г. Красноярск |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А33-21153/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Публичного акционерного общества "Россети Сибирь"): Тарасовой Е.А., представителя по доверенности от 21.04.2022 N 24/114, паспорт, диплом;
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Блинцовой А.С., представителя по доверенности от 18.04.2022 N 29, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" октября 2022 года по делу N А33-21153/2022
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - ответчик) об отмене и постановления от 26.07.2022 N 024/04/9.21-114/2022.
Заявление принято к производству суда. Определением от 23.08.2022 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тыганова Анфиса Валерьевна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2022 оспариваемое постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия об административном правонарушении изменено в части установленного административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб., снижен его размер до 300 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что снижение штрафа в до 300 000 рублей не отвечает целям административного наказания.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гр. Тыгановой А.В. (вх. N 23581 от 22.12.2021) на действия ПАО "Россети Сибирь", выразившиеся в нарушении установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта заявителя, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, сельское поселение Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, ул. Центральная, уч. 54, кадастровый номер земельного участка 24:11:0290104:1325 (Объект).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Тыгановой А.В. 03.03.2021 направлена заявка на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств ВРУ для энергоснабжения жилого дома Тыгановой А.В., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, сельское поселение Солонцовский сельсовет, с. Дрокино, ул. Центральная, уч. 54, земли общего пользования, мощность энергопринимающих устройств 15.0 кВт, при напряжении 0,4 кВ, категория надежности электроснабжения III.
ПАО "Россети Сибирь" в ответ на поступившее заявление направило в адрес Тыгановой А.В. условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технологические условия N 8000448957 для присоединения к электрическим сетям филиала ПАО "Россети Сибирь" - Красноярскэнерго (далее - Технологические условия).
Согласно представленным пояснениям ПАО "Россети Сибирь" (вх. N 2314 от 09.02.2022), между филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" и заявителем Тыгановои А.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя от 11.03.2021 N 20.2400.1170.21 жилого дома, Красноярский край, муниципальный район Емельяновский, сельское поселение Солонцовский сельсовет, село Дрокино, улица Центральная, участок 54, кадастровый номер земельного участка 24:11:0290104:1325., по которому на сетевую организацию возложены следующие мероприятия: строительство ВЛИ-0,4кВ L=50 м.
Как следует из пояснений ПАО "Россети Сибирь", обязательства по договору перед заявителем не были исполнены за недостатком финансирования, а также в виду наличия таких объективных обстоятельств, как осуществление только лишь деятельности по передаче электрической энергии и проведению аварийных и восстановительных работ в период с апреля по август 2020 года.
Кроме того, в пояснениях ПАО "Россети Сибирь" указывает на то, что поскольку договор является публичной офертой, то независимо от наличия у общества финансовых средств и технической возможности оно обязано заключить договор со всеми желающими.
В пункте 11 условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям указано о том, что размер платы на технологическое присоединение составляет 550 руб.
Согласно пункту 6 договора срок технологического присоединения Объекта заявителя составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 11.09.2021.
К договору приложены технические условия N 8000448957. Согласно пункту 7 точкой присоединения является: проектируемая линия ВЛ 0,4кВ Л-3 от КСТП N 64-2-38, присоединяемая от ЛЭП ф.64-2 ПС N 64 "Дрокино" 35/10 кВ.
Согласно пункту 10 Технических условий сетевая организация осуществляет:
строительство ЛЭП 0,4кВ от точки, указанной в пункте 7 до точки присоединения, находящейся не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя. Способ прокладки, марка и сечение провода определяются проектом;
определяет проектом необходимость установки укоса на отпаечной опоре ВЛ 0,4кВ Л-3 от КСТП 64-2-38 с. Дрокино;
- выполняет монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет следующие мероприятия:
ввод от комплекса коммерческого учета электрической энергии энергопринимающих устройств Объекта кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП;
фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 7 условий типового договора N 20.2400.1170.21 сетевая организация обязуется не позднее трех рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, с соблюдением срока, указанного в технических условия, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности.
В соответствии с пунктом 13 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Тыгановой А.В. составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Как следует из пояснений потерпевшей (вх.N 2655 от 15.02.2022), на настоящий момент технологическое присоединение не осуществлено, с даты отправки жалобы изменений нет.
В пояснениях (вх.N 2314 от 09.02.2022) ПАО "Россети Сибирь" указывает, что в связи с дефицитом источника финансирования выполнение данного договора не могло быть выполнено в 6-месячный срок. Плановый срок выполнения мероприятий-3 квартал 2022 года.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела 26.07.2022, защитник ПАО "Россети Сибирь" пояснил, что на дату рассмотрения фактическое технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям не осуществлено.
В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению указанного объекта к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" в установленный договором срок не выполнены, ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 04.04.2022022 N 024/04/9.21-114/2022.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26.07.2022 N 024/04/9.21-114/2022 ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, срока привлечения к административной ответственности, а также наличие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции установлены.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил (в редакции, действовавшей в период привлечения к административной ответственности) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Пункты 7, 18 Правил технологического присоединения предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий потребителем и сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, между филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Красноярскэнерго" и заявителем Тыгановой А.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя от 11.03.2021 N 20.2400.1170.21 жилого дома, Красноярский край, муниципальный район Емельяновский, сельское поселение Солонцовский сельсовет, село Дрокино, улица Центральная, участок 54, кадастровый номер земельного участка 24:11:0290104:1325., по которому на сетевую организацию возложены следующие мероприятия: строительство ВЛИ-0,4кВ L=50 м.
Согласно пункту 6 договора срок технологического присоединения Объекта заявителя составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 11.09.2021.
Доказательств осуществления ПАО "Россети Сибирь" мероприятий по технологическому присоединению объекта к электрическим сетям в установленный договором срок (до 11.09.2021) в материалы дела на момент рассмотрения антимонопольным органом жалобы не представлено; материалы судебного дела указанные документы также не содержат.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта гражданина в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Апелляционным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
Таким образом, вина заявителя является доказанной.
Установив повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, суд первой инстанции указал на правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и соблюдения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Данные обстоятельства обществом по существу на стадии апелляционного обжалования не оспариваются.
Основания для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.
Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не могут быть применены, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства и привлекается к административной ответственности не впервые.
Административный штраф назначен административным органом в размере 600 000 рублей с учетом отягчающих обстоятельств - повторное совершение правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание неудовлетворительное финансовое положение общества, снизил размер административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи закона, до 300000 рублей.
По утверждению административного органа, снижение штрафа не отвечает целям административного наказания.
Апелляционный суд, оценив указанные ответчиком обстоятельства, отклоняет указанный довод апелляционной жалобы на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
ПАО "Россети Сибирь" заявляло доводы о своем тяжелом материальном положении в ходе рассмотрения дела, указывало на отсутствие источника финансирования необходимого для реализации инвестиционной программы, что подтверждается письменными пояснениями, представленными в ходе рассмотрения дела. Таким образом, доводы УФАС по Красноярскому краю не соответствуют действительности.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что с учетом финансового и имущественного положения общества, установлено наличие обстоятельств, позволяющих уменьшить размер назначенного наказания ниже низшего предела (тяжелое финансовое состояние, убыточная деятельность общества), отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения, принимая во внимание общие критерии назначения административного наказания - дифференцированность, соразмерность, характера совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, справедливым является снижение размера административного штрафа в два раза - до 300000 рублей.
Таким образом, правовые основания для снижения размера административного штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, ниже низшего предела размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установлены судом первой инстанции, подтверждены материалами дела. При этом данный размер штрафа не может быть изменен судом апелляционной инстанции в сторону его увеличения, поскольку это приведет к ухудшению положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" октября 2022 года по делу N А33-21153/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21153/2022
Истец: ПАО "Россети Сибирь""
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: Тыганова А В, АО Почта России, ГУ Отдел адресно-справочной работы управления по вопросам миграции МВД России по Красноярскому краю