г. Хабаровск |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А73-12656/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу Хабаровской таможни на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 по делу N А73-12656/2022 рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
о признании незаконным постановления от 05.07.2022 N 10703000-396/2022
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни (далее - таможня) от 05.07.2022 N 10703000-396/2022.
Решением суда в виде резолютивной части от 29.09.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановление таможни от 05.07.2022 N 10703000-396/2022 признано не подлежащим исполнению. Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой выразила несогласие с решением суда первой инстанции, просит его изменить и принять по делу новый судебный акт в части признания постановления не подлежащим исполнению.
Апеллянт приводит доводы о неправильном применении судом части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), полагая, что вмененное административное правонарушение не выявлено в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия. Каждый факт предоставления складом временного хранения отчета по форме ДО-2 в таможенный орган является фактом, имеющим самостоятельное юридическое значение. В данном случае, он проведен таможней путем сопоставления сведений, содержащихся в представленных в таможенный орган документах на конкретные товары, и сведений, указанных АО "Порт Ванино", в одном отчете ДО-2.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Порт Ванино" выразило несогласие с позицией таможенного органа, просило оставить в силе судебный акт.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации публично на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Приказом таможни от 19.11.2021 N 599 "О создании постоянной зоны таможенного контроля" на территории складских площадок АО "Порт Ванино", расположенных в тылу причалов N 19 и N 20 в пределах морского пункта пропуска через государственную границу "Ванино" по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1, создана постоянная зона таможенного контроля. Для помещения товаров на временное хранение выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров N 10703000/191121/00035/2.
12.01.2022 АО "Порт Ванино" представило в таможенный пост Морской порт Ванино транспортные и коммерческие документы для помещения товаров на временное хранение, на что выдано подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение N 1073130/120122/0000049.
12.01.2022 таможенным постом зарегистрирован поступивший в электронном виде в штатное комплексное программное средство "Учет и контроль товаров на ВХ" отчет по форме ДО-1 N 0000049 о помещении на временное хранение товаров, прибывших на таможенную территорию Евразийского экономического союза на теплоходе "Hui da 9" по коносаменту от 28.12.2021 N JASTAG211600455.
Согласно указанному отчету ДО-1 помимо прочих, на временное хранение помещен товар - бензиновый генератор, находящийся в контейнере CAXU 8056165.
14.01.2022 во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования - далее ЦЭД) Владивостокской таможни подана декларация на товары N 10702070/140122/301343 (далее - ДТ N 301343), в том числе на ввезенный на таможенную территорию товар - бензиновый генератор.
04.02.2022 заявленные в ДТ N 301343 товары выданы с СВХ, о чем в таможенный пост представлен отчет по форме ДО-2 от 10.02.2022 N 0000183 (регистрационный N 10703130/100222/0000319), согласно которому АО "Порт Ванино" выдало товар, находящийся на временном хранении в контейнере CAXU 8056165 - установки электрогенераторные, генератор бензиновый с поршневым двигателем внутреннего сгорания, с искровым зажиганием максимальной мощности до 7,5 КВА, предназначенные в качестве резервного источника питания электроприемников потребителей однофазным переменным током 220 В и частото 1 50 Гц.
В графе 12 "Дата и время" данного отчета указана дата выдачи товара 27.01.2022, в то время как товар выдан с временного хранения 04.02.2022.
Таким образом, отчет по форме ДО-2 должен быть представлен не позднее 07.02.2022 включительно, так как 05.02.2022 и 06.02.2022 являются нерабочими выходными днями, и содержать в графе 12 сведения о выдаче товаров 04.02.2022, а не 27.01.2022 как ошибочно указано АО "Порт Ванино". При этом сам отчет представлен в таможенный орган 10.02.2022.
В ответ на запросы таможенного органа от 15.04.2022 N 41-02-30/193 и от 25.04.2022 N 14-02-30/212 общество в письмах от 22.04.2022 N 043/1-158 и от 04.05.2022 N 046/589-22 сообщило, что контейнер CAXU 8056165 выдан и вывезен с временного хранения 04.02.2022 по расходному ордеру от 04.02.2022 N 26. При этом общество пояснило, что допущенные при формировании отчета ДО-2 ошибки являются техническими.
18.05.2022 по факту представления отчета ДО-2 с нарушением установленного срока и содержащего недостоверные сведения, ведущим инспектором отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Ванино составлен протокол N 10703000-000396/2022 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника таможни от 05.07.2022 N 10703000- 396/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с требованием об оспаривании его законности.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом ответственности являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы.
По правилам пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).
Порядок ведения и представления отчетности в таможенный орган установлен приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444).
Согласно пункту 2 приложения N 5 к Приказу N 444 владельцы складов временного хранения (далее - СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров) (далее - таможенный пост), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2).
В силу пункта 3 приложения N 5 к Приказу N 444 отчетность по формам ДО-1, ДО-2 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с пунктами 2, 4 приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Согласно пункту 6 Приказа N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к настоящему приказу).
В графе 12 формы ДО-2, установленной в приложении N 2 к Способу предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форме отчетов, структуре и формату представляемых отчетов в виде электронного документа, Порядку их заполнения, а также Порядку и срокам предоставления отчетности, утвержденных Приказом N 444, должна быть указана дата и время выдачи со склада.
В рассматриваемой ситуации отчет по форме ДО-2 в отношении товаров, выданных АО "Порт Ванино" с временного хранения 04.02.2022, должен быть представлен не позднее 07.02.2022 включительно (с учетом 05.02.2022 и 06.02.2022 - нерабочие выходные дни) и содержать в графе 12 сведения о выдаче товаров 04.02.2022, а не 27.01.2022, как ошибочно указано в отчете. Вместе с тем фактически отчет представлен в таможенный орган 10.02.2022.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии в действиях лица, получившего разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, признаков установленного статьей 16.15 КоАП РФ правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего таможенного законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, кроме того, отсутствуют чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, исключающие возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленной вина в совершении вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному заключению, что действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения. Следовательно, у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке статьи 16.15 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, поскольку АО "Порт Ванино" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности не усматривается.
Условия для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлены ввиду привлечения АО "Порт Ванино" ранее к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ постановлениями таможни от 09.11.2021 по делам об административных правонарушениях N N 10703000-730/2021, 10703000-731/2021, 10703000-732/2021, вступившими в силу 11.11.2021.
Проверив довод апелляционной жалобы таможни относительно применения судом положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Законом N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в силу которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Постановлениями таможни от 05.07.2022 N N 10703000-395/2022, 10703000-396/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за нарушение сроков представления отчетов по форме ДО-2 о выдаче товаров с временного хранения. За каждое правонарушение назначен штраф в размере 5 000 рублей, постановления не исполнены.
При этом таможенным органом не оспаривается, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.10.2022 по делу N А73-12492/2022 постановление от 05.07.2022 N 10703000-395/2022 признано законным.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 N 4-П, от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), разъяснений Верховного Суда Российской Федерации (пункт 33.2 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункты 1, 2 постановления Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"), внесенные Законом N 70-ФЗ изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение АО "Порт Ванино".
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является верным.
Отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применима, поскольку государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, оформленного актом проверки, не осуществлялось.
В целях применения указанных нормоположений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать, не ограничиваясь рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), иное означало бы нарушение одного из принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
В силу пункта 41 статьи 2, статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 214, 254, 255 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), пункта 3 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора).
Из положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под государственным контролем (надзором) не подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках ТК ЕАЭС и Закона N 289-ФЗ.
В спорном случае поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили нарушения, выявленные таможней в ходе контроля в форме проведенной на основании статей 322, 326 ТК ЕАЭС проверки (единого анализа) таможенных, транспортных (перевозочных) и коммерческих документов (коносаментов, деклараций о грузе) и сведений, полученных из данных программного средства КПС "Учет и контроль товаров на ВХ", взаимодействующего с используемой обществом информационной системой "ВЭД-Склад".
Содержание писем таможни от 11.03.2022 N 41-02-30/0105, от 25.04.2022.2022 N 41-02-30/212 подтверждает проведение должностными лицами таможенного поста Морской порт Ванино проверочных мероприятий по фактам представления отчетов о выдаче товаров с временного хранения в соответствии с генеральным разрешением от 19.11.2021 N 10703000/191121/00035/2, содержащих сведения о дате и времени выдачи со склада товаров по ДО-2 в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 приложения N 5 к Приказу N 444. На основании статьи 340 ТК ЕАЭС у общества запрошены документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, впоследствии 18.05.2022 составлены протоколы об административных правонарушениях и 05.07.2022 вынесены постановления о привлечении к административной ответственности NN 10703000-395/2022, 10703000-396/2022.
Представление каждого из отчетов с нарушением установленного законом срока является самостоятельным событием административного правонарушения, вместе с тем составление в один день в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении общества двух протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, и отсутствие при этом акта проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств.
То, что общество допустило несколько нарушений, каждое из которых образует самостоятельное административное правонарушение, не опровергает вышеуказанный вывод, поскольку соответствующие правонарушения, охватываемые объективной стороной статьи 16.15 КоАП РФ, выявлены в один момент времени, что является необходимым условием для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, в связи с чем не могут быть положены в обоснование отмены судебного акта, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 по делу N А73-12656/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12656/2022
Истец: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: 6 ААС, Арбитражный суд Хабаровского края