г. Владивосток |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А59-2322/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дмитриева Сергея Вячеславовича,
апелляционное производство N 05АП-6953/2022
на решение от 07.10.2022
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-2322/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя Дмитриева Сергея Вячеславовича (ИНН 650102354960, ОГРНИП 322650000005549)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (ИНН 6501154651, ОГРН 1046500652054)
третье лицо: акционерное общество "Южно-Сахалинский хлебокомбинат" (ИНН 6501036619, ОГРН 1026500523840),
о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 32/22/65019-АП, вынесенного старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Исаковой Ольгой Викторовной, прекращения производства по делу,
при участии:
от ИП Дмитриева С.В.: представитель Барвин В.В. по доверенности от 13.12.2021, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер М59176), паспорт;
от АО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат": представитель Черкашин Р.В. по доверенности от 01.10.2022, сроком действия 3 года, удостоверение адвоката,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дмитриев Сергей Вячеславович (да-лее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении N 32/22/65019-АП, вынесенного старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Исаковой Ольгой Викторовной, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Определением суда от 30.05.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением от 20.07.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.10.2022 в удовлетворении заявления отказано, административное наказание в виде административного штрафа заменено судом первой инстанции на предупреждение, производство по делу в части требования прекратить производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что суд первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего заявления вышел за пределы предъявленных требований, оценивая обстоятельства реконструкции спорного объекта, которые являются предметом рассмотрения и оценки по делу N А59-3899/2022. Обращает внимание коллегии на то, что по тексту решения суда должник обязан привести здание в соответствие с градостроительным планом земельного участка 2016 года и кадастровым паспортом 2016 года, графические части которых противоречат градостроительной документации. Поскольку судебный пристав-исполнитель не обладает специальными познаниями в области строительства, указанное должностное лицо обязано было привлечь эксперта для определения пределов реконструкции спорного здания. Ссылается на преюдициальный характер решения Южно-Сахалинского городского суда от 30.10.2017 N 2-454/2017 для разрешения настоящего дела. Полагает, что резолютивная часть оспариваемого решения суда не соответствует положениям законодательства. Кроме того, на момент вынесения постановлений о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора заявитель статусом индивидуального предпринимателя не обладал.
Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу по существу в отсутствие УФССП по Сахалинской области, ССП МОСП по ИОИП УФССП по Сахалинской области Исаковой О.В.
Представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела письма от 12.12.2022 N 169. Представитель АО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат" на доводы апелляционной жалобы возразил, представил для приобщения к материалам дела текст письменной позиции по делу, против удовлетворения заявленного ходатайства также возразил.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 Постановления от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции проверяет законность принятого судебного решения на основании доказательств, которые существовали к моменту вынесения оспариваемого судебного решения, были предоставлены сторонами в суд первой инстанции либо не были предоставлены по уважительным причинам.
В этой связи, апелляционный суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, по результатам рассмотрения ходатайства заявителя определил отказать в приобщении к материалам дела письма от 12.12.2022 N 169, поскольку указанный документ получен после вынесения обжалуемого судебного акта и, как следствие, не мог быть предметом исследования суда первой инстанции.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на исполнении в межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области находится исполнительное производство N 3636/22/65019-ИП, возбужденное 01.02.2022 на основании исполнительного листа серии ФС N 038000879 от 19.01.2022, которым на Дмитриева Сергея Вячеславовича возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда по данному делу в законную силу устранить препятствия в пользовании объектом капитального строительства магазина "Каравай" с кадастровым номером 65:01:0602007:3076 путем реконструкции объекта капитального строительства с кадастровым номером 65:01:0602007:3366 в соответствии со сведениями кадастрового учета по состоянию на 2016 год и сведениями, указанными в градостроительном плане земельного участка N RU65302000008055.
10.03.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, назначен новый срок исполнения решения суда до 10.04.2022. В постановлении разъяснено, что в случае не исполнения требования исполнительного документа в указанный срок, должник будет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Поскольку в установленный срок должник требования исполнительного документа не исполнил, документы, подтверждающие исполнение решения суда, либо сведения об уважительных причинах не исполнения, судебному приставу не представил, по данному факту 26.04.2022 в отношении заявителя в присутствии его представителя по доверенности Толмачева Д.С. судебным приставом составлен протокол N 32/22/65019-АП об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а также вынесено и вручено представителю заявителя определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 11.05.2022 начальником отдела - старшим приставом Исаковой Ольгой Викторовной вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 32/22/65019-АП, которым Дмитриев С.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, которое получено представителем заявителя 17.05.2022.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности, заявитель оспорил данное постановление в арбитражном суде.
Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в виде административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с посягательством на институты государственной власти.
Объективная сторона может заключаться как в действиях, так и в бездействии, которые направлены на непринятие необходимых мер по исполнению требований неимущественного характера, предусмотренных в исполнительном документе.
Субъектом ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 1 статьи 6 названного Закона и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Закона N 229-ФЗ).
На основании части 1 статьи 105 данного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 01.02.2022 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного на принудительное исполнение решения арбитражного суда по делу N А59-7563/2018, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 3636/22/65019-ИП в отношении заявителя, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Сведения о возбуждении исполнительного производства были доведены до должника, что заявителем по существу не оспаривается, но в пределах срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа должником не были исполнены, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя возникли основания для взыскания исполнительского сбора и для установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа.
Между тем в нарушение части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ требования, содержащиеся в исполнительном документе, во вновь установленный срок должником также исполнены не были.
Соответственно вывод административного органа о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является правильным.
Доводы апеллянта о коллизии судебных актов, а также о преюдициальном характере решения Южно-Сахалинского городского суда от 30.10.2017 N 2-454/2017 для разрешения настоящего дела не имеют правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку оспариваемым постановлением Дмитриев С.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.25 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по делу N А59-7563/2018, во исполнение которого предприниматель обязан в течение трех месяцев с момента вступления решения суда по данному делу в законную силу устранить препятствия в пользовании объектом капитального строительства магазина "Каравай" с кадастровым номером 65:01:0602007:3076 путем реконструкции объекта капитального строительства с кадастровым номером 65:01:0602007:3366 в соответствии со сведениями кадастрового учета по состоянию на 2016 год и сведениями, указанными в градостроительном плане земельного участка N RU65302000008055.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель имел возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по своевременному и добровольному исполнению судебного акта и обязательств перед взыскателем.
Однако предприниматель, должным образом извещенный о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа, не совершил необходимых действий по исполнению судебного решения, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин связанных с неисполнением решения суда, не представил.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия заявителем достаточных зависящих от него мер для исполнения своего обязательства, а также доказательств, свидетельствующих о наличии оснований полагать, что допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и постановления и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Основания для квалификации выявленного правонарушения малозначительным в связи с тем, что совершенное обществом правонарушение посягает на реализацию судом защиты нарушенного права и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой, с учетом характера правонарушения и особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства, вмененного заявителю судебной коллегией не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого постановления) в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, предприниматель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом доказательств совершения однородных правонарушений, а также причинения имущественного ущерба взыскателю в рамках исполнительного производства в материалы дела не представлено. Следовательно, замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение произведена судом первой инстанции с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего заявления вышел за пределы предъявленных требований, оценивая обстоятельства реконструкции спорного объекта, которые являются предметом рассмотрения и оценки по делу N А59-3899/2022, не нашел своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, оценка указанным обстоятельствам дана судом при рассмотрении доводов заявителя о непредоставлении ему разумного и реального срока для исполнения решения суда, а также о фактическом исполнении судебного акта.
Ссылка на отсутствие у заявителя статуса индивидуального предпринимателя на момент вынесения постановлений о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора также не влияет на правомерность выводов суда по настоящему спору, указанные обстоятельства учтены в данных документах, оспариваемое постановление вынесено в отношении индивидуального предпринимателя Дмитриева С.В.
В части требования заявителя о прекращении производства по административному делу производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В силу статей 207 и 211 АПК РФ арбитражный суд в результате рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимает решение о признании его незаконным и отмене полностью или в части, изменении решения либо об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.
В отношении указанного вывода суда первой инстанции жалоба предпринимателя мотивированных доводов не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.10.2022 по делу N А59-2322/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2322/2022
Истец: Дмитриев Сергей Вячеславович
Ответчик: межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП Росссии по Сахалинской области, старший судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Исакова Ольга Викторовна, Старший судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств Исакова Ольга Викторовна, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"