г. Челябинск |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А07-9737/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2022 по делу N А07-9737/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Центрград" (ОГРН: 1190280044206, ИНН: 0275919060) (далее - общество, ООО "Центрград") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ОГРН: 1140280411600, ИНН: 0278218377) (далее - Госкомитет) о признании приказов Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N 17/1 от 12.01.2022 и 146/1 от 31.01.2022 недействительными.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2022 заявленные требования удовлетворены: приказы Госкомитета N 17/1 от 12.01.2022 и N 146/1 от 31.01.2022 признаны недействительными.
Госкомитет (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда от 04.08.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ЖК РФ специально оговорены случаи, когда сроки исчисляются в рабочих днях. В статье 161 ЖК РФ также содержатся указания на случаи, когда сроки исчисляются в рабочих днях. Но п. 14 ст. 161 ЖК РФ оговорку о рабочих днях не содержит, следовательно, имеется ввиду пять календарных, а не рабочих дней, как указывает суд в своем решении. В данном случае течение срока, когда застройщик должен был заключить договор управления многоквартирным домом в соответствии с п. 14 ст. 161 ЖК РФ начинает исчисляться с 02.12.2021 г. и оканчивается 06.12.2021. В связи с тем, что нормы ЖК РФ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, в данном случае применению подлежат нормы жилищного законодательства. Временной промежуток между выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и датой заключения договора управления между застройщиком и управляющей организацией составил свыше 5 календарных дней. Следовательно, именно вынесение приказа о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании данных документов являлось бы незаконным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан Некоммерческой организации Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан выдано разрешение на ввод объекта - МКД по адресу г. Уфа, ул. Современников д. 4 (секции А, Б) в эксплуатацию от 02.12.2021 N 02-RU 03308000-1271Ж-2020.
Между застройщиком некоммерческой организацией Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан и ООО "Центрград" ("Управляющая организация") заключен договор N 21-03/788 от 09.12.2021 об управлении многоквартирным домом N 4, секции А, Б по ул. Современников г. Уфы.
ООО "Центрград" направило в адрес Госкомитета заявление от 22.12.2021 N 84 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД (вх. N 33418 от 23.12.2021) в связи с заключением договора N 21-03/788 от 09.12.2021 об управлении многоквартирным домом N 4, секции А, Б по ул. Современников г. Уфы, заключенный между управляющей организацией и застройщиком Некоммерческая организация Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан.
В ходе проверки установлено, что условия, установленные п/п а) п. 5 Порядка - заявление и документы соответствуют п. 2, но не соответствует п. 3 Порядка: а именно п. п. "а" п. 3 Порядка разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Современников, д. 4 выдано 02.12.2021, тогда как договор управления указанным многоквартирным домом заключен только 09.12.2021, то есть по истечении предусмотренного ч. 14 ст. 161 ЖК РФ пятидневного срока с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, о чем подготовлено заключение 0515/298 от 12.01.2022
На основании указанного заключения Госкомитетом принят приказ N 17/1 от 12.01.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
ООО "Центрград" повторно обратилось с заявлением в Госкомитет 18.01.2022 вх.N 826 о внесении изменений в реестр лицензий РБ в связи с заключением договора управления МКД N 4 по ул. Современников г. Уфа Республики Башкортостан.
Государственным жилищным инспектором Госкомитета Усмановым Б.М. осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, установленных п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
В ходе проверки установлено, что условия, установленные п/п а) п. 5 Порядка - заявление и документы соответствуют п. 2, но не соответствует п. 3 Порядка: а именно п. п. "а" п. 3 Порядка разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Современников, д. 4 выдано 02.12.2021, тогда как договор управления указанным многоквартирным домом заключен только 09.12.2021, то есть по истечении предусмотренного ч. 14 ст. 161 ЖК РФ пятидневного срока с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Указанные обстоятельства отражены в заключении N 0515/342 от 31.01.2022.
На основании указанного заключения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору принят приказ N 146/1 от 31.01.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления МКД N 4 по ул. Современников г. Уфа Республики Башкортостан.
ООО "Центрград", не согласившись с указанными приказами и полагая свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренных приказов комитета закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, требования заявителя носят характер оспаривания принятых Госкомитетом ненормативных правовых актов - приказов N 17/1 от 12.01.2022 и N 146/1 от 31.01.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирного дома N 4 по ул. Современников г. Уфа Республики Башкортостан с ООО "Центрград".
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии (часть 1.3 статьи 161, часть 1 статьи ЖК РФ).
В силу части 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частями 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Статьей 198 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4).
На территории Республики Башкортостан ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством осуществляется ГК РБ по жилищному и строительному надзору (пункт 4.11 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616).
Согласно п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, а также функций по предоставлению субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, осуществлению функций государственного заказчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядком N 938/пр (в редакции, действующей с 10.04.2018) предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2).
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в случае внесения изменений в реестр в связи с заключением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ прилагается, в том числе копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (подпункт "а" пункта 3).
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5).
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения (пункт 9).
Исследованием материалов дела установлено, что в связи с заключением заявителем с застройщиком - Некоммерческой организацией Фонд развития жилищного строительства Республики Башкортостан 09.12.2021 договора управления многоквартирным домом N 4 секции А,Б по адресу ул. Современников в г. Уфа Республики Башкортостан, введенного в эксплуатацию на основании разрешения от 02.12.2021, заявитель дважды 22.12.2021 и от 18.01.2022 обращался в Комитет с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий, представив полный пакет документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 938/пр. По комплектации представленных обществом документов Комитет претензий не предъявлял. Однако по итогам рассмотрения указанных документов Комитетом изданы оспоренные приказы об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по мотиву заключения договора управления по истечении установленного законом пятидневного срока с даты выдачи разрешения о вводе дома в эксплуатацию. В этой связи Комитет пришел к выводу о том, что заявление и документы общества не соответствует подпункту "а" пункта 3 Порядка N938/пр.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ установлено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса (лицом, принявшим от застройщика или лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома, после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче), и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Действительно вышеуказанной нормой не определено, в каких днях (рабочих или календарных) необходимо исчислять указанный 5-дневный срок для заключения договора управления, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что необходимо руководствоваться в данном случае положениями статей 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. По общему правилу в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено соответствующим законом или кодексом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что, несмотря на отсутствие указания в каких днях (рабочих или календарных) необходимо исчислять данный срок, даже в случае нарушения срока заключения договора управления, последствия нарушения указанного пятидневного срока законом не регламентированы, и оснований полагать заключенный с нарушением этого срока договор управления не порождающим правовых последствий не имеется.
Поскольку заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 938/пр, и сведения, содержащиеся в этих документах, являлись достоверными, у Комитета отсутствовали законные основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан на основании заявлений общества.
Приведенное Комитетом обоснование принятых решений со ссылкой на несоответствие представленных с заявлением общества документов требованиям подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр представляется несостоятельным.
Таким образом, оспоренные заявителем приказы Комитета следует признать изданными в отсутствие законных оснований (предусмотренных пунктом 9 Порядка N 938/пр оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий на основании заявлений общества не имеется).
Из материалов дела следует, и Комитетом не оспаривается, что ООО "Центрград" осуществляет деятельность по управлению МКД N 4 по адресу ул. Современников г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями жилищного законодательства, должным образом обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Каких-либо жалоб в Госкомитет в отношении данной управляющей организации не поступало. В период осуществления деятельности ООО "Центрград" обеспечивало выполнение условий договора управления в части оказания услуг по содержанию дома и коммунальных услуг. Соответственно, оспариваемые приказы об отказе по внесению изменений в реестр лицензий влечет неблагоприятные последствия для заявителя как управляющей организации.
В этой связи оспариваемые приказы Комитета об отказе во внесении изменений в реестр лицензий следует признать нарушающими права и законные интересы заявителя, как лица, фактически осуществляющего управление многоквартирным домом.
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о подтверждении материалами дела обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения требований заявителя о признании оспоренных приказов Комитета недействительными.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения судебного спора.
Анализ доводов жалобы показал, что в целом они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств на основании представленных в материалы дела доказательств, достаточных оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.08.2022 по делу N А07-9737/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9737/2022
Истец: ООО "Центрград"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ