г. Москва |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А41-3491/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2022 по делу N А41-3491/22, по иску акционерного общества "Мособлгаз" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третьи лица: Прокуратура Московской области, МЧС по Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз" - Ларина О.И. по доверенности от 21.06.2021;
от Госжилинспекции Московской области" - извещены, представители не явились;
от Прокуратуры Московской области, МЧС по Московской области - извещены, представители не явились;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - общество, АО "Мособлгаз") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, управление, Госжилинспекция) об оспаривании пунктов 3 и 5 предписания от 25.10.2021 N 08ВХ/03-7740-3-13-2021/1.
Определением суда от 02.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Московской области, МЧС по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.10.2022 по делу N А41-3491/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
От Главного управления МЧС по Московской области потупил отзыв на апелляционную жалобу, в котором разрешение спора оставлено на усмотрение суда.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
25.10.2021 на основании распоряжения от 18.10.2021 N 08ВХ/03-7740-3-13-2021/1 управлением в отношении АО "Мособлгаз" проведена внеплановая документарная проверка с целью исполнения требований Егорьевской городской прокуратуры от 04.10.2021 N 08ВХ/03-7740 по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства специализированными организациями, осуществляющими деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО, расположенных на территории городского округа Егорьевск Московской области.
В ходе проведенной проверки установлено, среди прочего, что документов, подтверждающих наличие тяги в вентиляционных каналах в жилых помещениях, проверенных в соответствии с договорами о ТО ВКГО, не предоставлено; в представленном реестре средств контроля и измерений, контрольно-измерительного оборудования отсутствует информация о наличии контрольно-измерительного прибора для замера наличия тяги в вентиляционных и дымовых каналах, что предусмотрено минимальным перечнем выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
По результатам проверки составлен акт от 25.10.2021 N 08ВХ/03-7740-3-13-2021/1.
25.10.2021 управлением в связи с выявленными нарушениями АО "Мособлгаз" выдано предписание N 08ВХ/03-7740-3-13-2021/1, согласно которому общество обязано устранить выявленные нарушения в срок до 22.11.2021.
Не согласившись пунктами 3 и 5 предписания от 25.10.2021 N 08ВХ/03-7740-3-13-2021/1, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования предусмотрены Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям; "Исполнитель" - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 43 Правил, а также пунктом 12 минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, указанного в приложении к Правилам, предусмотрена обязанность Исполнителя по проверке наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом.
Информация о наличии тяги в дымовых и вентиляционных каналах отражается АО "Мособлгаз" в акте сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) - подпунктом "д" пункта 55 Правил.
Копии актов выполненных работ, содержащие в себе информацию о проверке АО "Мособлгаз" наличия тяги в вентиляционных и дымовых каналах, предоставлены в адрес Заинтересованного лица, что подтверждается письмом от 22.11.2021 N 7200/ЮВ/01.
Однако требование о наличии в акте выполненных работ заключения по результатам технического диагностирования газового оборудования (п. 3 Предписания) не основано на нормах права.
Ссылка заинтересованного лица на пункт 55 Правил, указанная в предписании, не применима к факту отсутствия документов, подтверждающих проведение поверки работы вентиляционных каналов измерительными приборами, т.к. содержит в себе только указание на содержание акта сдачи-приемки выполненных работ по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с пунктом 3.3.7 Производственной инструкции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования многоквартирных домов, домовладений и общественных зданий (помещений), утвержденной заместителем Генерального директора-главным инженером АО "Мособлгаз" от 14.02.2019, наличие тяги в дымовом канале проверяется с помощью анемометра или зажженной спички, поднесенной к тягопрерывателю водонагревателя. Если пламя затягивает в отверстие тягопрерывателя, тяга имеется.
Действующим законодательством наличие контрольно-измерительных приборов у специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание ВКГО для проверки наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, не предусмотрено.
В минимальном перечне также отсутствует требование производить проверку наличия тяги с помощью контрольно-измерительного приборов. Обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, пунктами 7.4.1 - 7.4.3 СП 60.13330.2020 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" установлены требования к расходу приточного воздуха (наружного или смеси наружного и рециркуляционного), т.е. не вытяжного воздуха, а также критерии расчета приточного воздуха.
Более того, согласно п. 1.1 СП 60.13330.2020, настоящий Свод правил распространяется на проектирование систем внутреннего тепло- и холодоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых зданиях, общественных, высотой не более 50 м и жилых зданиях, высотой не более 75-м, включая многофункциональные здания и здания одного функционального назначения.
Таким образом, данным документом, требования к определению актуального расхода вытяжного воздуха в процессе эксплуатации системы вентиляции и дымоудаления в существующем жилом здании в СП 60.13330.2020 отсутствуют, и, к требованиям о предоставлении документов, подтверждающих проведение поверки измерительными приборами, не относятся.
Ссылка на п. 95 Правил не может быть принята во внимание в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 95 Правил, специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны быть оснащены средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке.
Согласно пункту 2 Правил, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.
В соответствии с пунктом 4 Правил безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
В соответствии с пунктом 8 Правил проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования собственниками (пользователями, нанимателями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
В соответствии с пунктом 9 Правил работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил.
Ответственными лицами за выполнение работ по проверке состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов являются лица, ответственные за содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также специализированные организации, с которыми собственниками (пользователями, нанимателями) жилых помещений заключены договоры об их проверке.
В соответствии с пунктами 11, 12 Правил надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается: а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы; б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования; б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов; в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования это самостоятельный комплекс работ, выполняемый специализированной или иной организацией на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключенного с собственниками (пользователями, нанимателями) помещений, в которых размещено такое оборудование.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом приведенных норм законодательства и установленных по делу фактических обстоятельств, АО "Мособлгаз" не является организацией, осуществляющей деятельность по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, договоров на оказание данного вида работ не заключало.
Работы по выполнению технического диагностированию газового оборудования не являются предметом договоров о техническом обслуживании, ремонте внутриквартирного газового оборудования, заключаемых между АО "Мособлгаз" и собственниками.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Таким образом, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты 3 и 5 предписания являются незаконными и подлежат отмене, поскольку выдано ненадлежащему лицу.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2022 по делу N А41-3491/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3491/2022
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: ГУ МО "ГЖИ МО"
Третье лицо: ГУ ГИМС МЧС России по МО, ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ГУ МЧС России по МО