г. Ессентуки |
|
8 декабря 2022 г. |
Дело N А63-317/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Казаковой Г.В., судей: Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) к обществу с ограниченной ответственностью "Верхний рынок" (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 на сумму 1 144 890,28 руб., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 на сумму 295 514, 75 руб., в отсутствие неявившихся представителей истца и ответчика, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - истец, общество, ООО "Экострой") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Верхний рынок" (далее - ответчик, ООО "Верхний рынок") о взыскании задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 на сумму 1 144 890, 28 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.06.2020 по 24.12.2020 на сумму 16 006, 71 руб., всего 1 160 896, 99 руб.
Представитель истца в суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил взыскать с ответчика 1 144 890, 28 руб. задолженности за период с 01.05.2020 по 31.10.2020, 295 514, 75 руб. неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021, которые приняты судом к рассмотрению.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на неверный расчет, а также на признание недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 в редакции от 29.08.2018 N 237.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021 уточнённые исковые требования общества удовлетворены в полном объёме. Взыскано с ООО "Верхний рынок", г. Благодарный, в пользу ООО "Экострой", пос. Первомайский, задолженность за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 в размере 1 144 890, 28 руб., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 в размере 295 514,75 руб., всего 1 440 405,03 руб. Взыскана с ООО "Верхний рынок", г. Благодарный, в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 27 404 руб.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021, ответчик - ООО "Верхний рынок", обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований общества в полном объёме.
Определением суда апелляционной инстанции от 09.02.2022 апелляционная жалоба ответчика принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 10.03.2022.
В последующем рассмотрение дела по апелляционной жалобе неоднократно откладывалось в связи с оспариванием в Ставропольском краевом суде приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края", заменяющего ранее действующий приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 в редакции от 29.08.2018 N 237, признанного судом недействительным.
31.03.2022 в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" от генерального директора ООО "Экострой" поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части, в котором истец просит принять отказ истца от исковых требований к ООО "Верхний рынок" в части взыскания 338 889 руб. 94 коп. основного долга за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 и в части взыскания 205 329 руб. 42 коп. неустойки за услуги по обращению с ТКО за период с 11.06.2020 по 17.11.2021.
Также просит взыскать с ООО "Верхний рынок" в пользу ООО "Экострой" задолженность за услуги по обращению с ТКО на сумму 806 000 руб. 34 коп. за период с 01.05.2020 по 31.10.2020, неустойку в размере 90 185 руб. 33 коп. за период с 11.06.2020 по 17.11.2021.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
25.11.2022 от истца поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, а также Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 335 от 15.11.2022, расчет задолженности с учетом Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190", согласно которому истец просил взыскать долг в общей сумме 940 017 руб. 98 коп.., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 в размере 242 725 руб. 15 коп.
В судебное заседание 01.12.2022 истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайства об отложении или проведении судебного заседания в их отсутствие суду не представили.
Рассмотрев ходатайство об отказе от части исковых требований, поступившего в суд апелляционной инстанции 31.03.2022, суд апелляционной инстанции считает, что указанное ходатайство не подлежит рассмотрению, поскольку истец дополнением к отзыву на апелляционную жалобу от 25.11.2022 не подтвердил свою позицию об отказе от части требований и просил взыскать долг в общей сумме 940 017 руб. 98 коп.., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 в размере 242 725 руб. 15 коп.
Таким образом, оснований для принятия отказа от части иска в порядке статей 49 и 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.04.2018 N 2-34, заключенного между ООО "Экострой" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, истец с 01.07.2018 принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Плавила обращения с ТКО).
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено на официальном сайте регионального оператора (www.ekostroy26.ru) и в печатных изданиях средств массовой информации.
Ответчик осуществляет коммерческую деятельность согласно (ОКВЭД 68.20.2 и 47.8) на следующих объектах:
1. нежилое здание "Мясная на 6 отделений", площадью 83,6 кв. м, кадастровый номер 26:13:100708:753, адрес: г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160А (право собственности с 18.07.2004), категория - "Продовольственные рынки" (далее - объект 1);
2. нежилое здание "Торговый павильон N 4", площадью 1135,5 кв. м, кадастровый номер 26:13:100708:796, адрес: г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160А (право собственности с 20.01.2012), категория - "Продовольственные рынки" (далее - объект 2);
3. нежилое здание "Ангар под крытый рынок", площадью 1346,5 кв. м, кадастровый номер 26:13:100708:734, адрес: г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160А (право собственности с 03.09.2004) (далее - объект 3);
4. нежилое здание "Торговый павильон", площадью 456 кв. м, кадастровый номер 26:13:100708:784, адрес: г. Благодарный, ул. Однокозова Д.160А (право собственности с 29.06.2011 г.), категория - "Продовольственные рынки" (далее - объект 4).
Договор на оказание услуг по вывозу ТКО ООО "Верхний рынок" с ООО "Экострой" не заключало, в связи с чем подлежат применению пункты 8(17) и 8(18) Правил N 1156.
Расчет задолженности ответчика за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами произведен на основании Нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 347 от 26.12.2017 в редакции от 29.08.2018 N 237, признанного судом недействительным, и открытых данных о деятельности ответчика путем умножения месячного норматива накопления (1/12 годового норматива) на расчетный показатель и умножения расчетного суммарного объема накопления ТКО на действующий тариф.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по объектам оставляет 1 144 890 руб. 28 коп. за период с 01.05.2020 по 31.10.2020.
Истец направлял в адрес ответчика претензию с требованием произвести оплату услуг за вывоз ТКО (материалы электронного дела).
Поскольку меры досудебного урегулирования не привели к его разрешению, общество обратилось с иском в суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно квалифицировал отношения сторон, как вытекающие из обязательств по договору возмездного оказания услуг и применил при разрешении спора положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате задолженности за оказанные услуги.
Апелляционная инстанция с данными выводами суда первой инстанции согласна.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ, в силу которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, при этом для обеспечения выполнения своих обязательств на соответствующей территории они вправе привлекать иные организации (операторов).
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учётом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твёрдыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края, в соответствии с которым ООО "Экострой" присвоен статус регионального оператора.
В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона N 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердями коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердями коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона N 89-ФЗ твёрдые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердями коммунальными отходами в Ставропольском крае (далее - Территориальная схема) утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 N 425-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утверждённую постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п".
В настоящее время на территории Ставропольского края действует Региональная программа "Обращение производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" (далее - Региональная программа), утверждённая постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2017 N 430-п. Территориальная схема и Региональная программа устанавливают конкретные конечные места размещения отходов.
Согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учётом соглашения, заключённого между субъектами Российской Федерации, только на основании заключённых с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В пунктах 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определённых Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твёрдых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018, в разделе "Заявления и договоры".
Вместе с тем, поскольку, указанный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утверждённому в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчётом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключённого договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В силу пункта 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённое действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учётом приведённых правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключён.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что ООО "Верхний рынок" осуществляет коммерческую деятельность по объектам N 1, 2, 3, 4, по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д.160А.
Данные объекты находятся в зоне обслуживания ООО "Экострой", регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов.
Согласно сведениям, содержащимися в выписке ЕГРИП, основным видом деятельности ответчика является торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8).
В статье 1 Закона N 89-ФЗ определено понятие твёрдых коммунальных отходов, к которым относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ).
При этом положения статей 218, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют сделать вывод о том, что к собственникам ТКО можно отнести лиц, которые осуществляют те или иные виды деятельности и на территории которых образуются отходы.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к отходам коммунальным твёрдым относятся отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твёрдым коммунальным отходам.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что в силу вышеназванных нормативных правовых актов ответчик несёт обязанность по оплате за оказание услуг по обращению с ТКО.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твёрдые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твёрдые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твёрдые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В равной мере указанное положение закона распространяется и на индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками ТКО (статья 1, пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89- ФЗ).
Однако ответчик таких доказательств не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции, проверив расчет стоимости оказанных услуг, установил, что истцом расчет произведён на основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, исходя из площади объекта деятельности ответчика, указанного в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и вида деятельности предпринимателя.
Таким образом, факт оказания услуг по обращению с ТКО за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 истцом доказан имеющимися в деле доказательствами.
Ответчик доказательств обратного, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не предоставил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории Ставропольского края действовали нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённые приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 N 237 "О внесении изменения в нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утверждённые приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347".
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 по делу N 66а1044/2021 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 в редакции от 29.08.2018 N 237 "Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: продовольственные магазины; промтоварные магазины, рынки продовольственные; рынки промтоварные; административные и офисные учреждения, супермаркеты (универмаги).
Во исполнение определения Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 по делу N 66а1044/2021, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края 13.08.2021 издан приказ N 190 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края", который также был оспорен.
21.07.2022 (мотивированное решение от 01.08.2022) Ставропольским краевым судом рассмотрено дело N 3а-257/2022 по административным искам ООО "Верхний рынок" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства; индивидуальных предпринимателей к Министерству жилищно-коммунального хозяйства; ООО "ФП Благодарный" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства.
Решением по указанному делу N 3а-257/2022 от 01.08.2022 административные исковые требования ООО "Верхний рынок", индивидуальных предпринимателей, ООО "ФП Благодарный" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства о признании нормативного правового акта недействующим удовлетворены частично. Суд признал недействующим приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 190 от 13 августа 2021 года "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края" в части установления годового норматива накопления по категориям объектов: Продовольственные магазины - 1,26 куб. м; Промтоварные магазины - 0,695 куб. м; Рынки продовольственные - 0,845 куб. м; Рынки промтоварные - 0,705 куб. м; Супермаркеты (универмаги) - 0,594 куб. м со дня вступления решения суда в законную силу, отказав в удовлетворении требований о признании его недействующим с 13 августа 2021 года. Суд поручил Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании органов государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Во исполнение решения Ставропольского краевого суда от 01.08.2022 по делу N 3а-257/2022 приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190", внесены изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как следует из правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 09.03.2022 по делу N А63-17858/2022, в котором указано со ссылкой на разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - постановление Пленума N 63), что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчётах неопределённого круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закреплённой законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суду следует исходить за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Возможность применения к рассматриваемому спору разъяснений, изложенных в пунктах 2, 4, 6 постановления Пленума N 63, подтверждена определениями Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2021 N 303-ЭС21-20867, от 23.11.2021 N 303-ЭС21-22177.
Учитывая указанную правовую позицию Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенную в постановлении от 09.03.2022 по делу N А63-17858/2022, общество произвело расчёт долга ООО "Верхний рынок" на основании Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190"
Частью "г" подпункта 2 пункта 1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190" (п. 1 Приложения) внесены изменения в части норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории, объектов "Продовольственные магазины", а именно: цифры "1,26" заменены цифрами "1,25".
В случае применения Приказа от 15.11.2022 N 335 в качестве замещающего нормативного правового акта для Приказа от 13.08.2021 N 190 (на основании которого рассчитаны исковые требования) для категории объектов "Продовольственные магазины", - задолженность ответчика (апеллянта) составляет:
- основной долг за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 по объекту N 1 (площадью 83,6 м 2 с кадастровым номером 26:13:100708:753 "Мясная на 6 отделений", расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А) составляет 31 676 руб. 21 коп.;
по объекту N 2 (площадью 1 135,5 м 2 с кадастровым номером 26:13:100708:796 "Торговый павильон N 4", расположенный по адресу Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А) составляет 430 243 руб. 22 коп.;
по объекту N 3 (площадью 1 346,5 м 2 с кадастровым номером 26:13:100708:734 "Ангар под крытый рынок", расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А) -357 153 руб. 03 коп.;
по объекту N 4 (площадью 456 м 2 с кадастровым номером 26:13:100708:784 "Торговый павильон", расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А) -120 945 руб. 52 коп.
Рассмотрев ранее заявленные исковые требования общества об уточнении исковых требований, в котором истец просил взыскать с ООО "Верхний Рынок" в пользу ООО "Экострой" задолженность за услуги по обращению с ТКО на сумму 1 144 890 руб. 28 коп. за период с 01.05.2020 по 31.10.2020, коллегия судей пришла к выводу, что оно подлежит рассмотрению с учетом нового расчета на основании Приказа от 15.11.2022 N 335 в качестве замещающего нормативного правового акта для Приказа от 13.08.2021 N 190 для категории объектов "Продовольственные магазины".
Однако, принимая во внимание, что при новом расчете сумма основного долга меньше (940 017 руб. 98 коп.), коллегия судей полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции в указанной части и взыскать с ответчика в пользу истца сумму основного долга по объектам, расположенным по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А, по объекту N 1 в размере 31 676 руб. 21 коп.; по объекту N 2 в размере 430 243 руб. 22 коп.; по объекту N 3 в размере 357 153 руб. 03 коп., по объекту N 4 в размере 120 945 руб. 52 коп., что в общей сумме составляет 940 017 руб. 98 коп.
Истцом заявлены требования о взыскании неустойки.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Пунктом 22 утверждённого постановлением N 1156 типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Учитывая, что договор между сторонами считается заключённым в редакции типового договора, судом первой инстанции правомерно приняты во внимание условия типового договора об ответственности сторон.
Учитывая, что договор между сторонами считается заключенным в редакции типового договора, следовательно, подлежат применению условия типового договора об ответственности сторон.
С учетом Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 15.11.2022 N 335 "О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 N 190", истцом произведен расчет неустойки за период с 11.06.2021 по 17.11.2021 по объектам NN 1, 2, 3, 4, расположенных по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Однокозова, д. 160 А, общая сумма которой составила 242 725 руб. 15 коп.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расчет неустойки произведен арифметически правильно, исходя из суммы долга за каждый месяц и 1/130 ключевой ставки Банка России, что за период с 11.06.2021 по 17.11.2021 составляет в сумме 242 725 руб. 15 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Контр расчета суммы задолженности и неустойки ответчиком не представлены.
Расчет ООО "Верхний рынок", исходя из среднего объема потребленного коммунального ресурса подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части взыскания долга и неустойки подлежит изменению.
ООО "Верхний рынок", отрицая факт оказания ему ООО "Экострой" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предоставляет никаких доказательств удовлетворения потребности в удалении отходов иным способом, в связи с чем уклонение ответчика от установленных законодательством правил поведения (уклонения от заключения договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), - отсутствует материальная возможность достоверно определить количество отходов, образованных ответчиком.
С учетом того обстоятельства, что установление нормативов образования твердых коммунальных отходов явилось прямым следствием выделения непосредственно твердых коммунальных отходов из общей массы отходов, - не имеется возможности для расчета количества образованных ответчиком отходов применить иные критерии (способы расчета).
Таким образом, совокупность фактов и обстоятельств дела позволяет безусловно утверждать о намерении ответчика получить выгоду от своего недобросовестного поведения: иное предполагает предоставление ответчиком достоверных доказательств удаления отходов, образованных в период времени с 01.05.2020 по 31.10.2020.
В порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Верхний рынок" не предоставило в материалы дела доказательств того, что в результате его хозяйственной деятельности либо отходы не образовывались вовсе, либо, вне зависимости от количества образованных отходов, эти отходы (в любом количестве) предпринимателем переданы обществам "Эклат" и "Экогород".
ООО "Экострой" предоставлены в материалы дела доказательства реализации в зоне ответственности, в которую входит г. Благодарный и Благодарненский городской округ Ставропольского края, мероприятий по удалению всех твердых коммунальных отходов в места, установленные Территориальной схемой обращения отходов на территории Ставропольского края.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (ТКО) регламентирован Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505. Осуществление расчетов в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 505 производится только с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (владельцы объектов) (пункт 9 Правил N 505).
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Сторонами может быть выбран предусмотренный подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 способ коммерческого учета, а именно по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, - места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 указанных Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
В материалы дела не предоставлено доказательств накопления отходов ответчиком на обустроенных внесенных в реестр в соответствии с законодательством мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем единственным способом коммерческого учета ТКО является расчет нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021 следует изменить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса распределить между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям и удовлетворения частично апелляционной жалобы.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает необходимым изложить абзацы второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный, (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экострой", пос. Первомайский, (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 в размере 940 017 руб. 98 коп.., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 в размере 242 725 руб. 15 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный, (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) в доход федерального бюджета 22 502 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экострой", пос. Первомайский, (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) в доход федерального бюджета 4 902 руб. государственной пошлины по иску".
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021 изменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Изложить абзац первый, второй, третий, а также дополнить новым абзацем резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный, (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экострой", пос. Первомайский, (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2020 по 31.10.2020 в размере 940 017 руб. 98 коп.., неустойки за период с 11.06.2020 по 17.11.2021 в размере 242 725 руб. 15 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный, (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) в доход федерального бюджета 22 502 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экострой", пос. Первомайский, (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) в доход федерального бюджета 4 902 руб. государственной пошлины по иску".
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.12.2021 по делу N А63-317/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экострой", п. Первомайский Минераловодского района Ставропольского края (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812821) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Верхний рынок", г. Благодарный, (ОГРН 1022602420730, ИНН 2605012943) 537 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-317/2021
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: ООО "ВЕРХНИЙ РЫНОК"