город Воронеж |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А64-2997/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "19" декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
судей |
Поротикова А.И., |
|
Воскобойникова М.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карабковой О.В.,
при участии:
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2022 по делу N А64-2997/2022 (судья Хорошун Е.А.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области о взыскании задолженности в размере 13 238 руб. 67 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "ЖК ТИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Комитет, ответчик) с требованием о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Ивана Франко в г.Тамбове в размере 13 238 руб. 67 коп. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель жалобы полагает, что отсутствуют основания для внесения платы за капитальный ремонт общего имущества истцу в связи с уплатой взносов НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области".
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны явку своих полномочных представителей не обеспечили. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖК ТИС" осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по ул. Ивана Франко в г. Тамбове на основании решения собственников помещений жилого многоквартирного дома, оформленного протоколом N 1 от 30.11.2018 и договора управления N116-ДУ-ЖК от 30.11.2018.
Согласно пункту 3.1 договора управления управляющая компания по заданию собственников помещений многоквартирного дома в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Все работы производятся управляющей компанией за счет средств собственников помещений, а также в установленных действующим законодательством случаях за счет средств нанимателей жилых помещений, средств бюджетов всех уровней, пожертвований, а также любых других средств, привлекаемых для финансирования работ (пункт 3.3 договора управления).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет средств собственника в соответствии с Законом Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-З (пункт 6.12 договора управления).
Согласно пункту 11.1 договор заключается на срок 3 года.
Если за тридцать дней до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его изменении, расторжении или заключении на иных условиях, то договор считается продленным на тех же условиях на тот же срок (пункт 11.3 договора управления).
В многоквартирном доме N 14 по ул. Ивана Франко г. Тамбова, находящимся в управлении истца, имеются муниципальные квартиры общей площадью 72,7 кв.м: квартира 10 площадью 59,4 кв.м, комната 6 площадью 13,3 кв.м в квартире 51, являющиеся собственностью муниципального образования городской округ- город Тамбов по сведениям, предоставленным МКУ "Дирекция жилищных услуг" в письме от 15.08.2022 N 3713-01-12/22 и отраженным в реестре муниципального имущества.
30.11.2018 общим собранием собственников вышеуказанного многоквартирного дома принято решение по проведению капитального ремонта системы отопления во исполнение Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-3 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" за 2021 год на общую сумму 746 401 руб.
01.07.2021 между ООО "ЖК ТИС" (заказчиком) и ООО "Жилищное эксплуатационное управление 6" (исполнителем) заключен договор подряда N 150/П на капитальный ремонт системы отопления МКД по адресу: г.Тамбов, ул. Ивана Франко, д. 14.
Во исполнение договора подряда составлен локальный сметный расчет "Капитальный ремонт системы отопления в п. 1-4 МКД по адресу: г. Тамбов, ул. Ивана Франко, д. 14", согласно которому стоимость работ составила 746 401 руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 29.10.2021 на сумму 746 401 руб., а также акт о приемке выполненных работ N 1 от 29.10.2021.
23.11.2021 ООО "ЖК ТИС" в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Тамбова письмом N ЖКИ-3334-21/8 направило расчет и документы для оплаты за муниципальную долю собственности капитального ремонта в многоквартирных домах.
В письме от 14.03.2022 Комитет отказался производить оплату по представленному истцом расчету, указав, что перечисляет взносы на капитальный ремонт в НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области", договор между Комитетом и ООО "ЖК ТИС" на перечисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома не заключался, протокол общего собрания собственников помещений, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете ООО "ЖК ТИС" не предоставлялся в Комитет.
28.02.2022 ООО "ЖК ТИС" направило в Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области претензию N ЖКИ-336-22/4 об оплате расходов за выполненные работы на возмещение расходов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, которая оставлена без удовлетворения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым требованием.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что НО "Фонд капитального ремонта Тамбовской области" является региональным оператором, в функции которого входит аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по каждому виду услуг и (или) работ осуществляется в соответствии с плановыми периодами, которые установлены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014-2043 годов, утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 25.11.2013 N 1359 (далее - Региональная программа).
Согласно плановому периоду, установленному Региональной программой, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Ивана Франко, г. Тамбова (порядковый номер дома в перечне - 3717) по каждому виду услуг и (или) работ, запланировано в следующие сроки:
- ремонт крыши, в том числе переустройство: 2025 - 2027 годы;
- утепление и ремонт фасада: 2034 - 2036 годы;
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения: 2025-2027 годы;
- ремонт подвальных помещений: 2025 - 2027 годы.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 158 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что до наступления установленного Региональной программой срока в многоквартирном доме по адресу N 14 по ул. Ивана Франко в г. Тамбове были выполнены работы по капитальному ремонту системы отопления.
Факт выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления ответчиком не оспорен, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Принимая во внимание, что ответчик является собственником объектов недвижимости в многоквартирном доме по адресу: г. Тамбов, ул. Ивана Франко, д. 14, истцом правомерно предъявлена к возмещению задолженность в размере 13 238 руб. 67 коп., рассчитанная исходя из общей суммы, необходимой к перечислению собственниками многоквартирного дома, пропорционально общей площади принадлежащих ответчику помещений.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик, полагает необходимым произвести оплату из средств взносов на капитальный ремонт. Данный довод подлежит отклонению.
Согласно части 2 статьи 29 Закона Тамбовской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" N 309-3 от 23.07.2013 зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации в порядке, установленном органом исполнительной власти Тамбовской области, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области.
Согласно пункта 2 Порядка зачета некоммерческой организацией - "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - Порядок зачета), утвержденного Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 18.02.2016 N 12, для проведения зачета стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, лицо, осуществляющее управление таким многоквартирным домом, или лицо, уполномоченное на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, направляют региональному оператору заявление, к которому прикладывает документы, указанные в части 3 статьи 29 Закона N 309-3.
Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ является акт приемки, согласованный с собственниками помещений в многоквартирном доме, и документы, подтверждающие оплату подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 29 Закона N 309-3).
В случае принятия решения о зачете, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт, региональный оператор, определив размер средств, подлежащих зачету (который не должен превышать размер предельной стоимости оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту), не производит начисление собственникам взносов на капитальный ремонт в течение периода, рассчитанного исходя из размера средств, подлежащих зачету, и размера взноса на капитальный ремонт. Данный период может быть скорректирован в случае изменения размера взноса на капитальный ремонт (пункт 5 Порядка зачета).
Приостановление начисления собственникам взносов на капитальный ремонт начинается не позднее двух месяцев, следующих за месяцем принятия региональным оператором решения о зачете.
Зачет производится тем собственникам и на ту сумму, которая была затрачена соответствующими собственниками согласно документам, подтверждающим оплату стоимости ранее проведенных отдельных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 7.1 Порядка зачета).
На основании изложенного у ответчика имеется право на зачет стоимости ранее произведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.02.2022 по делу N А64-852/2021.
Документально подтвержденных доводов, опровергающих приведенные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2022 по делу N А64-2997/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2997/2022
Истец: ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис"
Ответчик: городской округ - город Тамбов в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Тамбова Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд