г. Пермь |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А60-37565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Лесковец О.В., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТБО Экосервис"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2022 года
по делу N А60-37565/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания "АТЛАС" (ОГРН 1127422001794, ИНН 7422049790; далее - общество "ТК "Атлас")
к обществу с ограниченной ответственностью "ТБО Экосервис" (ОГРН 1156684003629, ИНН 6684021751; далее - общество "ТБО Экосервис")
об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по встречному иску общества "ТБО Экосервис"
к обществу "ТК "Атлас"
об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
при участии в судебном заседании:
от общества "ТК "Атлас": Макарова И.В., доверенность от 06.10.2022;
от общества "ТБО Экосервис": не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество "ТК "Атлас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "ТБО Экосервис" о внесении изменений с 01.06.2022 в приложение N 2 к договору от 01.01.2019 N 1055/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (в редакции дополнительного соглашения N 2), а именно:
N |
Адрес |
Место накопления ТКО |
Периодичность вывоза ТКО |
Тип контейнерного оборудования |
Кол-во контейнеров на площадке (объем контейнера) |
КОД по ФККО |
Наименование отхода |
Итого объем в месяц, м3 |
1 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 18 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 18 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
2 |
г. Новоуральск, ул. Автозаводская, д. 7 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Автозаводская. д. 7 |
3 раза в неделю (понедел ьник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
3 |
г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
4 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 17 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Комсомольская, д. 17 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
5 |
г. Новоуральск, ул. Корнилова, д. 4 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул.Корнилова, д. 4 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
6 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
7 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
8 |
г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
9 |
г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
10 |
г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
|
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
8,58 |
От общества "ТБО "Экосервис" поступил встречный иск к обществу "ТК "Атлас" с требованием о внесении изменений в приложение N 2 к договору в части периодичности вывоза ТКО и итогового месячного объема ТКО, а именно:
с января 2022 по август 2022:
N |
Адрес |
Место накопления ТКО |
Периодичность вывоза ТКО |
Тип контейнерного оборудования |
Кол-во контейнеров на площадке (объем контейнера) |
КОД по ФККО |
Наименование отхода |
Итого объем в месяц, м3 |
1 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 18 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 18 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
2 |
г. Новоуральск, ул. Автозаводская, д. 7 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Автозаводская. д. 7 |
3 раза в неделю (понедел ьник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
3 |
г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
4 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 17 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Комсомольская, д. 17 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
5 |
г. Новоуральск, ул. Корнилова, д. 4 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул.Корнилова, д. 4 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
6 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
7 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
8 |
г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
9 |
г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
- |
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
10 |
г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) |
|
0,75 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
9,75 |
с сентября 2022 по декабрь 2022 года
N |
Адрес |
Место накопления ТКО |
Периодичность вывоза ТКО |
Тип контейнерного оборудования |
Кол-во контейнеров на площадке (объем контейнера) |
КОД по ФККО |
Наименование отхода |
Итого объем в месяц, м3 |
1 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 18 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 18 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
2 |
г. Новоуральск, ул. Автозаводская, д. 7 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Автозаводская. д. 7 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
3 |
г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Театральный проезд, д. 5 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
4 |
г. Новоуральск, ул. Комсомольская, д. 17 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, Комсомольская, 17 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
5 |
г. Новоуральск, ул. Корнилова, д. 4 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул.Корнилова, д. 4 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
6 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 136 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
7 |
г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Ленина, д. 6 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
8 |
г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Победы, д. 5 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
9 |
г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, д. 5 |
Согласно СанПиН |
- |
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
10 |
г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 5 |
Согласно СанПиН |
|
0,66 |
735 10 0 01 72 5 7 35 100 02 72 5 |
73510001 72573510002725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
20,077 |
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "ТБО Экосервис" обратилось с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение изменить, принять новый судебный акт об изменении условий приложения N 2 к договору в редакции встречного иска с момента вступления решения в законную силу. Заявитель жалобы не согласен с отказом суда первой инстанции во внесении в договор условия о периодичности вывоза ТКО согласно СанПиН, настаивает на том, что периодичность вывоза ТКО должна соответствовать срокам временного накопления ТКО, установленным санитарными нормами и правилами, ссылается на сложившуюся по данному вопросу судебную практику. Кроме того, апеллянт считает, что судом первой инстанции изменения в договор неправомерно распространены на предшествующие судебному разбирательству периоды, а именно на период с 01.06.2022, тогда как по общему правилу договор в измененной редакции должен распространяться на правоотношения сторон с момента вступления решения в законную силу.
От общества "ТК "Атлас" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просило оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель общества "ТК "Атлас" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество "ТБО Экосервис" явку в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество "ТБО "Экосервис" с 01.01.2019 осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО.
Между обществом "ТК "Атлас" (потребитель) и обществом "ТБО "Экосервис" (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N 1055/ЮЛ.
В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 2 к договору.
В приложении N 2 к договору стороны согласовали способ расчета - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Дополнительным соглашением N 2 стороны согласовали изменение редакции приложения N 1 и приложения N 2 к договору. В соответствии с пунктом 4 указанного дополнительного соглашения оно вступает в силу с 11.12.2020.
В приложениях N 1 и 2 к договору (в том числе в редакции дополнительного соглашения) сторонами согласованы объекты потребителя, места накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница), объем контейнера на каждой площадке - 0,75 куб.м и итоговый месячный объем ТКО на каждой площадке - 9,75 куб.м.
После заключения договора потребителем на основании обращений регионального оператора заменены металлические контейнеры объемом 0,75 м3, на пластиковые евро-контейнеры объемом 0,66 м3, соответствующие изменения согласованы с органами местного самоуправления и внесены в реестры мест накопления ТКО.
Общество "ТК "Атлас" обратилось к региональному оператору с требованием об изменении условий договора исходя из измененного объема контейнеров.
Письмами от 12.04.2022, от 31.05.2022 общество "ТБО "Экосервис" отказало в изменении условий договора, сославшись на отсутствие раздельного накопления ТКО на объектах потребителя и наличие оснований для коммерческого учета объема ТКО исходя из норматива накопления.
Общество "ТК "Атлас", полагая отказ в изменении условий договора неправомерным, а действия регионального оператора, занимающего доминирующее положение на рынке по обращению с ТКО - направленными на навязывание невыгодных условий договора, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым иском об изменении условий договора в части объема контейнеров - 0,66 куб.м и объема ТКО в месяц - 8,58 куб.м, с 01.06.2022.
Общество "ТБО "Экосервис" в свою очередь обратилось с встречным иском о внесении изменений в договор путем установления с сентября 2022 г. периодичности вывоза ТКО "согласно СанПиН" и объема ТКО в месяц - 20,077 куб.м, ссылаясь на то, что установленная договором периодичность вывоза ТКО - 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница), не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21.
Рассмотрев требования первоначального и встречного исков, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения условий договора в части объема контейнеров и объема ТКО в месяц в редакции, предложенной обществом ТК "Атлас", и распространения данных условий договора на правоотношения сторон с 01.06.2022. В удовлетворении встречного иска суд первой инстанции отказал ввиду отсутствия достаточных оснований для изменения заключенного сторонами договора в указанной обществом "ТБО "Экосервис" части.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения, изложенные в отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителя общества "ТК "Атлас", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Как правильно указано судом первой инстанции, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом отсутствие раздельного накопления ТКО не свидетельствует об отсутствии возможности ведения учета ТКО согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ общества "ТБО "Экосервис" от внесения изменений в договор, сформулированный в письме от 31.05.2022, основан на неверном толковании норм права в области коммерческого учета объема и (или) массы ТКО.
В силу пунктов 1, 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил N 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В целях оценки заявки на включение контейнерной площадки в территориальную схему на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, согласно пункту 6 Правил N 1039 уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил N 1039 основанием отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1139).
Из вышеуказанных положений, пункта 8 Закона N 89-ФЗ, а также пунктов 12, 13 Правил N 1039 следует, что место (площадка) накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Место (площадка) накопления ТКО не может быть включено в Реестр мест (площадок) накопления ТКО в случае несоответствия данной площадки требованиям законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в частности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов и требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования.
Сам по себе факт включения места (площадки) накопления ТКО в Реестр предполагает согласование региональным оператором количества и объема размещенных (планируемых к размещению) на площадке контейнеров, заявленных собственником ТКО.
Замена контейнеров на евроконтейнеры меньшего объема фактически согласована уполномоченным органом путем внесения соответствующих изменений в реестр мест накопления ТКО, что подтверждается уведомлением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политики Администрации Новоуральского городского округа от 30.05.2022 N 5597/125-06-09.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В пункте 2 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание, что обществом "ТК "Атлас" замена контейнеров не только фактически произведена, но и согласована уполномоченным органом, что на объектах последнего как минимум с 01.06.2022 размещены контейнеры для сбора ТКО объемом 0,66 куб.м, из которых и осуществляется вывоз ТКО обществом "ТБО "Экосервис", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для внесения в условия договора изменений в части объема контейнеров путем приведения данного показателя в соответствие с фактически установленными на объектах контейнерами.
При этом исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьи 428 ГК РФ, разъяснениями пунктов 9 и 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости распространения указанного условия на правоотношения сторон начиная с 01.06.2022.
Суд первой инстанции учел, что фактическое уменьшение объема контейнеров при сохранении их количества приводит к снижению стоимости услуг общества "ТБО "Экосервис" вследствие уменьшения общего объема ТКО, в связи с чем последнее не заинтересовано в изменении соответствующего договорного условия. Вместе с тем такое изменение после заключения договора не должно приводить к необходимости расчета платы за услуги по обращению ТКО по ранее установленному объему контейнеров весь период действия договора по тому лишь основанию, что договор был заключен на определенный срок.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда первой инстанции правомерными, соответствующими конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора, недобросовестному поведению общества "ТБО "Экосервис", безосновательно уклонявшемуся от внесения изменений в договор со ссылками на отсутствие у общества "ТК "Атлас" раздельного накопления ТКО, при этом имея с последним заключенный договор с уже согласованным порядком учета объема услуг по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров 0,75 куб.м и располагая достоверной информацией о замене контейнеров на евроконтейнеры меньшего объема, в том числе с учетом направленных им самим писем о необходимости замены металлических контейнеров на евроконтейнеры с крышкой.
Апелляционный суд приходит к выводу, что исходя из характера изменения договора (пункт 3 статьи 453 ГК РФ) он может считаться измененным в части объема контейнеров не с момента вступления в законную силу решения, а с 01.06.2022, когда объективные обстоятельства оказания услуг по обращению с ТКО очевидно изменились и стали соответствовать испрашиваемой обществом "ТК "Атлас" редакции приложения N 2 к договору.
Доказательств того, что с 01.06.2022 фактически вывоз ТКО осуществлялся не из евроконтейнеров 0,66 куб.м, а из других емкостей большего объема, обществом "ТБО "Экосервис" в материалы дела не представлено. Учитывая доказанность замены контейнеров к 01.06.2022, суд апелляционной инстанции исходит из неопровергнутого другой стороной факта исполнения договора с июня 2022 г. на предлагаемых обществом "ТК "Атлас" условиях, в связи с чем препятствий для распространения соответствующих условий договора на правоотношения сторон с 01.06.2022 не усматривает.
Рассмотрев встречные требования общества "ТБО "Экосервис", суд первой инстанции не нашел достаточных оснований для их удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является периодичность и время вывоза ТКО.
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Суд первой инстанции указал, что Правила N 1156 не содержат конкретного срока (периодичности) вывоза ТКО, пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 установлен именно срок временного накопления несортированных ТКО исходя из температуры окружающей среды, а не периодичность и время вывоза ТКО. Суд сослался на то, что СанПиН различает понятия "срок временного накопления", используемое в пункте 11, на который в обоснование своей позиции ссылается общество "ТБО "Экосервис" и "вывоз": в отличие от пункта 11 пункт 13 СанПиН определена периодичность вывоза КБО исходя из температуры окружающей среды. Доводы об императивности периодичности вывоза ТКО в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 судом отклонены.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для изменения условий договора в соответствии с встречным иском, принимает во внимание следующее.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен сторонами 01.01.2019 в редакции, предусматривающей периодичность вывоза ТКО - 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Согласно пояснениям представителя общества "ТК "Атлас", документально не опровергнутым обществом "ТБО "Экосервис", с момента заключения договора вывоз ТКО осуществляется последним в соответствии с согласованной в договоре периодичностью.
До обращения общества "ТК "Атлас" с иском в суд об изменении договора в связи с изменившимися существенными условиями, связанными с заменой контейнеров, общество "ТБО "Экосервис" требований о внесении в договор изменений в части периодичности вывоза ТКО не заявляло, с соответствующим предложением к потребителю не обращалось. Каких-либо сомнений в обеспечении им соблюдения норм СанПиН у оператора все это время не возникало. Основания полагать, что фактически обществом "ТБО "Экосервис" осуществлялся ежедневный вывоз ТКО с объектов общества "ТК "Атлас", у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Как было указано выше, общество "ТБО "Экосервис" не заинтересовано в изменении договорного условия о меньшем объеме контейнеров при сохранении их количества, которое приводит к снижению общей месячной стоимости услуг. Суд апелляционной инстанции полагает, что путем обращения с встречным иском общество "ТБО "Экосервис" предприняло попытку нивелировать изменение условия об объеме контейнеров. Иных мотивов для обращения с встречным иском суд не усматривает. Обществом "ТБО "Экосервис" не представлено в материалы дела ни доказательств того, что согласованная сторонами периодичность вывоза ТКО не обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил, ни того, что самим обществом "ТБО "Экосервис" во исполнение требований СанПиН вывоз осуществляется чаще, чем согласовано сторонами.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее обстоятельство.
Установление в договоре периодичности вывоза ТКО "3 раза в неделю" само по себе не противоречит требованиям СанПиН и не исключает обязанность регионального оператора обеспечивать вывоз ТКО в соответствии с данными нормами и правилами и его право на предъявление к оплате фактического объема оказанных услуг в каждом конкретном расчетном периоде. При этом указание в приложении к договору на вывоз ТКО трижды в неделю и на итоговый объем ТКО в месяц в значении 8,58 куб.м отвечает конструкции абонентского договора и применимо для целей расчета усредненной ежемесячной платы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что внести изменения в периодичность вывоза общество "ТБО "Экосервис" просит в отношении периода с сентября по декабрь 2022 г., когда преобладающей в месте нахождения площадок накопления ТКО общества "ТК "Атлас" является температура ниже плюс 4 градусов, предполагающая срок накопления ТКО до 3 суток. Основания для согласования в договоре в указанные расчетные периоды общего объема услуг в месяц в значении 20,077 куб.м, соответствующем ежедневному вывозу ТКО, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, с учетом того, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы период, в отношении которого общество "ТБО "Экосервис" просит внести изменения в договор, почти истек и доказательств исполнения договора на измененных условиях последним не представлено, основания для внесения изменений в договор за предшествующий период у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Ссылки общества "ТБО "Экосервис" на судебные акты, принятые по результатам рассмотрения иных дел, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку установленные в них обстоятельства преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела по смыслу статьи 69 АПК РФ не имеют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции достаточных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2022 года по делу N А60-37565/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
О.В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37565/2022
Истец: ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ АТЛАС
Ответчик: ООО ТБО ЭКОСЕРВИС, ООО ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД