город Томск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А27-1121/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., рассмотрев в судебном заседании по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (N 07АП-10738/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.10.2022 по делу N А27-1121/2022 (судья Сапрыкина А.А.) по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (Кемеровская областьКузбасс, г. Кемерово, ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Кемеровская областьКузбасс, г. Кемерово, о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 20.12.2021 NКУВД-001/2021-53080975/2, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города Кемерово на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501009:2827,
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее по тексту - истец, Комитет) обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее по тексту - ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 20.12.2021 N КУВД-001/2021- 53080975/2, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города Кемерово на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501009:2827. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее по тексту - третье лицо, КУГИ Кузбасса).
Решением суда от 19.10.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.12.2021 Комитетом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу направлено заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501009:2827 в порядке разграничения государственной собственности на землю.
Уведомлением от 20.12.2021 N КУВД-001/2021-53080975/2 Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу приостановило процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, мотивировав не представлением Комитетом документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указав, что в случае не устранения Комитетом в установленный срок причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в осуществлении государственной регистрации прав заявителю будет отказано (статья 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Полагая, что уведомление о приостановлении государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Государственной регистрацией признается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных Федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона. Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьей 14 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации прав являются предусмотренные данной нормой документы, а также наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Так, основания разграничения права государственной собственности на земельные участки установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Указанная норма права в полной мере корреспондирует положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.
Согласно статье 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Так, в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" входят и тепловые сети всех видов.
В тоже время в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, положениями пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если па земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В то же время пункт 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ содержит исключение из данного правила в отношении земельных участков под сооружениями, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Кроме того, положениями подпункта 9 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, установлен запрет продажи с аукциона земельных участков, на которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Однако данный запрет не распространяется на случаи, когда на таком земельном участке расположены сооружения, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Таким образом, не влечет возникновение прав на земельный участок факт расположения на таком земельном участке сооружения, размещение которого в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ допускается без предоставления земельного участка, либо сооружения, которое может размещаться на таком земельном участке на основании сервитута, публичного сервитута.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501009:2827 находится на территории г. Кемерово и относится к категории участков, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочиями по его распоряжению в силу статьи 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, Закона Кемеровской области от 22.12.2014 N 128-ОЗ наделен КУГИ Кузбасса.
На земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501009:2827 имеет связь с объектом недвижимости с кадастровым номером 42:24:0501009:7439.
Объект недвижимости с кадастровым номером 42:24:0501009:7439 имеет следующие характеристики: вид - "сооружение", назначение - "сооружение канализации", наименование - "г. Кемерово. Строительство главного коллектора по ул. 3-я Заречная от ул. Терешковой до КНС 2/6. Самотечный канализационный коллектор ДУ 1600", является протяженным (линейным) сооружением и располагается в границах 11 земельных участков, часть из которых находится в частной собственности (земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0501009:687, 42:24:0501009:688, 42:24:0501009:690).
В отношении данных земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501009:2827 ЕГРН содержит сведения о публичном сервитуте, установленном в целях размещения сетей водоотведения местного значения на срок 10 лет, на основании постановления Администрации г. Кемерово от 03.06.2019 N 1345.
Сооружение с кадастровым номером 42:24:0501009:7439 поставлено на государственный кадастровый учет 08.09.2020 на основании технического плана, представленного с заявлением Администрации г. Кемерово, подготовленного в соответствии с проектной документацией 34-2013-ООС-ППО и разрешением на строительство от 07.06.2019 N 42-305-45-2019.
При этом документы о предоставлении земельных участков для строительства или размещения данного сооружения не представлялись.
Сооружение размещено в пределах земельных участков на условиях сервитута без их предоставления.
Право муниципальной собственности на сооружение с кадастровым номером 42:24:0501009:7439 зарегистрировано на основании разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию от 29.05.2020 N 42-305-18-2020.
Таким образом, указанное сооружение размещено в пределах земельных участков на условиях сервитута без их предоставления, соответственно, довод о том, что для размещения данного сооружения требовалось предоставление земельного участка, несостоятелен.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отмечает, что канализационная сеть является подземным сооружением, принадлежность какому-либо лицу расположенных под земной поверхностью сооружений не является определяющим фактором принадлежности находящихся над ними земельных участков и, как следствие, основанием для регистрации права собственности на них.
Комитетом не доказано наличие права собственности на какие-либо здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0501009:2827.
Канализационные сети, находящиеся в земле, не относятся к сооружениям, на которые заявитель в силу части 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ мог бы оформить право муниципальной собственности.
Вопреки ошибочному толкованию Комитета, нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Учитывая наличие данных обстоятельств, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), 20.12.2021 (N КУВД-001/2021-53080975/2) государственным регистратором прав принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0501009:2827 на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия данного решения, но не более чем на 3 месяца.
Для совершения государственной регистрации заявителю предложено представить документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, принятое государственным регистратором прав, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества у суда первой инстанции не имелось.
Частью 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Таким образом, обеспечительные меры в случае отказа в удовлетворении исковых требований сохраняют свое действие лишь до вступления в законную силу соответствующего судебного акта по существу спора. В связи, с чем ошибочна позиция Комитета в части необходимости отмены решения в части отмены обеспечительных мер.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.10.2022 по делу N А27-1121/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1121/2022
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области