г. Вологда |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А52-928/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от администрации города Пскова Погодиной Е.А. по доверенности от 03.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской апелляционную жалобу администрации города Пскова на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 октября 2022 года по делу N А52-928/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оруджов Гумбат Фахраддинов-оглы (ОГРНИП 318602700020532, ИНН 602509528361; адрес: 182112, Псковская обл., г. Великие Луки) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации города Пскова (ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362; адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 22; далее - администрация) о признании недействительным отказа во включении объектов предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по градостроительной деятельности администрации города Пскова (ОГРН 1026000971985, ИНН 6027065310; адрес: 180017, Псковская обл., г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 2а).
Решением суда от 13 октября 2022 года заявленное требование удовлетворено: отказ администрации во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг, выраженный в письме от 29.11.2021 N О-2197, признан незаконным, на администрацию возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 23.08.2021 с учетом дизайн-проекта нестационарного объекта, направленного в адрес администрации 03.08.2021, и места размещения нестационарного торгового объекта.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что поскольку предприниматель с заявлением о включении нестационарных торговых объектов (НТО) в схему размещения НТО на территории города Пскова не представил графическое изображение места размещения НТО, то отказ администрации является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не направил, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, предприниматель 23.08.2021 обратился в администрацию с заявлениями о включении в схему размещения НТО на территории города Пскова нестационарных торговых объектов - трех торговых павильонов, размером 8*4, для реализации продуктов питания, расположенных по следующим адресам:
диагональное расположение по улице Коммунальной со стороны дома N 45 (6 штук);
линейное расположение по улице Алтаева, со стороны дома N 11 (3 штуки);
пересечение улицы Юбилейной и Рижского проспекта со стороны дома N 68 по Рижскому проспекту (9 штук).
По результатам рассмотрения указанных заявлений администрация письмом от 29.11.2021 N О-2197 сообщила заявителю, что решением специальной комиссии по разработке схемы и внесению изменений в схему, утвержденной постановлением администрации города Пскова от 20.10.2011 N 2480 "О создании специальной комиссии по разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пскова и внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова", предпринимателю отказано в запрашиваемых изменениях, поскольку предполагаемое место размещения НТО повлечет изменение визуального восприятия внешнего архитектурного облика отдельных объектов города и нарушение "треугольника видимости".
Не согласившись с таким отказом, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласен с указанным выводом суда по следующим основаниям.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 названного Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Указанная схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в Псковской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 N 55 (далее - Порядок N 55), включение НТО в схему осуществляется органом местного самоуправления по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, либо по собственной инициативе по согласованию с органом, осуществляющим полномочия собственника имущества (если земельные участки, на которых расположено место размещения НТО, находятся в государственной собственности), либо самостоятельно (если земельные участки, на которых расположено место размещения нестационарного торгового объекта, находятся в муниципальной собственности либо собственность на них не разграничена).
На основании пункта 2.3 Порядка N 55 заявление о включении НТО в схему составляется хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, с указанием следующих сведений:
наименования, организационно-правовой формы, адреса местонахождения, основного государственного регистрационного номера - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, паспортных данных, сведений о месте жительства, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
фамилии, имени, отчества, паспортных данных, сведений о месте жительства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
места размещения (адресные ориентиры) НТО;
площади места размещения НТО (для НТО, планируемого для размещения);
вида НТО, планируемого к включению в схему;
цели использования НТО;
периода размещения;
графического изображения места размещения НТО.
В пункте 2.17 Положения N 55 определены этапы внесения изменений в схему, определены сроки рассмотрения обращений заявителей, основания для отказа в рассмотрении заявлений, порядок передачи заявлений на рассмотрение уполномоченной комиссии, а также основания для отказа во включении НТО в схему.
В силу пункта 2.17.1 Правил N 55 для принятия решения о внесении изменений (отказе во внесении изменений) в схему органом местного самоуправления создается постоянно действующая комиссия с обязательным участием в ее работе представителей предпринимательского сообщества муниципального образования Псковской области, общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области (далее - Комиссия).
Поступившие в орган местного самоуправления заявления проверяются на наличие в них сведений, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка.
По результатам проверки орган местного самоуправления:
принимает решение о рассмотрении заявления либо об отказе в его рассмотрении;
направляет заявителю уведомление о рассмотрении заявления либо об отказе в его рассмотрении с указанием оснований отказа почтовым отправлением или передает соответствующее уведомление заявителю либо его представителю лично.
Заявление не выносится на рассмотрение Комиссии в случае несоответствия представленных в заявлении сведений требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Порядка.
Принятые к рассмотрению заявления рассматриваются на заседании Комиссии в соответствии с планом ее работы и положением о полномочиях Комиссии, утвержденным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Отказ во включении НТО в схему осуществляется в следующих случаях:
планируемое размещение НТО нарушает установленные законодательством Российской Федерации противопожарные, санитарные, экологические, архитектурные нормы, правила безопасности дорожного движения (на автодорогах, пешеходных тротуарах, магистральных улицах, эспланадах, треугольниках видимости, на придорожной полосе и т.д.);
планируемое размещение НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами;
планируемое размещение НТО осуществляется без согласования места размещения с государственными органами, отвечающими за сохранность объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, и нарушает требования, установленные к градостроительным регламентам в границах территорий объектов культурного наследия федерального и (или) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, зон охраны указанных объектов культурного наследия, а также требования, установленные к градостроительным регламентам в границе исторического поселения регионального значения и в зонах особо охраняемых природных территорий;
нарушение прав третьих лиц в отношении земельного участка, на котором заявитель планирует разместить НТО;
если испрашиваемый земельный участок, на котором Заявитель планирует разместить НТО, изъят из оборота;
в иных случаях, когда в отношении земельного участка действуют установленные законодательством Российской Федерации ограничения в обороте.
В данном случае заявления предпринимателя о включении торговых павильонов в схему НТО не были возвращены администрацией в связи с отсутствием в них каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка.
Наоборот, указанные заявления предпринимателя приняты администрацией к рассмотрению и направлены в соответствии с Порядком N 55 на рассмотрение в Комиссию, которая приняла решение об отказе во включении объектов предпринимателя в схему НТО.
При этом приведенное в качестве отказа предпринимателю в запрашиваемых изменениях основание не отнесено Порядком N 55 к случаям, на основании которых возможен отказ во включении объектов в схему НТО.
Кроме того, администрацией не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что предполагаемое место размещения НТО предпринимателя повлечет изменение визуального восприятия внешнего архитектурного облика отдельных объектов города и нарушение "треугольника видимости".
В связи с этим суд обоснованно посчитал незаконным оспариваемый отказ администрации, выраженный в письме от 29.11.2021 N О-2197.
Довод администрации об отказе в размещении НТО ввиду прохождения на испрашиваемом месте инженерных сетей, заявленный при рассмотрении спора в суде, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку оспариваемый отказ во включении в схему места расположения НТО осуществлен по иному основанию, а не ввиду прохождения инженерных сетей. Также администрацией не представлены какие-либо доказательства в подтверждение данного довода.
Не могут быть приняты во внимание приведенные администрацией в апелляционной жалобе доводы о том, что заявления предпринимателя не соответствуют пункту 2.3 Порядка N 55 ввиду отсутствия в них графического изображения места размещения НТО, поскольку, как установлено судом, данное нарушение также не явилось основанием для отказа администрации, выраженного в письме от 29.11.2021 N О-2197 и в решении Комиссии.
Также в соответствии с положениями Порядка N 55 отсутствие в заявлении графического изображения места размещения НТО не относится к случаям, на основании которых возможен отказ во включении НТО в схему.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела распечаткам электронных писем сторон 03.08.2021 предпринимателем направлялись в адрес администрации заявления и дизайн-проект НТО, планируемых к включению в схему.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Возражений по установленному судом порядку устранения нарушений прав и законных интересов общества в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 октября 2022 года по делу N А52-928/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пскова - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-928/2022
Истец: ИП Оруджов Гумбат Фахраддин оглы
Ответчик: Администрация города Пскова
Третье лицо: Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова