г. Ессентуки |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А63-2637/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 20.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670) - Тараули И.Г. (по доверенности), в отсутствие заявителя - некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (г. Ставрополь, ОГРН 132651033140), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ирбис", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.09.2022 по делу N А63- 2637/2022,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.09.2022 отказано в удовлетворении требования некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - НО СК "Фонд капитального ремонта", фонд, региональный оператор) к управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - заинтересованное лицо, управление) об оспаривании предписания от 07.01.2022 N 43. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные административным органом, основаны на нормах закона, предписание является исполнимым.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Фонд считает названное предписание незаконным и необоснованным, поскольку требования, изложенные в нем, являются неисполнимыми, что влечет недействительность указанного ненормативного правового акта. Податель жалобы указывает, что действиями фонда не причинен вред заинтересованным лицам, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме и владелец специального счета могут в полном объеме осуществлять свои права и обязанности, предусмотренные жилищным законодательством в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ни положениями жилищного законодательства, ни положениями Закона Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 57-кз) не установлено из каких средств региональный оператор должен перевести денежные средства, полученные фондом капитального ремонта от собственников помещений в многоквартирных домах, на специальные счета при изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
ООО УК "Ирбис" привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, отзыв на апелляционную жалобу и своего представителя в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие участников дела, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании поступившего в адрес управления из министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обращения от 06.12.2021 N 25892/02-04 ООО УК "Ирбис" по вопросу формирования фонда капитального ремонта МКД, должностным лицом управления было издано распоряжение от 10.12.2021 N 3806 о проведении в отношении регионального оператора внеплановой документарной проверки, целью и задачами которой явилось определение соответствия деятельности фонда обязательным для исполнения требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 13 указанного выше распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки для достижения целей и задач ее проведения у регионального оператора были запрошены следующие документы: информация о начисленных и оплаченных собственниками помещений взносах на капитальный ремонт общего имущества по МКД за период с 01.01.2015 по период начала проведения проверки; информация и основание отказа перечисления денежных средств на специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта указанного выше многоквартирного дома; информация об обращениях собственников данного многоквартирного дома и ответы на них за период с 01.01.2015 по день начала проведения проверки; иная информация, касающаяся данной проверки.
В ходе проверки должностным лицом управления было установлено, что собственниками помещений в МКД на общем собрании было принято решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании его на специальном счете, владельцем которого было выбрано ООО УК "Ирбис", оформленное протоколом от 18.11.2020 N 2.
Во исполнение решения собственников помещений вышеуказанного дома, управляющей организацией, в управлении которой находится МКД был открыт специальный счет N 407058109010990097897 в Банке ВТБ (ПАО) для дальнейшего формирования фонда капитального ремонта.
ООО УК "Ирбис" в адрес регионального оператора и управления был направлен комплект документов: уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, справку банка об открытии специального счета. Указанное решение вступило в законную силу 18.06.2021.
С мая 2021 года региональным оператором было прекращено начисление взносов собственникам помещений в МКД.
Как установлено управлением в ходе проведенной проверки, основанием для приостановления мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта в МКД, по мнению фонда, послужил дефицит денежных средств на расчетных счетах регионального оператора, предназначенных для финансирования региональной программы.
По итогам проверки управлением установлено, что в нарушение требований действующего законодательства (до момента выдачи оспариваемого предписания) региональным оператором денежные средства, оплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, не были перечислены на открытый лицензиатом ООО УК "Ирбис" специальный счет, что отражено в акте проверки от 17.01.2022 N 3806-38/1.
Фонду выдано обязательное для исполнения предписание от 07.01.2022 N 43, согласно которому региональному оператору в срок до 21.03.2022 предписано устранить выявленные нарушения, а именно перечислить денежные средства, оплаченные собственниками помещений в МКД на счет регионального оператора в качестве взносов на капитальный ремонт, на специальный счет управляющей организации ООО УК "Ирбис", так как данная организация, согласно протоколу общего собрания от 18.11.2020 N 2 выбрана владельцем данного счета.
Не согласившись с названным предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 названного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 названного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу положений части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбора одного из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии частью 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан предоставлять в управление в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета - уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решения, справки банка об открытии специального счета.
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Для изменения способа формирования фонда капитального ремонта, необходимо общим собранием собственников помещений МКД в соответствии со статьей 46 ЖК РФ принять решения по вопросам, установленным частью 4 статьи 170 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что решением общего собрания собственников помещений в МКД (протокол общего собрания от 18.11.2020 N 2 прекращено формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и выбран способ его формирования на специальном счете, владельцем которого выбрано ООО УК "Ирбис".
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является управляющая компания, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 173 ЖК РФ, а также частью 7 статьи 7 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 57-кз), решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии со статьей 3 Закона N 57-кз решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через шесть месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не ранее наступления условия, предусмотренного частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе исследования обстоятельств дела судом установлено, что ООО УК "Ирбис" направило в адрес регионального оператора (вх. N 561-П от 18.12.2020) комплект документов: уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, справку банка об открытии специального счета, в том числе решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом общего собрания от 18.11.2020 N 2.
Таким образом, названное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет вступило в силу 18.06.2021.
Порядок передачи документов установлен постановлением Правительства Ставропольского края от 18.12.2015 N 546-п "Об утверждении Порядка передачи региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, при изменении способа его формирования".
Однако в нарушение требований действующего законодательства, до момента выдачи оспариваемого предписания, региональным оператором денежные средства, оплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт, не были перечислены на открытый лицензиатом ООО УК "Ирбис" специальный счет, что отражено в акте проверки от 17.01.2022 N 3806-38/1.
Принимая во внимание изложенное, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к верному выводу, что управлением при проведении проверки был сделан правильный вывод о том, что фондом нарушены положения части 5 статьи 173 ЖК РФ, части 7 статьи 7 Закона N 57-кз, в связи с чем фонду в соответствии с требованиями действующего законодательства выдано законное и обоснованное предписание от 07.01.2022 N 43 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, поскольку в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта, у заявителя возникло обязательство по возврату не принадлежащих ему и неосвоенных денежных средств в виде взносов собственников МКД на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требования заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.09.2022 по делу N А63- 2637/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2637/2022
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ
Третье лицо: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ИРБИС"