г. Владивосток |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А51-3568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Владивостокской таможни, Уссурийской таможни,
апелляционные производства N 05АП-6854/2022, 05АП-6855/2022
на решение от 13.09.2022
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-3568/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "ПримАгро" (ИНН 2511076807, ОГРН 1112511006475)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484), Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании недействительными решений и уведомлений,
при участии:
от АО "ПримАгро": представитель Шукуров С.В. (при участии онлайн) по доверенности от 27.01.2022, сроком действия до 31.01.2023;
от Владивостокской таможни: представитель Кондратьева В.В. по доверенности от 11.10.2022, сроком действия до 07.10.2023; представитель Лугачева А.В. по доверенности от 28.11.2022, сроком действия до 31.12.2023;
от Уссурийской таможни: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ПримАгро" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 07.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, N 10702070/060321/0059680 и о признании недействительными уведомлений Уссурийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 08.02.2022 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10716000/У2022/0000037, N 10716000/У2022/0000038, N 10716000/У2022/0000039, N 10716000/У2022/0000040 (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.09.2022 с учетом определения от 14.10.2022 об исправлении опечатки заявленные требования удовлетворены, и в целях восстановления нарушенного права на таможенный орган возложена обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи и пени по спорным декларациям, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Владивостокская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что разрешительный порядок вывоза товаров реализуется посредством введения лицензирования или применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, в связи с чем лицензия по тарифным квотам относится к запретам и ограничениям в понимании данного термина по подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом, ссылаясь на особенности таможенного декларирования при подаче двух и более деклараций, поясняет, что документы, подтверждающие соблюдение декларантом запретов и ограничений, должны быть в наличии на момент подачи первой таможенной декларации. С учетом изложенного считает, что поскольку на момент временного периодического декларирования и фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза у общества отсутствовала разовая лицензия на экспорт кукурузы, то, соответственно, льготная ставка вывозной таможенной пошлины была применена им необоснованно, в связи с чем оспариваемые решения были приняты таможней при наличии на то правовых оснований. При этом полагает, что обоснованность его правовой позицией подтверждается разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 15.07.2021 N 27-03-22/56465, что не было оценено судом первой инстанции.
Уссурийская таможня также не согласилась с решением суда первой инстанции и обжаловала его в апелляционном порядке, указав, что фактический вывоз товаров, заявленных в спорных декларациях, был осуществлен декларантом до наступления периода действия разовой лицензии Минпромторга России, а, следовательно, образовавшаяся по результатам камеральной таможенной проверки задолженность обоснованно была предъявлена к уплате по оспариваемым уведомлениям. При этом поясняет, что поскольку местом нахождения общества является г. Уссурийск, то спорные уведомления обоснованно были сформированы в зоне деятельности Уссурийской таможни.
В судебном заседании представитель Владивостокской таможни поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также апелляционной жалобы Уссурийской таможни в полном объеме. Во исполнение протокольного определения арбитражного суда от таможенного органа поступило ходатайство о приобщении к материалам дела временных таможенных деклараций N 10702070/281220/0323852, N 10702070/281220/0322896, N 10702070/281220/0322838, N 10702070/140121/0008607.
Данное ходатайство было судом апелляционной инстанции рассмотрено и на основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено, в результате чего указанные дополнительные документы были приобщены к материалам дела, как связанные с обстоятельствами спора и устраняющие неполноту материалов дела.
Общество с доводами апелляционных жалоб не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Уссурийская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания без своего участия, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в её отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании 12.12.2022 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 13.12.2022, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
18.03.2020 между обществом (продавец) и покупателем "ROS AGRO TRADING LIMITED" (ОАЭ) заключен контракт N PRIMOS-2020-180320, по условиям пункта 1.1 которого продавец обязуется поставлять покупателю партиями следующий товар: пшеница, кукуруза, соя. Покупатель принимает товар и оплачивает его на условиях настоящего контракта.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 контракта сроки, базис поставки, цена, условия оплаты, условия перехода права собственности, количество и качественные характеристики товара указываются в спецификациях к настоящему контракту. Спецификации на поставку каждой партии товара составляют неотъемлемую часть настоящего контракта.
Приложением (спецификацией) N 8 от 21.12.2020 к настоящему контракту в редакции дополнительного соглашения N 3 от 14.10.2021 сторонами контракта достигнуто соглашение по поставке на условиях FOB Владивосток товара "кукуруза, урожай 2020 года" в количестве 44000 мт +/-10% по выбору продавца, по цене 172 долл.США/мт, период с поставки с 01.01.2021 по 30.04.2021.
В этой связи в рамках временного периодического таможенного декларирования обществом на таможенный пост Владивостокской таможни были поданы временные декларации на товары N 10702070/281220/0323852, N 10702070/281220/0322896, N 10702070/281220/0322838, N 10702070/140121/0008607 относительно экспорта зерна кукурузы для продовольственных целей в количестве 3300000 кг, 5500000 кг, 3300000 кг, 5500000 кг, соответственно.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2020 N 2097 в период с 15.02.2021 по 30.06.2021 установлена тарифная квота на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы, помещаемых под таможенную процедуру экспорта в общем объеме 17,5 млн. тонн.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 указанный объем тарифной квоты распределен между участниками внешнеторговой деятельности, в том числе обществу предоставлена квота на вывоз кукурузы объемом 41977616 кг.
С учетом объема распределенной тарифной квоты на основании поручений на отгрузку экспортных товаров N РА-47 от 16.02.2021, N РА-49 от 20.02.2021, N SDS-PA-1 от 20.02.2021, N РА-48 от 25.02.2021 обществом осуществлена погрузка товара в количестве 4595,570 мт, 2992,200 мт, 2899,061 мт, 5004,490 мт на морские суда в порту Владивосток, соответственно, и оформлены коносаменты на перевозку груза морским транспортом N РА-47 от 16.02.2021, N РА-49 от 20.02.2021, N SDS-PA-1 от 22.02.2021, N РА-48 от 25.02.2021.
По результатам фактической отгрузки спорного товара обществом сформированы и выставлены инвойсы N 160221/1 от 16.02.2021 на сумму 790438,04 долл.США, N 200221/1 от 20.02.2021 на сумму 514658,40 долл.США, N 220221/1 от 22.02.2021 на сумму 498638,49 долл.США, N 250221/1 от 25.02.2021 на сумму 860772,28 долл.США.
02.03.2021 обществу выдана разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 005RU21002001963 на экспорт отдельных видов товаров "кукуруза (урожай 2020 года)" в количестве 41977616 кг периодом действия с 02.03.2021 по 30.06.2021.
В дальнейшем обществом поданы полные декларации на товары, а именно:
- ДТ N 10702070/060321/0059623, вес брутто/нетто 4595570 кг, таможенная стоимость 58830327,22 руб., убытие товара морским транспортом по коносаменту от 16.02.2021 N РА-47, дата фактического вывоза 17.02.2021;
- ДТ N 10702070/060321/0059638, вес брутто/нетто 2992200 кг, таможенная стоимость 38304738,07 руб., убытие товара морским транспортом по коносаменту от 20.02.2021 N РА-49, дата фактического вывоза 20.02.2021;
- ДТ N 10702070/060321/0059662, вес брутто/нетто 2899061 кг, таможенная стоимость 37112416,21 руб., убытие товара морским транспортом по коносаменту от 22.02.2021 N SDS-PA-1, дата фактического вывоза 22.02.2021;
- ДТ N 10702070/060321/0059680, вес брутто/нетто 5004490 кг, таможенная стоимость 64065128,87 руб., убытие товара морским транспортом по коносаменту от 25.02.2021 N РА-48, дата фактического вывоза 25.02.2021.
При таможенном оформлении указанного товара общество произвело его классификацию по коду 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и заявило о применении тарифной квоты со ссылкой на лицензию N 005RU21002001963 от 02.03.2021. В этой связи в графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" названных деклараций обществом в отношении вывезенных товаров с учетом действия ставки вывозной таможенной пошлины в размере 0% произведено исчисление только таможенного сбора.
06.03.2021 Владивостокским таможенным постом (центр электронного декларирования) осуществлен выпуск товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, N 10702070/060321/0059680, в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта.
В период с 16.08.2021 по 03.12.2021 в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) проведена камеральная проверка по вопросу проверки достоверности сведений, заявленных в спорных таможенных декларациях, в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей. Результаты проверки оформлены актом N 10702000/210/031221/А000264 от 03.12.2021.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что во временных таможенных декларациях N 10702070/281220/0323852, N 10702070/281220/0322896, N 10702070/281220/0322838, N 10702070/140121/0008607 не указана разовая лицензия Минпромторга России N 005RU21002001963 от 02.03.2021.
При этом данная лицензия представлена обществом при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, N 10702070/060321/0059680, тогда как фактический вывоз товаров, заявленных в указанных декларациях, осуществлен до наступления периода действия разовой лицензии Минпромторга России.
С учетом изложенного таможенный орган заключил, что декларантом ставка вывозной таможенной пошлины в размере 0% в отношении товаров, заявленных в спорных декларациях, применена неправомерно.
07.02.2022 таможней по результатам таможенной проверки приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, N 10702070/060321/0059680, после выпуска товаров, в соответствии с которыми произведено исчисление таможенных платежей по ставке 100 евро за 1000 кг.
08.02.2022 во исполнение указанных решений Уссурийской таможней в адрес декларанта были направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней N 10716000/У2022/0000037 на сумму 43318577,34 руб. (пошлина - 40874883,76 руб., пени - 2443693,58 руб.), N 10716000/У2022/0000038 на сумму 27547086,97 руб. (пошлина - 25993096,89 руб., пени - 1553990,08 руб.), N 10716000/У2022/0000039 на сумму 28394776,76 руб. (пошлина - 26792966,69 руб., пени - 1601810,07 руб.), N 10716000/У2022/0000040 на сумму 47557639,56 руб. (пошлина - 44874811,43 руб., пени - 2682828,13 руб.).
Не согласившись с решениями и уведомлениями таможенных органов, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, который обжалуемым решением удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда первой инстанции на основании следующего.
По правилам пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Вывоз товаров с таможенной территории Союза представляет собой совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза (подпункт 5 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Согласно пункту 4 этой же статьи перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в том числе сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (подпункт 5), сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (подпункт 7), сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункт 9).
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В силу пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Так, подпунктом 1 пункта 8 статьи 104 ТК ЕАЭС определено, что законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных настоящим Кодексом, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
По правилам части 1 статьи 116 ТК ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки - по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.
Как установлено с частью 1 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Согласно части 10 названной статьи во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой в соответствии с планируемым к перемещению через таможенную границу Союза количеством товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации (часть 15 статьи 102 Закона N 289-ФЗ).
Полные декларации на товары (полные таможенные декларации) должны содержать точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (часть 16 статьи 102 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) для целей настоящей статьи в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 36 Закона N 5003-1).
В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 14.12.2020 N 2097 "О тарифной квоте на вывоз зерновых культур за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 2097) с 15.02.2021 по 30.06.2021 включительно в отношении кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) установлена тарифная квота на вывоз за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, помещаемой под таможенную процедуру экспорта.
Пунктом 5 данного Постановления Министерству сельского хозяйства РФ предписано распределить до 09.02.2021 (включительно) участникам внешнеторговой деятельности объем тарифной квоты, установленный пунктом 1 настоящего Постановления.
Пунктом 6 этого же Постановления Министерству промышленности и торговли Российской Федерации поручено с 15.02.2021 по 30.06.2021 осуществлять выдачу участникам внешнеторговой деятельности разовой лицензии на экспорт с территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, зерновых культур в пределах объема тарифной квоты, распределенного в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением.
В силу пункта 14 Правил распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2020 N 2097, установлено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Во исполнение указанного нормативного правового акта приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 "О распределении объема тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) участникам внешнеторговой деятельности" (далее - Приказ N 60) установленный объем тарифной квоты распределен между участниками внешнеторговой деятельности, в том числе обществу предоставлена квота на вывоз кукурузы объемом 41977616 кг (пункт 38).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в редакции Постановления Правительства РФ от 14.12.2020 N 2096 в отношении товаров из кода 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, в период с 15.02.2021 по 30.06.2021 применяется ставка вывозной таможенной пошлины 0.
Совокупный анализ данных нормативных положений позволяет заключить, что основанием для применения тарифной квоты, предусмотренной Постановлением N 2097, является распределение участнику внешнеэкономической деятельности объема квоты Министерством сельского хозяйства РФ и наличие у участника внешнеэкономической деятельности разовой лицензии, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в пределах распределенного объема квоты.
Из материалов дела усматривается, что обществу выдана разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 005RU21002001963 от 02.03.2021 на экспорт отдельных видов товаров "кукуруза (урожай 2020 года)" в количестве 41977616 кг периодом действия с 02.03.2021 по 30.06.2021 по контракту N N PRIMOS-2020-180320 от 18.03.2020, заключенному с компанией "ROS AGRO TRADING LIMITED" (ОАЭ).
В рамках исполнения указанного контракта и указанной тарифной квоты обществом по таможенной процедуре экспорт к вывозу с таможенной территории ЕАЭС заявлен товар "кукуруза, урожай 2020 года" в количестве 4595570 кг по ДТ N 10702070/060321/0059623, в количестве 2992200 кг по ДТ N 10702070/060321/0059638, в количестве 2899061 кг по ДТ N 10702070/060321/0059662 и в количестве 5004490 кг по ДТ N 10702070/060321/0059680.
Данный товар убыл с территории ЕАЭС морским транспортом в соответствии с коносаментами N РА-47 от 16.02.2021, N РА-49 от 20.02.2021, N SDS-PA-1 от 22.02.2021, N РА-48 от 25.02.2021 - 17.02.2021, 20.02.2021, 22.02.2021 и 25.02.2021.
Принимая во внимание, что вывоз товара произведен обществом в пределах распределенной ему тарифной квоты, в установленный Постановлением N 2097 период действия указанной квоты и при наличии у общества разовой лицензии, выданной на объем распределенной тарифной квоты, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для применения к спорным товарам ставки вывозной таможенной пошлины в размере 0%.
Доводы таможенного органа о том, что льготная ставка вывозной таможенной пошлины применяется только в отношении товаров, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС после получения лицензии на экспорт, и что при временном периодическом декларировании сведения о соблюдении запретов и ограничений подлежат указанию во временной таможенной декларации, названных выводов судебной коллегии не отменяют.
Действительно, по правилам пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС, если законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
В соответствии с частью 5 статьи 102 Закона N 289-ФЗ при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
При этом согласно части 21 статьи 102 Закона N 289-ФЗ ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
В спорной ситуации материалами дела подтверждается, что временные таможенные декларации N 10702070/281220/0322896, N 10702070/281220/0322838, N 10702070/140121/0008607, N 10702070/281220/0323852 относительно экспорта товара в рамках исполнения внешнеторгового контракта N PRIMOS-2020-180320 от 18.03.2020 были поданы до получения обществом разовой лицензии Минпромторга России.
Кроме того, фактический вывоз товаров, заявленных в уточненном количестве по ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, ДТ 10702070/060321/0059680, также был осуществлен обществом до получения разовой лицензии N 005RU21002001963 от 02.03.2021.
Между тем данные обстоятельства не отменяют действие тарифной квоты, распределенной обществу в соответствии с Постановлением N 2097 и Приказом N 60, поскольку сам факт распределения тарифной квоты декларанту является достаточным основанием для применения льготы по уплате таможенной пошлины.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что подача временных таможенных деклараций осуществлена обществом после принятия Постановления N 2097, вывоз продукции с таможенной территории ЕАЭС - после распределения тарифной квоты обществу, а подача полных таможенных деклараций - после получения разовой лицензии.
Соответственно участник внешнеторговой деятельности не может быть лишен права на применение тарифной квоты в отношении товара, который вывезен им по временной таможенной декларации уже в период действия квоты, но до момента выдачи ему на эту партию товара разовой лицензии, с учетом того факта, что на момент подачи полных деклараций соответствующая лицензия была обществом получена, и сведения о ней, как о подтверждающем документе, были заявлены в спорных ДТ.
Наряду с этим суд апелляционной инстанции отмечает, что основным критерием действия спорной разовой лицензии является не только период её действия, но и объем вывозимой продукции.
В рассматриваемом случае объем вывезенного обществом товара составил 20868102 кг, что не превышает объем, установленный пунктом 38 Приказа N 60 и разовой лицензией, и подтверждается имеющейся в материалах дела справкой об исполнении лицензии.
Следовательно, условия действия тарифной квоты обществом не нарушены и, как следствие, последнее вправе рассчитывать на льготное налогообложение при вывозе товара в пределах распределенного объема тарифной квоты.
Названный вывод судебной коллегии не противоречит смыслу Постановления N 2097, нормативные положения которого не содержат условий об использовании тарифной квоты только в отношении того товара, который вывезен в период действия разовой лицензии.
Утверждение заявителей жалоб об обратном со ссылками на письмо Минфина России от 15.07.2021 N 27-03-22/56465 судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку указанный документ носит общий рекомендательный характер, не порождающий правовых последствий для неопределенного круга лиц.
Соответственно по результатам камеральной таможенной проверки таможенный орган пришел к необоснованному выводу о неправомерном использовании декларантом при вывозе с таможенной территории ЕАЭС зерна кукурузы в пределах установленной тарифной квоты ставки вывозной таможенной пошлины в размере 0%, в связи с чем решения Владивостокской таможни от 07.02.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10702070/060321/0059623, N 10702070/060321/0059638, N 10702070/060321/0059662, N 10702070/060321/0059680 были приняты при отсутствии на то правовых оснований.
По правилам статьи 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется таможенным представителем с учетом статьи 405 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 ТК ЕАЭС).
Как уже было указано выше, по результатам камеральной таможенной проверки на основании решений от 07.02.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорные декларации на товары, после выпуска товаров в адрес общества Уссурийской таможней были направлены уведомления от 08.02.2022 N 10716000/У2022/0000037, N 10716000/У2022/0000038, N 10716000/У2022/0000039, N 10716000/У2022/0000040 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней.
Учитывая, что названные уведомления носят производный характер от принятых Владивостокской таможней решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, законность и обоснованность которых не нашла подтверждение материалами дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что у таможенного органа также отсутствовали основания и для выставления указанных выше уведомлений по результатам камеральной таможенной проверки.
Соответственно суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемые решения и уведомления несоответствующими действующему правовому регулированию.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи и пени по спорным декларациям.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенные органы судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.09.2022 по делу N А51-3568/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3568/2022
Истец: АО "ПРИМАГРО"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ, Уссурийская таможня