г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А41-51736/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Ликинский автобусный завод" - Агафонова Н.А. представитель по доверенности от 10.01.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 44) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 44) на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 года по делу N А41-51736/22 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Ликинский автобусный завод"
к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 44)
об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ликинский автобусный завод" (далее - общество "ЛИАЗ", страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к филиалу N 44 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик, заинтересованное лицо), в котором просит суд признать недействительным решение фонда от 15.06.2022 N 504422500004914 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 по делу N А41-51736/22 заявленные требования удовлетворены.
Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 44) не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, и принять новый судебный акт по делу.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд явку своего представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя фонда, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, оьсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что фондом в отношении общества "ЛИАЗ" проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2019 по 31.12.2021, по результатам проверки составлен акт от 11.05.2022 N 504422500004912 и вынесено решение от 15.06.2022 N 504422500004914 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение фонда от 15.06.2022, оспариваемое решение фонда), которым страхователю доначислено к уплате 2 100,72 руб. страховых взносов, общество "ЛИАЗ" привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов в виде штрафа в размере 420,14 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы фонда о занижении страхователем облагаемой базы на сумму произведенных в 2020, 2021 годах выплат работникам, компенсирующих стоимость теста на короновирус (антитела).
В оспариваемом решении фонд сослался на разъяснения, изложенные в письме Минфина России от 06.09.2021 N 03-03-06/1/71912, согласно которым компенсация стоимости тестирования, выплаченная работникам, самостоятельно заключившим договор с медучреждением и оплатившими тесты на проведение исследований, подлежит обложению страховыми взносами, так как такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленными статьей 422 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Полагая, что решение фонда от 15.06.2022 не соответствует законодательству, нарушает права и охраняемые законом интересы общества "ЛИАЗ" при ведении предпринимательской деятельности, страхователь обратился в суд с упомянутыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 закона (часть 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением застрахованными лицами обязанностей по трудовым либо гражданско-правовым договорам.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с указанным кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса).
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае вывод фонда о том, что обществом "ЛИАЗ" допущено занижение облагаемой страховыми взносами базы на сумму выплаченной застрахованным лицам компенсации стоимости тестов на короновирус (антитела) в 2020 году на сумму 222 891,02 руб., что привело к образованию недоимки по страховым взносам в размере 2 100,75 руб., является ошибочным.
Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" работодателей обязали обеспечить проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10% работников в течение каждых 15 календарных дней (пп. 10, 11 п. 20 постановления).
Исходя из положений пункта 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пункте 8 (в частности, должностное лицо, определяемое законом субъекта Российской Федерации - города Федерального значения) и в пункте 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанные Правила утверждены в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В этом же время Федеральная служба по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека письмом от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15 во исполнение пункта 7 Перечня поручений по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 06.04.2020 N ММ-П13-2890кв довела до сведения работодателей рекомендации по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима, при соблюдении которых можно осуществлять экономическую деятельность (МР 3.1/2.2.0170/3-20 "3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников. Методические рекомендации" (приложение к указанному письму Роспотребнадзора), в соответствии с которыми работа по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должна быть реализована работодателями по следующим направлениям:
1) предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию);
2) принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях);
3) другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников.
Во исполнение вышеназванных нормативных документов приказом от 04.06.2020 N 574/016 общество "ЛИАЗ" утвердило положение "О предоставлении компенсации работникам "Группы ГАЗ" стоимости лабораторных тестов для диагностики COVID-19", срок действия приказа - с 04.06.2020 по 31.05.2021.
Положением, в частности, установлено (пункты 3.1-3.4), что компенсация работникам производится из средств бюджета социальных расходов предприятия по статье "Компенсационные выплаты (прочие, себестоимость)". Размер компенсации составляет 100% расходов работника за тест, но не более 2750 рублей. Основанием для предоставления компенсации являются пофамильные списки работников предприятия (ведомость).
Условием для включения в ведомость является предоставление работником личного заявления о предоставлении компенсации, листка нетрудоспособности (в случаях, предусмотренных п.1.2.1 положения), договора с медицинской организацией об оказании платных услуг, акта выполненных работ за оказанную услугу (тест), чека/квитанции о произведенной оплате. Выплата компенсации производится одновременно с выплатой заработной платы за месяц, следующий за месяцем подачи заявления.
Приказом от 26.05.2021 N 531/016 общество "ЛИАЗ" утвердило положение "О предоставлении компенсации работникам "Группы ГАЗ" стоимости лабораторных тестов для диагностики COVID-19" (срок действия приказа - с 01.06.2021) с аналогичным порядком выплаты компенсации (пункты 3.1-3.3), установив более конкретные размеры компенсации.
Всего за период 2020-2021 годы обществом "ЛИАЗ" компенсировано работникам 210 074,50 руб. (в обжалуемом решении фонда имеется опечатка - за декабрь 2020 сумма компенсации ошибочно указана 26 679,02 руб. вместо 13 862,50 руб., соответственно итоговая сумма указана ошибочно - 222 891,02 руб. вместо 210 074,50 руб. (стр.2-3 решения)). Однако сумма страховых взносов (в том числе за декабрь 2020 года) рассчитана верно, исходя из установленного размера страхового тарифа 1 за все периоды, спор между сторонами судебного дела относительно размера начисленных страховых взносов отсутствует.
Компенсации для диагностики COVID-19 производились в связи со сложившейся в мире опасной эпидемиологической обстановкой на основании положений "О предоставлении компенсации работникам "Группы ГАЗ" стоимости лабораторных тестов для диагностики COVID-19", введенных в действие приказом от 04.06.2020 N 574/016 (на период с 04.06.2020 по 31.05.2021), приказом общества от 26.05.2021 N 531/016 (на период с 01.06.2021).
Указанными Положениями (пункты 3.2-3.4) при соблюдении установленных условий работникам предоставляется возможность получения компенсации после самостоятельного прохождения тестирования на коронавирус в специализированной организации, допущенной к осуществлению таких тестов. Расходы, понесенные работниками на оплату услуг уполномоченной медицинской организации по проведению теста, возмещаются обществом на основании представленных работником подтверждающих документов - заявления, договора с медицинской организацией, акта и чека об оплате. Согласно п.3.1 Положений компенсация производится из средств бюджета социальных расходов Предприятия по статье "Компенсационные выплаты (прочие, себестоимость)"
Таким образом, возмещение обществом работникам затрат, понесенных ими в связи с исполнением требований локальных актов и прохождением тестирования, осуществляется в рамках принятых обществом мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции в трудовом коллективе и по сути является социальной выплатой.
Поскольку спорные выплаты носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), и не предусмотрены трудовыми договорами в качестве оплаты труда, суд первой инстанции правильно установил, что такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции также верно указал, что на характер спорных выплат не может влиять тот факт, что в данном случае договоры на проведение тестирования заключались работниками самостоятельно, поскольку фонд не опровергает, что тесты проведены, необходимость же проведения таких тестов работников обусловлена объективно существующей в спорный период эпидемиологической обстановкой, такие выплаты не могут носить и не носят постоянный характер, связаны с выполнением работодателем требований законодателя о предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области, что в совокупности свидетельствует об отсутствии в действиях общества "ЛИАЗ" признаков правонарушения, выраженного в занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в судебном акте не указано какие конкретно законы и иные нормативные правовые акты были нарушены филиалом N 44 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при вынесении оспариваемого решения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит обжалуемому решению, вся мотивировочная часть которого посвящена анализу нормативного правового регулирования спорного вопроса. По результатам такого анализа суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что включение спорных выплат в базу для исчисления страховых взносов, противоречит требованиям части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции статей 20.1, 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на неверном толковании апеллянтом норм законодательства.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы части 1 статьи 20.1, пункта 2 части 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, с учётом правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, пришёл к правильному выводу, что определяющим признаком для отнесения выплат, произведённых обществом "ЛИАЗ" в пользу работников является связь этих выплат с выполнением работником трудовой функции с учётом его профессии, специальности, квалификации, должности.
Суд первой инстанции правильно установил, что спорные выплаты носят социальный характер, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами в качестве оплаты труда, в связи с чем не образуют объект обложения страховыми взносами, предусмотренный частью 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене или изменению судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 года по делу N А41-51736/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51736/2022
Истец: ООО "ЛИАЗ"
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ