогоплательщик, снятый с учета".
Вместе с тем, не смотря на отказы налогового органа в приеме налоговой декларации за 2015 год и указание в отчете об отказе в приеме декларации с основанием отказа: "найден налогоплательщик, снятый с учета" (уведомление об отказе в приеме Налоговой декларации (расчета) в электронном виде МИФНС N 4 по Белгородской области, 3128 от 01.04.2016, налоговым органом в 2016 году в отношении АОЗТ "Ремэмаль" были проведены контрольные мероприятия, в частности проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
В результате указанной проверки налоговым органом предложено уменьшить исчисленную в завышенном размере сумму земельного налога за 2015 год в размере 144 142 руб., что подтверждается актом налоговой проверки N 1285 от 28.06.2018.
Также 25.10.2016 налоговым органом принято Решение N 1130 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества АОЗТ "Ремэмаль", на основании которого взысканию подлежит пеня в размере 391, 02 руб.
Из изложенного следует, что налоговый орган, отказывая в приеме налоговых деклараций с указанием основания отказа: "найден налогоплательщик, снятый с учета", и в то же время осуществлял фактический налоговый контроль за АОЗТ "Ремэмаль" посредством проверки представляемой им налоговой отчетности, осуществлял активные мероприятия налогового контроля в указанный налоговым органом периоде не предоставления налоговой отчетности. Справка N 199-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности датирована 12.10.2017. Решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика вынесено ИФНС N7 по Белгородской области 25.10.2016, то есть до истечения 12-ти месячного срока.
Указанные обстоятельства налоговым органом не оспорены, доказательств в опровержении не представлено и, более того, подтверждены в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции (статьи 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных заявителем доказательств, не оспоренных налоговым органом, суд апелляционной инстанции полагает, что у налогового органа отсутствовали законные основания для принятия решения об исключении АОЗТ "Ремэмаль" из ЕГРЮЛ и внесения соответствующей записи. В данном случае можно сделать вывод о том, что исключение АОЗТ "Ремэмаль" проведено по формальным признакам, без выяснения всех необходимых сведений.
При таких обстоятельствах, поскольку выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.07.2022 следует отменить, апелляционные жалобы Алтухова Н.П. и ООО "АГРОМАРКЕТ" удовлетворить.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
В связи с чем, понесенные ООО "АГРОМАРКЕТ" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб., подлежат взысканию с УФНС России по Белгородской области.
При этом излишне уплаченная по платёжному поручению N 1378 от 19.08.2022 государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "АГРОМАРКЕТ" из федерального бюджета.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы Алтухова Николая Петровича и ООО "АГРОМАРКЕТ" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 25.07.2022 по делу N А08-694/2022 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц N 2183123450849 от 14.02.2018 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц N 2183123452378 от 14.02.2018 о снятии АОЗТ "Ремэмаль" с учета в Межрайонной ИФНС России N4 по Белгородской области.
Обязать УФНС России по Белгородской области устранить нарушенные права и законные интересы Алтухова Николая Петровича.
Взыскать с УФНС России по Белгородской области в пользу ООО "АГРОМАРКЕТ" судебные расходы в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-694/2022
Истец: Алтухов Николай Петрович
Ответчик: ИФНС России по г.Белгороду, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Белгородской области, УФНС России по Белгородской области
Третье лицо: ООО "АГРОМАРКЕТ", Гапоненко Юлиана Геннадьевна