город Москва |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А40-141606/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2022
по делу N А40-141606/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "ЕВРОТРАСТ" (ОГРН 1047796012725)
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании 331 901 руб. 34 коп.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕВРОТРАСТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании 331 901 руб. 34 коп. пени за просрочку доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы пени за просрочку доставки груза в размере 300 000 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 9638 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда изменить и оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора, либо отказать в удовлетворении иска на сумму 166 228 руб. 14 коп.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец отзыв не представил.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ОАО "РЖД" приняло на себя обязательства по перевозке железнодорожным транспортом грузов ООО "Евро Траст" по направлениям и в сроки, согласованные сторонами. В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее "Устав РЖД РФ") перевозчики обязаны доставлять грузы; по назначению в установленные сроки.
Обязательства ОАО "РЖД" по перевозке грузов подтверждаются транспортными накладными: Д0077386, Д0401284, В0287403, Д0278625.
N |
Номер претензии |
Номер накладной |
Срок доставки > |
1 |
63 |
Д0077386 |
24.04.22 |
2 |
64 |
Д040.1284 |
29.04.22 |
3 |
65 |
В0287403 |
09.05.22 |
4 |
66 |
Д0278625 |
10.05.22 |
Фактически грузы были доставлены с просрочкой.
Так как грузы были доставлены с просрочкой, истец начислил ОАО "РЖД" пени за просрочку доставки грузов в размере 331 901 руб. 34 коп.
Исходя из п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии § 1. Статьи 45 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изм. и доп. на 01.07.2017) если перевозчиком не был соблюден" срок доставки груза, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Согласно § 2 статьи 45 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изм. и доп. на 01.07.2017), размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
В соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, § 1 статьи 47 СМГС, до предъявления перевозчику иска, вытекающего из обязательств по перевозке груза обязательно предъявления претензии перевозчику.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют о том, что истцом были направлены претензии в адрес ответчика:
Претензия (Исх. N 63). Ответ не предоставлен.
Претензия (Исх. N 64). Ответ не предоставлен.
Претензия (Исх. N 65). Ответ не предоставлен.
Претензия (Исх. N 66). Ответ не предоставлен.
Согласно статье 122 Устава РЖД РФ порядок предъявления и рассмотрения претензии грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения РФ N 84 от 31.03.2016 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, согласно пункту 1 которых перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, устанавливается перевозчиком с указанием их юридических адресов.
Приказом Президента ОАО "РЖД" от 06.06.2005 N 84 утвержден Перечень подразделений ОАО "РЖД", в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов. В пункте 1 Приказа указано, что претензии, возникающие в связи с уплатой пеней за просрочку доставки груза, предъявляются в Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в состав которого входит железнодорожная станция назначения перевозимого груза.
Согласно накладным Д0077386, Д0401284, В0287403, Д0278625, станция доставки груза - ТЕМРЮК (ЭКСП.), которая входит в состав станций МОСКОВСКОГО ТЦФТО.
Таким образом, Истцом надлежаще был соблюден порядок предъявления претензии.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ст. 40.2 СМГС, если перевозка осуществлялась по электронной накладной, претендатель электронную накладную и электронный коммерческий акт к претензии не прикладывает, а в претензионном заявлении указывает номер отправки, станцию отправления, станцию назначения, а также номер коммерческого акта и наименование перевозчика, оформившего его. Согласно положениям правил СМГС не содержится оснований для отказа в удовлетворении исковых требованиях в случае предъявления претензии без оригинала транспортной накладной, основаниями для отказа в заявленных исковых требованиях может служить только не соблюдение претензионного порядка урегулирования спора.
Ответчиком факт получения претензионных требований не оспаривается, доказательств запроса у истца необходимых для рассмотрения претензии документов ответчиком не представлено.
После принятия искового заявления к производству ответчиком не осуществлены действия, направленное на урегулирование спора, формальная ссылка ответчика на непредставление истцом необходимых для урегулирования спора в досудебном порядке документов, не может являться основанием для отказа в удовлетворении нормативно и документально обоснованных исковых требований и возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности за нарушение принятых обязательств.
Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска имеют: грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 33 Устава железнодорожного транспорта установлено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определен в Правилах исчисления сроков, в пункте 11 которых закреплено право перевозчика и грузоотправителей на заключение договоров, предусматривающих иные, чем определены Правилами исчисления сроков, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
На основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем половины в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
Таким образом, на основании накладных доказано, что ответчиком срок доставки груза был нарушен, истец, реализуя свои права, на основании ст. 120 Устава железнодорожного транспорта правомерно обратился в суд. Тот факт, что истец не является плательщиком и собственником вагонов, не лишает его права обратиться в суд.
На основании изложенного требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 331 901 руб. 34 коп. обоснованно и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы жалобы о пропуске срока исковой давности отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку установлено, что истцом надлежащим образом соблюден претензионный порядок урегулирования спора, в связи с чем, ссылка о пропуске специального срока исковой давности, установленного статьей 48 СМГС, несостоятельна.
Довод о неверном расчете суммы пени также опровергается представленными в дело доказательствами. Расчет истца судом апелляционной инстанции проверен и признан верным, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на сумму 300 000 руб. с учётом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2022 по делу N А40-141606/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141606/2022
Истец: ООО "ЕВРОТРАСТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"