город Омск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А46-12612/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13350/2022) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2022 по делу N А46-12612/2022, принятое по исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручинина К.Ю. по доверенности от 07.06.2022;
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Пелах Ю.Е. по доверенности от 19.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора аренды от 05.03.2022 N Д-С-31-12433 (регистрационный номер ПАО "Россети Сибирь" от 05.03.2022 N 42.5500.1157.22) земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов.
Решением от 18.10.2022 по делу N А46-12612/2022 Арбитражный суд Омской области исковые требования удовлетворил, урегулировал разногласия, возникшие между департаментом имущественных отношений Администрации города и ПАО "Россети Сибирь" при заключении договора аренды от 05.03.2022 N Д-С-31-12433 (регистрационный номер ПАО "Россети Сибирь" от 05.03.2022 N 42.5500.1157.22) земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов, изложив в следующей редакции:
- Подпункт 1 пункта 4.2 "Передать арендатору участок в состоянии, пригодном для использования в целях, предусмотренных настоящим договором. Арендодатель гарантирует, что на момент заключения настоящего договора участок не обременен правами третьих лиц".
- Пункт 10.3 "Арендодатель обязуется освободить земельный участок от объектов, указанных в пункте 1.7 договора в течении 12 месяцев с момента заключения договора за счет собственных средств".
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, урегулировать разногласия в редакции департамента.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что основания для отказа в предоставлении земельного участка у департамента отсутствовали, а, следовательно, не предоставить земельный участок департамент не мог; истец сам формировал земельный участок, проводил кадастровые работы и мог заранее видеть, что на земельном участке расположены гаражи, однако, не смотря на это, обратился за предоставлением сформированного земельного участка в аренду;
в полномочия департамента не входит вынос гаражей с земельного участка; в случае нарушения прав истца в части самовольного расположения гаражей на земельном участке, он вправе после получения земельного участка в аренду обратиться с исковым заявлением об устранении препятствий в использовании земельного участка.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ПАО "Россети Сибирь" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Омска от 08.10.2020 N 613-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки и проект межевания территории (далее - ППиМТ) (приложение 3 к постановлению от 08.10.2020 N 613-п), которым предусматривается реализация, размещение линейного объекта ПАО "Россети Сибирь" "Строительство ПС 110/10 кВ "Кристалл", двух КЛ 110 кВ и двух волоконно-оптических линий связи от кабельно-воздушной линии 110 кВ Омская - ТЭЦ-4 - Омская ТЭЦ-З I, II цепь с отпайками до новой подстанции 110/10 кВ "Кристалл", двух кабельных линий 10 кВ от новой подстанции 110/10 "Кристалл" до ЦРП-2".
Строительство линейного объекта электроснабжения предполагается в 3 этапа:
1. строительство двух кабельных линий ПО кВ и двух волоконно-оптических линий связи от кабелыю-воздушной линии ПО кВ Омская - ТЭЦ-4 - Омская ТЭЦ-З I, II цепь с отпайками до новой ПС 110/10 кВ "Кристалл";
2. строительство электрической подстанции 110 кВ "Кристалл";
3. строительство двух кабельных линий 10 кВ от новой подстанции 110 кВ "Кристалл" до центрального распределительного пункта (ЦРП-2).
Таким образом, проектируемая подстанция 110 кВ "Кристалл" является частью единого сложного электросетевого комплекса.
На основании документации по планировке территории (ППТ и ПМТ), утвержденной постановлением Администрации города Омска от 08.10.2020 N 613-п, ПАО "Россети Сибирь" проведены кадастровые работы, образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:18471 под размещение ПС "Кристалл".
К земельному участку под размещение ПС 110 кВ "Кристалл" (кадастровый номер 55:36:050207:18471) подходят питающие кабельные линии 110 кВ длиной 3,89 км, волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) длиной 4,04 км, кабельные линии 10 кВ длиной 0,88 м, для размещения которых в соответствии ППТ и ПМТ с Администрацией города Омска оформлены права на прилегающие земельные участки - установлены сервитуты на использование земельных участков.
ПАО "Россети Сибирь" осуществляются платежи в бюджет с 2020-2021 года за использование земельных участков под строительство и эксплуатацию линий 110 кВ, 10 кВ, ВОЛС, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:000000:415; 55:36:000000:491; 55:36:070105:3371; 55:36:070105:3379; 55:36:050207:3580; 55:36:070105:8589; 55:36:070105:8665; 55:36:070105:17705; 55:36:070105:18468; 55:36:050207:18472; 55:36:070105:18473; 55:36:070105:18474; 55:36:070105:18475; 55:36:070105:18476; 55:36:070105:25856; 55:36:000000:163409. Размещение земельного участка под строительство ПС 110 кВ Кристалл в ином месте невозможно, так как земельный участок с кадастровым номером 55:36:050207:18471 является основным земельным участком линейного объекта, к нему примыкают все другие земельные участки, оформленные для строительства двух питающих кабельных линий 110кВ и двух волоконно-оптических линий связи от кабельно-воздушной линии 110 кВ Омская - ТЭЦ-4 - Омская ТЭЦ-3 I, II цепь с отпайками до новой ПС 110/10 кВ "Кристалл"; строительства двух кабельных линий 10 кВ от новой подстанции 110 кВ "Кристалл" до центрального распределительного пункта (ЦРП-2).
В соответствии с положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает арендодателем по договорам аренды муниципального имущества города Омска или имущества, находящегося в ведении муниципального образования город Омск.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в департамент с заявлением от 03.11.2021 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471, расположенного по адресу: Российская Федерация, Омская область, г. Омск.
В ответ на обращение департаментом подготовлен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства, без проведения торгов от 05.03.2022 N Д-С-31-12433 (регистрационный номер ПАО "Россети Сибирь" от 05.03.2022 N 42.5500.1157.22) на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070105:18471 (далее - договор аренды). Срок договора аренды земельного участка 9 лет 11 месяцев 29 дней.
При этом предложенный департаментом к заключению договор аренды содержал информацию о том, что на участке расположены металлические и железобетонные гаражи (пункт 1.7), а также условия, не позволяющие беспрепятственно использовать земельный участок по назначению, а именно:
Подпункт 1 пункта 4.2 "Арендодатель обязан передать арендатору участок в состоянии пригодном для использования в целях, предусмотренных настоящим договором. Арендодатель гарантирует, что на момент заключения настоящего договора участок не обременен правами третьих лиц. Арендодатель не отвечает за недостатки участка, выявленные арендатором после подписания акта приема-передачи".
Пункт 10.3 "В случае нахождения на участке каких-либо объектов арендатор при необходимости освобождает участок за счет собственных средств, претензий к арендодателю арендатор не имеет".
Не согласившись с редакцией спорных пунктов договора, ПАО "Россети Сибирь" подготовило и направило в департамент протокол разногласий от 16.03.2022 N 1.5/01-03/3067.
В свою очередь, департаментом подготовлен протокол согласования разногласий от 07.04.2022.
По итогам рассмотрения протокола согласования разногласий, ПАО "Россети Сибирь" подготовлен протокол урегулирования разногласий от 11.05.2022, в котором спорные пункты договора аренды изложены в следующей редакции:
- Подпункт 1 пункта 4.2 изложить в редакции арендатора: "Передать арендатору участок в состоянии, пригодном для использования в целях, предусмотренных настоящим договором. Арендодатель гарантирует, что на момент заключения настоящего договора участок не обременен правами третьих лиц".
Предложение "Арендодатель не отвечает за недостатки участка, выявленные арендатором после подписания акта приема-передачи" исключить.
- Пункт 10.3 изложить в редакции арендатора:
"Арендодатель обязуется освободить земельный участок от объектов, указанных в пункте 1.7 договора, в течении 12 месяцев с момента заключения договора за счет собственных средств".
Протокол урегулирования разногласий от 11.05.2022 возвращен департаментом без подписания письмом от 10.06.2022 N исх-ДИО/8093, в котором ответчик не согласился с предложенной ПАО "Россети Сибирь" редакцией спорных пунктов договора.
Согласно данным кадастровой выписки и публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070105:18471 отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости.
Между тем, на земельном участке 55:36:070105:18471 и ближе 20 м к нему располагаются гаражи, что подтверждается натурными обследованиями, топографической съемкой и снимками со спутника.
Таким образом, использование ПАО "Россети Сибирь" участка по назначению без освобождения его от гаражей невозможно.
При этом истец не согласен с условиями договора, возлагающими на арендатора бремя по устранению препятствий в пользовании участком, ввиду фактического наличия на участке гаражей, принадлежащих третьим лицам.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Применительно к настоящему делу, поскольку стороны не достигли согласия в отношении отдельных условий договора аренды, истец обоснованно обратился в суд за урегулированием этих разногласий.
Оставляя обжалуемое решение без изменения, суд апелляционной инстанции отмечает, что правоотношения сторон по договору являются обязательствами аренды земельного участка, в связи с чем подлежат регулированию положениями главы 34 ГК РФ (аренда), общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
При этом пункт 1 статьи 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим в момент его заключения.
Следовательно, договор должен отвечать требованиям закона, предусмотренным законом для договора аренды.
В настоящем случае общество просит урегулировать разногласия, возникшие между департаментом и ПАО "Россети Сибирь" при заключении договора аренды от 05.03.2022 N Д-С-31-12433 (регистрационный номер ПАО "Россети Сибирь" от 05.03.2022 N 42.5500.1157.22) земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для строительства, без проведения торгов, изложив в следующей редакции:
- Подпункт 1 пункта 4.2 "Передать арендатору участок в состоянии, пригодном для использования в целях, предусмотренных настоящим договором. Арендодатель гарантирует, что на момент заключения настоящего договора участок не обременен правами третьих лиц".
- Пункт 10.3 "Арендодатель обязуется освободить земельный участок от объектов, указанных в пункте 1.7 договора в течении 12 месяцев с момента заключения договора за счет собственных средств".
В апелляционной жалобе департамент указывает на отсутствие возможности отказать в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471 в аренду. При этом ответчик отмечает, что в полномочия департамента не входит вынос гаражей с земельного участка.
Департаментом проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 55:36:070105:18471, составлен акт от 03.03.2021, исходя из которого следует, что на земельном участке расположены металлические и сборные железобетонные гаражные боксы.
По информации администрации Советского административного округа города Омска (далее - администрация округа) земельный участок для размещения гаражей не предоставлялся.
В свою очередь, департамент направил в адрес администрации округа письмо от 09.03.2021 N Вн-ДИО/1196 с указанием на необходимость произвести мероприятия по выносу самовольно размещенных гаражей.
Решением Омского городского совета от 29.06.2011 N 422 "Об Администрации Советского административного округа города Омска" утверждено положение об администрации Советского административного округа города Омска (далее - положение).
Согласно подпунктами 8.1, 8.2, 13.3., 13.4 пункта 17 положения администрация САО:
- в целях обеспечения соблюдения требований земельного законодательства проводит проверки целевого использования, обследования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории округа занятых объектами индивидуального жилищного строительства, гаражными кооперативами и иными гаражными объединениями, капитальными гаражами, металлическими и сборными железобетонными гаражными боксами, погребами;
- выявляет самовольно размещенные (размещаемые) объекты индивидуального жилищного строительства, капитальные гаражи, самовольно размещенные металлические и сборные железобетонные боксы, погреба при осуществлении муниципального земельного контроля, проведении проверок и обследований;
- осуществляет принудительный вынос металлических и сборных железобетонных боксов, ограждений, самовольно размещенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории округа, в порядке, предусмотренном правовым актом администрации города Омска;
- осуществляет контроль за соблюдением принципа платности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории округа, занятых объектами индивидуального жилищного строительства, гаражными кооперативами и иными гаражными объединениями, капитальными гаражами, металлическими и сборными железобетонными боксами, погребами, осуществляет претензионно-исковую работу по взысканию стоимости неосновательного обогащения за пользование указанными земельными участками.
Таким образом, к полномочиям администрации округа относится деятельность по выносу самовольно установленных гаражей.
При этом департамент указывает на то, что если истец считает свои права нарушенными в части самовольного расположения гаражей на земельном участке, он вправе после получения земельного участка в аренду обратиться с исковым заявлением об устранении препятствий в использовании земельного участка.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, в случае, если общество усматривает нарушение своих прав, оно может обратиться с самостоятельным иском к собственникам гаражей.
Однако ПАО "Россети Сибирь" не согласно с формулировкой относительно самостоятельного выбора земельного участка филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго".
Генеральным планом муниципального образования городского округа г. Омск Омской области (в редакции Решения Омского городского Совета от 22.07.209 N 271; от 14.11.2012 N 69, от 16.07.2014 N 261, от 17.12.2014 N 294) предусмотрено строительство в Советском административном округе города Омска подстанции 110/10 кВ по ул. Химиков.
27.06.2017 в Департаменте архитектуры и градостроительства города Омска состоялось совещание при участии представителей филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" по вопросу строительства ПС 110 кВ на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070105:652 по ул. Химиков. На совещании было отмечено, что на данном земельном участке размещены временные гаражи гаражного кооператива "Омич-47" и у кооператива имеется документ, подтверждающий предоставление в бессрочное пользование земельного участка для строительства капитальных гаражей по ул. Химиков (постановление главы администрации Первомайского района города Омска от 10.02.1995 N 71).
На совещании было принято решение:
- об отказе ПАО "МРСК Сибири" в предварительном согласовании предоставления земельного участка по ул. Химиков в САО г. Омска (для строительства закрытой электроподстанции ПО кВ) по заявлению ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" от 02.06.2017 N ВХ-ДАГ/3133;
- предложить филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" в целях строительства закрытой электроподстанции напряжением 110 кВ для повышения надежности электроснабжения существующей и электроснабжения перспективной застройки Советского АО г. Омска повторно направить обращение в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска (далее - Правила) о внесении изменения в Правила, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 в части размещения объекта по ул. Блюхера.
Для размещения подстанции 110/10 кВ "Кристалл" Департаментом архитектуры Администрации города Омска определено иное возможное местоположение в Советском административном округе в районе ул. Блюхера. Выбор данного земельного участка обусловлен следующими факторами: удобство переподключения существующих потребителей от подстанции "Энтузиастов" и "ЦРП-2" на новую подстанцию с наименьшими капиталовложениями, наличие технической возможности для подключения подстанции к энергосистеме со строительством кабельных линий 110 кВ, создание нового центра питания в непосредственной близости к существующим и перспективным потребителям электрической мощности.
03.07.2017 филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" письмом N 1.5/08-19/6905-исх (л.д. 97) направил запрос в ДАиГ на внесение изменений в Правила с целью строительства закрытой электроподстанции 110/10 кВ "Кристалл".
16.01.2019 получено письмо N 06/225 (л.д. 98) из ДАиГ Администрации г. Омска по вопросу внесения изменений в Правила в части изложения в новой редакции территориальных зон Р1-2019, ИТ-2, выделив территориальную зону ИТЗ-3141 с целью строительства закрытой электроподстанции 110/10 кВ "Кристалл", а также получены указания для осуществления дальнейших действий, необходимых для размещения закрытой электроподстанции ПС 110 кВ Кристалл. В письме указывается, что для осуществления дальнейших действий филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" необходимо направить обращение в ДАиГ о подготовке распоряжения о внесении изменений в проект планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - ул. Заозерная -ул. Комбинатская - ул. Химиков - ул. Энтузиастов - переулок1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - ул. Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском АО г. Омска, утвержденный постановлением Администрации г. Омска от 10.03.2017 N 210-п, в границах элементов планировочной структуры NN 97,100,ЗОП 10.
Согласно пункту 34б главы III Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов", Градостроительного Кодекса РФ и Земельного Кодекса РФ для реализации линейного объекта должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке Проект планировки территории и проект межевания территории (далее - ППТ, ПМТ).
08.05.2019 получено распоряжение департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 458 (л.д. 99-100) о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области.
Документация по планировке территории (ППТ, ПМТ) разработана на основании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 08.05.2019 N 458.
09.07.2020 подписано постановление Мэра города Омска N 40-пм "Об организации публичных слушаний по проекту о внесении изменений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области и проекту межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области" (л.д. 101-102).
ППТ, ПМТ представлен на публичных слушаниях, организованных в соответствии с постановлением мэра города Омска от 09.07.2020 N 40-пм.
В ходе публичных слушаний проект планировки территории и проект межевания территории (ППТ, ПМТ) защищен, замечаний к документу не поступало, что подтверждается заключением о результатах публичных слушаний от 12.08.2020 (л.д. 103).
Для сокращения размеров территории и санитарно-защитных разрывов до жилых домов и общественных зданий (20 м) подстанцию 110/10 кВ "Кристалл" планируется выполнить закрытого исполнения, вписывающуюся в архитектурную концепцию города.
Строительство нового центра питания ПС 110 кВ Кристалл позволит: обеспечить электроснабжение новых строительных площадок; разгрузить ПС 110 кВ Энтузиастов для возможности присоединения новых потребителей по договорам технологического присоединения; нормализовать уровень напряжения у конечного потребителя; повысить надежность электроснабжения потребителей.
08.10.2020 утверждено постановление Администрации г. Омска N 613-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 10.03.2017 N 210-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области" (л.д. 104-106).
Таким образом, для размещения подстанции 110/10 кВ "Кристалл" департаментом архитектуры Администрации города Омска определено иное возможное местоположение в Советском административном округе в районе ул. Блюхера.
В свою очередь, ПАО "Россети Сибирь" выполнило все необходимы процедуры, включая внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части изложения в новой редакции территориальных зон Р1-2019, ИТ-2, выделив территориальную зону ИТЗ-3141 с целью строительства закрытой электроподстанции 110/10 кВ "Кристалл", прохождение процедуры публичных слушаний по этому вопросу; внесение изменений в документацию по планировке территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - ул. Заозерная - ул. Комбинатская - ул. Химиков - ул.Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - ул. Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой" - АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском АО г. Омска, утвержденный постановлением Администрации г. Омска от 10.03.2017 N 210-п, в границах элементов планировочной структуры NN 97,100,ЗОП 10; прохождение публичных слушаний по рассмотрению указанной документации по планировке территории; кадастровые работы для оформления прав на земельный участок с целью заключения договора аренды.
Оценив приведенные разногласия, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости согласования условий спорного договора в редакции истца ввиду следующего.
По правилам пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Статьей 612 ГК РФ на арендодателя возложена ответственность за недостатки сданного в аренду имущества, в то числе право арендатора требовать от арендодателя безвозмездного устранения недостатков.
Из приведенных положений следует, что в случае наличия на переданном в аренду земельном участке объектов, препятствующих в пользовании имущества, ответственность возложена на арендодателя в силу закона.
Следовательно, требование ПАО "Россети Сибирь" о том, что при передаче земельного участка в аренду, данный участок должен быть свободен от прав третьих лиц, указанное является обязанностью арендодателя, является обоснованным.
Таким образом, возложение на арендатора обязанности по устранению объектов за счет собственных средств не соответствует нормам права и в отсутствие согласия ПАО "Россети Сибирь" данное условие не может быть включено в договор на основании пункта 1 статьи 421 ГК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для возложения на арендатора участка рисков и бремени несения всех расходов, которые может повлечь освобождение участка от гаражей за счет средств арендатора. Учитывая изложенное, обязанность по освобождению участка от гаражей, а также затраты, связанные с освобождением участка от гаражей, должны быть возложены именно на арендодателя, а не на арендатора участка.
Таким образом, из системного толкования норм действующего законодательства следует, что подпункт 1 пункта 4.2 и пункт 10.3 договора аренды подлежат принятию в редакции ПАО "Россети Сибирь".
Довод подателя жалобы о том, что в полномочия департамента не входит вынос гаражей с земельного участка, не принимается апелляционным судом на основании следующего.
Согласно данным кадастровой выписки и публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070105:18471 отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимости, обременения отсутствуют.
В соответствии с положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает арендодателем по договорам аренды муниципального имущества города Омска или имущества, находящегося в ведении муниципального образования город Омск.
В абзаце втором статьи 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно данным кадастровой выписки вид разрешенного использования земельного участка: предоставление коммунальных услуг (код 3.1.1), для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.
Согласно классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" на земельном участке с кодом 3.1.1 размещение личных гаражей запрещено.
Препятствия по использованию ПАО "Россети Сибирь" земельного участка возникли до заключения спорного договора аренды.
Согласно пункту 1 Положения об администрации Советского административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 422 администрация Советского административного округа города Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Советского административного округа города Омска.
Согласно пункту 1 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска.
В силу пункта 4 статьи 24 раздела III Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска к функциям департамента отнесено следующее: при осуществлении своих полномочий взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации города Омска.
Таким образом, недостатки во взаимодействии указанных структурных подразделений Администрации города Омска между собой не порождают у ПАО "Россети Сибирь" дополнительных обязанностей.
Утверждение департамента о возможности ПАО "Россети Сибирь" после заключения договора воспользоваться правами, предусмотренными статьями 304, 305 ГК РФ является ошибочным, поскольку после заключения договора аренды и подписания акта приема-передачи арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества (гаражи), которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.
При данных обстоятельствах, указанные выше пункты договора подлежат изложению в редакции истца.
В целом, доводы апелляционной жалобы департамента повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2022 по делу N А46-12612/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12612/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска