г. Хабаровск |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А73-12658/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу Хабаровской таможни на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2022 по делу N А73-12658/2022 рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" (ОГРН 1022700711450, ИНН 2709001590)
к Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826, ИНН 2722009856)
об оспаривании постановления от 05.07.2022 N 10703000-407/2022
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ванинский морской торговый порт" (далее - АО "Порт Ванино") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни (далее - таможня) от 05.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10703000-407/2022.
Решением суда в виде резолютивной части от 29.09.2022, принятым в порядке упрощенного производства, постановление от 05.07.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10703000-407/2022 признано неподлежащим исполнению. Мотивированное решение изготовлено 07.10.2022.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части признания постановления таможенного органа не подлежащим исполнению, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом допущено неверное толкование положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях", а именно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). По мнению таможенного органа, судом ошибочно сделан вывод, что административное правонарушение выявлено в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия. Каждый факт предоставления обществом отчета по форме ДО-1 является фактом, имеющим самостоятельное юридическое значение.
Общество не согласилось в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации публично на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Приказом таможни от 19.11.2021 N 599 "О создании постоянной зоны таможенного контроля" на территории складских площадок АО "Порт Ванино", расположенных в тылу причалов N 19 и N 20 в пределах морского пункта пропуска через государственную границу "Ванино" по адресу: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, р.п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1, создана постоянная зона таможенного контроля. Для помещения товаров на временное хранение выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров N 10703000/191121/00035/2.
20.12.2021 в порт Ванино на борту теплохода "Acacia WA" по коносаменту от 08.12.2021 N JASTXG211600134 в контейнере XHCU5311063 прибыл товар - шины новые марки "Kumho", в количестве 1 288 грузовых мест, весом брутто 1 044,952 кг.
Товар помещен на временное хранение на территорию постоянной зоны таможенного контроля АО "Порт Ванино", что послужило основанием для направления в электронном виде посредством сети Интернет в штатное комплексное программное средство "Учет и контроль товаров на ВХ" отчета по форме ДО-1 от 20.12.2021 N 0000394 (зарегистрирован таможенным постом 21.12.2021 с присвоением номера 10703130/211221/0000484).
В ходе осуществления таможенного контроля в форме проверки документов и сведений, указанных в отчете ДО-1 от 20.12.2021 N 0000394, с содержащимися в коносаменте от 08.12.2021 N JASTXG211600134 сведениями, а также в декларации о грузе (cargo declaration) на судно "Acacia WA", таможней установлен факт указания недостоверных сведений о весе ввезенных и помещенных на временное хранение товаров.
В частности, в графе N 6 "Кол-во грузовых мест" указаны номер контейнера XHCU5311063 45/Gl и 1 288 мест, в графе N 7 "Вес товара брутто (в кг) или объема (в куб.м) (либо в доп. единицах измерения)" указан вес - 1 044,952 кг. Общее количество мест по указанному отчету - 1 288 мест, общий вес - 1 044,952 кг, однако в соответствии с коносаментом от 08.12.2021 N JASTXG211600134 общее количество грузовых мест в контейнере N XHCU5311063 45/Gl - 1 288 мест, общим весом 10 644,952 кг. При этом товар из контейнера не выгружался.
В ответ на запросы таможенного органа от 03.03.2022 N 41-02-30/0100, от 15.03.2022 N 41-02-30/115 по вопросу о фактическом расхождении сведений о весе контейнеров, АО "Порт Ванино" в письмах от 09.03.2022 N 046/254-22, от 08.04.2022 N 043/1-112 сообщило, что причиной представления недостоверных сведений в отчете ДО-1 N 1073130/211221/0000484 является технический сбой при взаимодействии АСУ-АСУ между АС "ВЭД-Склад" и информационной системой таможенного органа. При этом взвешивание контейнеров не производилось, отчет формировался на основании коносамента, вес груза указан неверно в связи с технической ошибкой. Вину в совершении правонарушения общество не признало.
20.05.2022 по факту представления содержащего недостоверные сведения отчета ДО-1 инспектором отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Ванино в отношении общества составлен протокол N 10703000-407/2022 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника таможни от 05.07.2022 N 10703000-407/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с требованием об оспаривании его законности.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом ответственности являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по предоставлению отчетности в таможенные органы.
По правилам пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).
Порядок ведения и представления отчетности в таможенный орган установлен Приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444).
На основании пункта 2 Приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде, в том числе по форме ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (Приложение N 1).
Согласно пункту 3 Приложения N 5 отчетность по форме ДО-1 представляется лицами, указанными в пункте 2 Приложения, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет", и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение, с учетом следующих особенностей. Владельцы СВХ (лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) формируют отчет по форме ДО-1 на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу. Сведения о количестве мест и (или) весе товаров, подлежащие указанию в отчете по форме ДО-1, формируются на основании информации, полученной при приеме товаров на хранение. Если временное хранение товаров осуществляется без их выгрузки из транспортных средств (контейнеров), отчет по форме ДО-1 формируется на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к настоящему приказу.
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения N 5 к Приказу N 444).
Материалами дела подтверждается, что на АО "Порт Ванино", как лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения (без помещения на СВХ), возложена обязанность по представлению в таможенный орган отчетности в установленные сроки и порядке, однако при представлении 20.12.2021 отчетности по форме ДО-1 N 1073130/211221/0000484 лицо допустило указание недостоверных сведений при заполнении графы N 7 "Вес товара брутто (в кг) или объема (в куб.м) (либо в доп. единицах измерения)", при этом отчетность формировалась в отношении соответствующих хранимых товаров без проверки достоверности внесенных сведений.
Данное обстоятельство следует из отчета о принятии товара на временное хранение по форме ДО-1 от 20.12.2021 N 0000394, уведомления N 41-02-30/207, протокола об административном правонарушении от 20.05.2022 N 10703000-407/2022 и иных материалов дела об административном правонарушении N 10703000-407/2022.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества признаков правонарушения, установленного статьей 16.15 КоАП РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего таможенного законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, кроме того, отсутствуют чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, исключающие возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ является установленной вина в совершении вмененного административного правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному заключению, что действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения. Следовательно, у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке статьи 16.15 КоАП РФ.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, поскольку АО "Порт Ванино" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Оснований для освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности не усматривается.
Условия для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют ввиду привлечения АО "Порт Ванино" ранее к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ, о чем имеется ссылка в оспариваемом по настоящему делу постановлении от 05.07.2022 N 10703000-407/2022.
Проверив довод апелляционной жалобы таможни относительно применения судом положений Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Законом N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в силу которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Постановлениями таможни от 05.07.2022 N N 10703000-406/2022, 10703000-407/2022 АО "Порт Ванино" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за недостоверное указание в представленных 20.12.2021 отчетах ДО-1 сведений о весе ввезенных и помещенных на временное хранение товаров. За каждое правонарушение назначен штраф в размере 5 000 рублей, постановления не исполнены.
При этом таможенным органом не оспаривается, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2022 по делу N А73-12657/2022 постановление от 05.07.2022 N 10703000-406/2022 признано законным.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 20.04.2006 N 4-П, от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), разъяснений Верховного Суда Российской Федерации (пункт 33.2 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункты 1, 2 постановления Пленума от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения"), внесенные Законом N 70-ФЗ изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение АО "Порт Ванино".
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является верным.
Несостоятелен довод жалобы о том, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применима, поскольку государственного контроля (надзора) при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия, оформленного актом проверки, не осуществлялось.
В целях применения указанных нормоположений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать, не ограничиваясь рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), иное означало бы нарушение одного из принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
В силу пункта 41 статьи 2, статьи 351 ТК ЕАЭС, статей 214, 254, 255 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), пункта 3 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора).
Из положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под государственным контролем (надзором) не подразумевается государственный контроль, осуществляемый в рамках ТК ЕАЭС и Закона N 289-ФЗ.
В спорном случае поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили нарушения, выявленные таможней в ходе контроля в форме проведенной на основании статей 322, 326 ТК ЕАЭС проверки (единого анализа) таможенных, транспортных (перевозочных) и коммерческих документов (коносаментов, декларации о грузе, свидетельства о регистрации теплохода "Acacia WA") и сведений, полученных из данных программного средства КПС "Учет и контроль товаров на ВХ", взаимодействующего с используемой обществом информационной системой "ВЭД-Склад".
Содержание письма таможни от 15.03.2022 N 41-02-30/115 подтверждает проведение должностными лицами таможенного поста Морской порт Ванино проверочного мероприятия по фактам представления отчетов о принятии товаров на временное хранение, в которых отсутствуют сведения о весе контейнеров. На основании статьи 340 ТК ЕАЭС у общества запрошены документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, впоследствии 20.05.2022 составлены протоколы об административных правонарушениях и 05.07.2022 вынесены постановления о привлечении к административной ответственности NN 10703000-406/2022, 10703000-407/2022.
Представление каждого из отчетов с недостоверными сведениями является самостоятельным событием административного правонарушения, вместе с тем составление в один день в порядке статьи 28.2 КоАП РФ в отношении общества двух протоколов об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления одного контрольного мероприятия, и отсутствие при этом акта проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ с учетом установленных по делу обстоятельств.
То, что общество допустило несколько нарушений, каждое из которых образует самостоятельное административное правонарушение, не опровергает вышеуказанный вывод, поскольку соответствующие правонарушения, охватываемые объективной стороной статьи 16.15 КоАП РФ, выявлены в один момент времени, что является необходимым условием для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, в связи с чем не могут быть положены в обоснование отмены судебного акта, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2022 по делу N А73-12658/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12658/2022
Истец: АО "ВАНИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края, 6 ААС