город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2022 г. |
дело N А53-27072/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от ответчика - представитель Затулеева О.А. по доверенности от 11 ноября 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.11.2022 по делу N А53-27072/2022
по иску Департамента транспорта города Ростова-на-Дону
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг" (ИНН 1833045960), переименованному в общество с ограниченной ответственностью "РТК",
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта города Ростова-на-Дону обратился в суд с требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг" о взыскании штрафа в размере 859 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение условий муниципальных контрактов, заключенных между Департаментом транспорта и обществом с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг", ответчик систематически нарушал условия в части, касающейся количества транспортных средств, подлежащих выпуску на линию, проезда множества остановочных пунктов, нарушения, касающиеся чистоты транспортных средств, кондиционирования и ряда других условий.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2022 исковые требования удовлетворены в части. Суд, признав факт нарушения ответчиком условий контрактов, взыскал неустойку в размере 214 750 рублей. Размер неустойки снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании соответствующего заявления ответчика.
На указанное решение подана апелляционная жалоба истцом, в которой он просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска о взыскании штрафа в полном объеме в размере 859 000 рублей. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд необоснованно снизил размер неустойки, установленный муниципальными контрактами. Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения. Суд не учел, что в Департамент транспорта регулярно поступают обращения граждан по нарушениям перевозчика. При таком снижении неустойки должник не стимулируется к надлежащему исполнению обязательств.
На апелляционную жалобу поступил отзыв ответчика, в котором указано на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Апелляционный суд принимает к сведению переименование общества с ограниченной ответственностью "Ипопат-Юг" в общество с ограниченной ответственностью "РТК" с 11.11.2022.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Истец, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, представителя в апелляционный суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Поскольку решение суда обжаловано только в части размера присуждения неустойки и апеллянтом не оспаривается законность и обоснованность решения относительно установления фактических обстоятельств дела, в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Департаментом транспорта города Ростов-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (истец, заказчик) ООО "Ипопат-Юг" (ответчик, перевозчик) по результатам открытого конкурса были заключены: муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 82 Гл. ЖДВ - пос. Александрова от 08.10.2018; муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 93 ГПЗ-10-завод "Алмаз" от 05.10.2018; муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 56 ЖК "Европейский" - В.Темерник от 05.10.2018; муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 94 ГПЗ-10 - пр. Сельмаш - ГПЗ-10, N 96 ГПЗ-10-пр.Сельмаш- ГПЗ-10 от 05.10.2018; муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 26 Ц.Рынок - мкр. Левенцовский от 05.10.2018 (далее по тексту - Контракты 1).
Предметом вышеуказанных Контрактов 1, согласно пункту 1.1, является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулярным тарифам по муниципальным маршрутам в соответствии с требованиями Контрактов 1.
Согласно пункту 1.2 Контрактов 1, наименования, виды работ, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, место выполнения работ, и другие условия исполнения контракта определяются в Техническом задании (приложение N 1 к Контрактам 1).
Согласно пункту 6.2.1 Контрактов 1, Перевозчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнять работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту города Ростова-на-Дону в соответствии с условиями муниципального контракта, технического задания, конкурсной заявкой.
В силу пункта 6.2.2 Контрактов 1 Перевозчик обязался осуществлять перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации, Ростовской области и муниципальных правовых актов города Ростова-на-Дону, регулирующих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также в соответствии с требованиями правовых актов Заказчика.
В соответствии с пунктом 6.2.4 Контрактов 1, Перевозчик обязан обеспечить выполнение перевозки количеством ТС и в количестве графиков, определенном Техническим заданием к Контрактам 1, с соблюдением времени начала и окончания работы на маршруте. Обеспечить выполнение утвержденного Заказчиком расписания.
Согласно пункту 6.2.9 Контрактов 1 Перевозчик обязан в течение всего срока действия контракта не допускать ухудшения соответствующих параметров и требований к транспортным средствам, изменения условий организации и осуществления перевозок пассажиров по сравнению с теми параметрами и условиями, которые указаны в заявке на участие в открытом конкурсе, по итогам которого заключен настоящий контракт.
В соответствии с пунктом 5.1.6 Контрактов Заказчик вправе в любое время проверять выполнение Перевозчиком условий Контрактов, запрашивать и получать необходимую для этого информацию, проверять работу Перевозчика на любом этапе хозяйственно-экономической деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и выполнением обязательств, контролировать качество предоставляемых пассажирам услуг.
В силу подпункта 3.2.11 пункта 3.2 Технического задания Контрактов 1 Перевозчик обязан обеспечить работу подвижного состава на маршруте регулярных перевозок в системе спутниковой навигации Центральной диспетчерской службы (далее - ЦДС) через подключение оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленного на каждой единице подвижного состава в соответствии с требованиями действующего законодательства, к оборудованию ЦДС. Контроль выполнения перевозчиком объемов перевозки, в том числе учет количества подвижного состава, работающего на маршруте, учет выполнения графиков, количества рейсов и расписания движения осуществляется по информации ЦЦС, полученной через систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону N 655 от 18.06.2013 (далее - Постановление) было создано МБУ "Центр ИТС".
Согласно подпункту 2.2. Постановления к основному виду деятельности МБУ "Центр ИТС" относится выполнение функций оператора городской системы мониторинга и диспетчеризации автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающего в режиме реального времени, в рамках переданных полномочий, контроль и оперативное управление движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров на территории города.
Таким образом, в силу пункта 3.2, подпункта 3.2.11 Технического задания, подпункта 2.2. Постановления, контроль выполнения перевозчиком объемов перевозки, в том числе учет количества подвижного состава, работающего на маршруте, учет выполнения графиков, количества рейсов и расписания движения осуществляется по информации МБУ "Центр ИТС", осуществляющего функции ЦЦС, полученной через систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
По результатам проведенных контрольных мероприятий за соблюдением Перевозчиком условий Контрактов 1 и на основании Информации МБУ "Центр ИТС", осуществляющего функции ЦЦС, Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону установлены факты неоднократного неисполнения (ненадлежащего исполнения) Контрактов 1, а именно, нарушены следующие пункты Технического задания:
пункты 1.9.1, 1.9,2 в части осуществления Перевозчиком выпуска ТС на маршрут в количестве ином, чем предусмотрено требованиями Контрактов;
пункт 1.3 в части осуществления Перевозчиком проезда множества остановочных пунктов;
пункт 1. 1 0 в части окончания работы маршруты раньше, чем предусмотрено графиком;
пункт 3.2.16 в части допущения к работе на маршруте регулярных перевозок подвижной состав только чистым, с убранным салоном, исправными сидениями, в летнее время-работающими кондиционерами, салон ТС должен быть укомплектован сидениями, состояние должно соответствовать нормам технической безопасности, обеспечена целостность внутренних кузовных элементов;
пункт 3.2.15 в части использования на маршруте регулярных перевозок и допущения к работе только ТС в технически исправном состоянии;
пункт 1.8.6 в части использования на маршруте регулярных перевозок ТС в летнее время с системами кондиционирования воздуха;
пункт 6.2.9 в части не допущения ухудшения соответствующих параметров и требований к ТС в течение всего срока действия настоящего контракта;
пункт 3.2.7 в части использования ТС, эксплуатируемых на маршруте, с системами кондиционирования.
Претензии, перечень нарушений (приложение N 1 к претензии) и материалы проверок приложены истцом к исковому заявлению.
Пунктом 7.7 Контракта, предусмотрена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Перевозчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размере 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
Вместе с тем, между Истцом и Ответчиком по результатам открытого конкурса также были заключены: муниципальный контракт N 39/20 от 25.05.2020 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам; муниципальный контракт N 65/20 от 27.10.2020 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам (далее по тексту - Контракты 2).
Согласно пункту 1.1 Контрактов 2, Перевозчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контрактам 2.
Согласно пункту 6 Приложения N 1 к Контрактам 2, графики движения (выходы) транспортных средств приведены в приложении 2 приложения N 1 к Контракту. Графики движения (выходы) транспортных средств установлены отдельно в отношении каждого муниципального маршрута.
В соответствии с Приложением N 8 к Контрактам 2 Заказчик осуществляет контроль исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, посредством линейного контроля и (или) оперативного контроля.
Пунктом 1 Приложения N 8 к Контрактам 2 установлено, что линейный контроль производится Заказчиком самостоятельно, либо совместно с уполномоченными контрольно-надзорными органами.
Пунктом 2 Приложения N 8 к Контрактам 2 установлено, что оперативный контроль осуществляется Заказчиком посредством системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, систем видеонаблюдения и других технических средств объективного контроля, учет выполнения Подрядчиком объемов перевозки, в том числе учет параметров движения осуществляется по информации МБУ "Центр ИТС", осуществляющей функции ЦЦС, по данным системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Приложения N 8 к Контрактам 2 при проведении контроля Заказчиком проверяется соблюдение Перевозчиком обязательства по выпуску ТС в количестве, установленном Контрактом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Приложения N 8 к Контрактам 2 при проведении контроля Заказчиком проверяется соблюдение Перевозчиком требований к техническому состоянию ТС. Стекла окон ТС должны быть прозрачными и не иметь трещин. Системы кондиционирования воздуха должны находиться в исправном состоянии.
Приложением N 1 к Приложению N 8 к Контрактам 2 установлено максимальное количество отступлений от требований к качеству осуществления перевозок.
В соответствии с Приложением N 8 к Контрактам 2 в случае, если в рамках установленного объема работ (километров пробега, часов работы транспортных средств, количества перевезенных пассажиров) Подрядчик совершил отступлений от требований Контракта больше максимального количества, предусмотренного Приложением N 1 к Приложению N 8, Подрядчик уплачивает штраф в сумме, указанной в пункте 9.7 Контрактов 2.
Размер штрафа, указанный в пункте 9.7 Контрактов 2, составляет 1000,00 рублей. Подрядчиком вышеуказанный пункт неоднократно нарушался. Факты нарушения подтверждены информацией ЦЦС, а также актами проверки транспортных средств Департамента.
По фактам вышеуказанных нарушений Контрактов 1 и Контрактов 2 Истцом в адрес Ответчика были направлены претензии N N 261-22, 262-22, 263-22, 264-22, 265-22,266-22,267-22,316-22,317-22,318-22,319-22,320-22,321-22,322-22,372-22, 373-22, 374-22, 375-22, 376-22, 377-22, 378-22 с требованием об уплате в добровольном порядке в бюджет города штрафа, общая сумма которого составляет 859 000 (восемьсот пятьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно информации с сайта https://www.pochta.ru/tracking, претензии Ответчиком получены. Реестр претензий (содержащий номер, дату, период нарушений, сумму претензии; номер почтового идентификатора, дату отправки претензии Истцом и дату их получения Ответчиком), Реестры отправленной корреспонденции и информация с сайта https://www.pochta.ru/tracking приложены к исковому заявлению.
В досудебном порядке вышеуказанные штрафы Ответчиком оплачены не были.
В соответствии с пунктами 8.3, 8.4 Контрактов 1 и Контрактов 2, срок рассмотрения претензий не может превышать 20 (двадцати) календарных дней с момента их получения. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке спор разрешается в судебном порядке.
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта города Ростова-на-Дону, утвержденным Решением Ростовской-на-Дону Думы от 21.06.2011 N 138, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.
За период с 01.04.2022 по 30.06.2022 непосредственно в адрес Департамента транспорта города Ростова-на-Дону поступило 14 обращений граждан в письменной форме на работу перевозчика ООО "Ипопат-Юг". Количество устных жалоб, поступивших на горячую линию колл-центра по вопросам транспортного обслуживания в указанный период, составило 975 жалоб.
Неоднократное несоблюдение транспортными предприятиями условий муниципальных контрактов приводит к грубому нарушению интересов и прав граждан города Ростова-на-Дону на получение комфортного, безопасного и качественного транспортного обслуживания.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
По результатам проведенных контрольных мероприятий за соблюдением перевозчиком условий контрактов на основании информации МБУ "Центр ИТС", осуществляющего функции Центральной диспетчерской службы (ЦЦС) полученной через систему ГЛОНАСС - "Информация по выпуску подвижного состава на городские маршруты по данным спутниковой навигации" (прилагается к исковому заявлению), Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону установлены факты неисполнения (ненадлежащего исполнения) Контракта, а именно, нарушены пункты 1.9.1, 1.9.2 Технического задания (приложение N 1 к контрактам), ответчик осуществил выпуск транспортных средств на маршрут в количестве меньшем, чем предусмотрено требованиями контрактов. Перечень нарушений (приложение N 1 к претензии) приложен к исковому заявлению.
Доказательств недостоверности соответствующих сведений либо опровергающих представленные департаментом сведения ответчиком суду первой инстанции не представлено.
Пунктом 7.7 Контракта, предусмотрена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Перевозчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (включительно).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного права.
В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации при определении размера штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, суд первой инстанции учел баланс между мерой ответственности, применяемой к ответчику, и оценкой возможных финансовых и иных негативных последствий для каждой из сторон, компенсационный характер неустойки, в рамках дискреционного усмотрения правомерно снизив размер штрафа. Возможность снижения штрафа и размер такого снижения относятся к дискреционным полномочиям суда первой инстанции, согласно которым суд при наличии установленных законом условий по своему усмотрению определяет размер, на который подлежит снижению сумма штрафа.
Кроме того, исходя из принципа правовой определенности решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2022 по делу N А53-27072/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27072/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: ООО "Ипопат-Юг", ООО "ИПОПАТ-ЮГ"
Третье лицо: ООО "РТК"