г. Хабаровск |
|
19 декабря 2022 г. |
А73-9140/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"
на решение от 26.09.2022
по делу N А73-9140/2022
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Федерального казенного учреждения "Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1172724007510, Хабаровский край, с. Сосновка)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" (ОГРН 109250800023, г. Владивосток)
о взыскании 468 299,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" (Общество) о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту N 1919180102702002720056970/270 от 25.09.2019 в размере 468 299,60 руб.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.09.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит те же доводы, что и в обоснование иска. Указывает на отсутствие оснований для списания неустойки.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Учреждением (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен государственный контракт от 25.09.2019 N 1919180102702002720056970/270 на оказание услуг по ремонту катера проекта КМ-155 ИНЗБР ИКЗ 191272005697027200100100000153315214, на основании пункта 2.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить работы в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктом 3.1 общая цена настоящего контракта составляет 32 000 000 (тридцать два миллиона) рублей (включая НДС). Цена контракта устанавливается в российских рублях, является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и изменению не подлежит, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и включает в себя: расходы, связанные с транспортировкой необходимого оборудования, запасных частей, иных ресурсов к месту проведения работ изделия, работы по ремонту и техническому обслуживанию, диагностику и все сопутствующие услуги, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, комплектующих изделий, узлов и агрегатов, необходимых для выполнения работ, страхование, сертификация, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы, иные расходы и затраты исполнителя, связанные с исполнением настоящего контракта.
На основании пункта 5.5 контракта, согласно пункту 5.3 контракта, оказание услуг осуществляется с момента заключения контракта до 20 декабря 2019 года. Результат выполненных работ принимается получателем с оформление акта приема-сдачи выполненных работ. Акт приема-сдачи составляется, утверждается и скрепляется печатью получателя в 3-х экземплярах, из которых 1 для получателя и 2 экземпляра для исполнителя. Оформление акта приемки выполненных работ, оказанных услуг осуществляется после предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств, которое предоставляется в порядке, установленном контрактом, не позднее одного рабочего дня до приемки выполненных работ, оказанных услуг получателю.
В случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийных обязательств), нарушения сроков сдачи работ, услуг, предусмотренных контрактом, заказчик направляет исполнителю требование об уплате пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем (пункт 8.4 контракта)
Согласно пункту 12.1 срок действия контракта устанавливается со дня его заключения до 25.12.2019 включительно, а по гарантийным обязательствам - до дня их полного исполнения.
Во исполнение принятых на себя обязательств ответчик выполнил и передал по промежуточному акту приема-сдачи выполненных работ N 134 от 18.12.2019 работы на сумму 24 291 364,53 руб. Работы на сумму 7 708 635,47 руб. согласно акту-приема сдачи выполненных работ от 18.08.2020 выполнены с нарушением сроков, просрочка выполнения работ составила 243 дня (с 21.12.2019 по 18.08.2020).
Претензией N 165 от 29.10.2021 истец потребовал от ответчика в соответствии с пунктом 8.4 контракта уплатить неустойку в срок до 10.11.2021.
В ответ на претензионное письмо ответчик указал, что не оспаривает наличия неуплаченной неустойки в размере 468 299,60 руб. Вместе с тем, просил списать указанную сумму неустойки на основании подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 N 591, пункта 7 Постановления Правительства от 04.07.2018 N 783.
Истец ответным письмом от 16.03.2022 N 969/24-32 указал, что спорный контракт заключен в 2019 году, в связи с чем начисленную неустойку в размере 468 299,60 руб. списать не представляется возможным. Просил исполнителя в срок до 01.04.2022 погасить задолженность.
Повторная претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию главой 37 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе), а также общими нормами об исполнении обязательств.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт допущенной ответчиком просрочки исполнения принятых на себя обязательств подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер ответственности поставщика за нарушение условий контракта установлен пунктом 8.4 контракта.
По расчету истца размер неустойки составил 468 299,60 руб. за период с 21.12.2019 по 18.08.2020.
Расчет неустойки апелляционным судом проверен и признан верным.
Вместе с тем, в силу части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (Правила N 783), которыми определен порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм таких неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с Правилами N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу положений части 6.1 статьи 34, части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и указанных Правил N 783 правила о списании неустоек носят императивный характер, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика и не зависит от его волеизъявления.
Правомерно начисленная неустойка в размере 468 299,60 руб. не превышает 5 процентов цены контракта.
В силу пункта 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В этой связи суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и неоднократно применен Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в принятых судебных актах (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.10.2018 N 308-ЭС18-8107).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание императивные положения указанной нормы Закона о контрактной системе, факт исполнения ответчиком обязательства по контракту в полном объеме с просрочкой в 2020 году, невнесение сторонами изменений в контракт, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для списания неустойки, и, как следствие, для отказа в удовлетворения иска в полном объеме.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению.
Ссылка заявителя жалобы на то, что государственный контракт заключен в 2019 году, правового значения, с учетом изложенного выше пункта 11 Правил N 783, не имеет.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.09.2022 по делу N А73-9140/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9140/2022
Истец: ФКУ "ДВЦМТО Росгвардии"
Ответчик: ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"