г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А40-150889/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, Ю.Н. Кухаренко
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 октября 2022 года по делу N А40-150889/22, принятое судьей Хаустовой Н.И., по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284)
о взыскании 2 206 рублей 22 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Савицкий К.О. по доверенности от 11.12.2020
от ответчика: Баширова Р.А. по доверенности N 207/4 от 12.10.2022
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 2 206 рублей 22 копеек.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.10.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 19.12.2022 представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик возражал против удовлетворения жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, иск заявлен в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по Государственному контракту на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны РФ во внутригосударственном сообщении от 10.12.2020 N 257/6/11296/4181427.
Согласно пункту 2.1 указанного контракта ОАО "РЖД" оказывает подразделениям МО РФ услуги по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, воинских и специальных железнодорожных перевозок, а так же перевозок домашних вещей, собственных пассажирских вагонов Заказчика в составе грузовых поездов с отдельным локомотивом грузовой скоростью, привлечение подвижного состава в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
26.06.2021 в 02 ч. 57 мин. (суббота) в адрес войсковой части Министерства обороны РФ (в/ч 55443) на станцию Тула 1 Курская Московской железной дороги воинским транспортом прибыл вагон N 29160405 переправляемый по дорожной ведомости N Ф077024. Вагон прибыл без нарушения срока доставки (срок доставки истекает 07.06.2021) и простаивал на инфраструктуре ОАО "РЖД" в ожидании выгрузки.
Согласно ст. 34 УЖТ Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов.
Однако уведомить грузополучателя о прибытии спорного вагона 26.06.2021 не удалось, о чем перевозчиком составлен АОФ ф. ГУ-23ВЦ N 1460 который подписан приемосдатчиком и начальником станции назначения.
Уведомить грузополучателя о прибытии спорного вагона удалось лишь 28.06.2021 в 11 ч. 29 мин. (понедельник), о чем также составлен АОФ ф. ГУ-23ВЦ N 1475, после чего спорный вагон был незамедлительно подан под грузовые операции, о чем также свидетельствуют: памятка приемосдатчика на подачу вагона N 5; памятка приемосдатчика на уборку вагона N 6; ведомость подачи и уборки вагонов N 066021.
В соответствии с условиями Государственного контракта и Постановления Правительства N 1590 началом периода использования привлеченного вагона является дата по заявке (на станции погрузки), окончанием периода привлечения является дата завершения грузовой операции (на станции выгрузки). Плата компенсации за использование привлеченных вагонов рассчитывается за каждые сутки как в перевозочном процессе, так и под грузовыми операциями.
Согласно п. 5.7 Порядка исполнения государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 10.12.2020 N 257/6/11296/4181427" при задержке на железнодорожной станции подачи, приема привлеченного Исполнителем вагона (контейнера) под перевозку воинского груза на дату, указанную в заявке на погрузку, или на дату окончания учебной погрузки Исполнителю компенсируется плата за использование привлеченных вагонов и путей общего пользования в порядке, установленном пунктом 5.3 Приложения 1 к Контракту, за время с даты первоначального заявленного срока погрузки/даты окончания учебной погрузки до даты подачи вагона под грузовую операцию.
Согласно абз. 3 п. 5.3 Приложение N 1 к Госконтракту при задержках подвижного состава по причинам, зависящим от Получателя Услуг, перевозчику компенсируется плата за время ожидания подачи вагонов под погрузку/выгрузку.
Согласно п. 5.8 Госконтракта окончанием привлечения подвижного состава для Заказчика является завершение перевозки и (или) грузовых операций, возврата на выставочные пути железнодорожного пути необщего пользования по договору на эксплуатацию пути/на подачу и уборку вагонов (в том числе раскредитование перевозочных документов и/или прием-передача подвижного состава на основании подписанных Сторонами первичных документов).
Грузополучатель представил форму N 2 для раскредитования перевозочного документа лишь от 28.06.2021 (понедельник).
На основании изложенного истцом произведен расчет компенсации за задержку привлеченного подвижного состава.
Плата за использование одного крытого привлеченного вагона собственности ПАО "Первая грузовая компания" рассчитана перевозчиком по формуле N 5 Постановления N 1590 и с учетом НДС составляет 2 206 рублей 22 копейки.
1 кр. х 1 сут. х 1 838 рублей 52 копейки = 1 838 рублей 52 копейки, без учета НДС, где - 1 838 рублей 52 копейки - размер ставки привлечения подвижного состава согласно Приложению N 30 к Государственному контракту.
Начисление платы за использование привлеченного вагона N 29160405 произведено по накопительной ведомости от 30.06.2021 N 300658 с приложением требования-накладной формы-2 в счет оплаты.
Однако Московским управлением военных сообщений в шестой пятидневке сентября 2021 г. произведен отказ от акцепта на сумму 2 206 рублей 22 копейки, начисленную за привлечение подвижного состава под грузовыми операциями в отчетном июне 2021 года.
Указанная сумма снята с акцепта по накопительной ведомости, что подтверждено детализацией по начисленным суммам за привлечение подвижного состава под грузовыми операциями за шестую пятидневку сентября 2021 года, представленную в табличной форме в адрес Московского ТЦФТО.
Первичные документы, по которым произведен отказ от акцепта, в адрес ОАО "РЖД" не возвращены.
В адрес ответчика заказным письмом была направлена претензия N ИСХ-17734/МСК ТЦФТО от 17.12.2021 с требованием об уплате задолженности.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В ответ на претензию истца, письмом от 01.02.2022 N 257/12/818 Министерство обороны Российской Федерации сообщило ОАО "РЖД" об отказе в удовлетворении требований Претензии в добровольном порядке указав: "Формула 5 не предусматриваем платы за привлечение подвижного состава. Согласно указанной формуле определяется стоимость компенсации в случае задержки привлеченного подвижного состава, в том числе в процессе перевозки или подачи под грузовые операции, по причинам независящим от перевозчика. В данном случае вагон был задержан перевозчиком после завершения перевозочного процесса в процессе подачи вагона под выгрузку.
В соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 10 декабря 2020 г. N 257/6/1 1296/4181427 (действие которого распространено на период с 21 сентября 2020 г.) для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лип, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация):
в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика);
в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки,
в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Вагоны N 52080686 прибывали на станцию Тула 1-Курская и поданы для выполнения грузовых операций (выгрузка) 06.06.2021 в 01.18 часа.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
В расчете исковых требований ОАО "РЖД" не указало нормативный срок доставки перевозимого груза, который является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и имеет определяющее значение при ее начислении.
В предъявленных к оплате и неакцептованных счетах ОАО "РЖД" указало, что начислена компенсация.
В накопительных ведомостях ОАО "РЖД" указало, что начислена плата за использование привлеченного состава.
Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от Заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, ОАО "РЖД" не представило в материалы дела, как и документов, подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Министерству обороны компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется.
С момента завершения грузовой операции ОАО "РЖД" вправе было убрать погруженный вагон с ж.д. пути необщего пользования и осуществлять перевозочный процесс.
Сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов, порожних вагонов.
Таким образом, срок выполнения операций, связанных с погрузкой, включен в нормативный срок доставки груза.
При этом в плату за перевозку включается плата за использование привлеченного подвижного состава.
Согласно абз. 1 п. 1 Постановления N 1590 и Контракту Исполнитель услуг на основании аукциона привлекает принадлежащий владельцам железнодорожный подвижной состав для выполнения воинских перевозок. Распоряжение Правительства от 07.07.2018 N 1405-р и Особенности тарификации не относят использование привлеченного подвижного состава к дополнительным услугам.
Согласно формуле 1 п.п. а) п. 4 Особенностей тарификации в расчет платы за перевозку воинских грузов включаются: стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов (тарифы), стоимость дополнительных услуг, плата за использование привлеченного подвижного состава.
Таким образом, именно нормативный срок является максимальным сроком, за который на основании перевозочного документа может быть начислена плата за перевозку (включающая тарифы, стоимость дополнительных услуг и плату за использование привлеченного подвижного состава). Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
После окончания нормативного срока доставки груза, указанного перевозчиком в перевозочных документах, плата за перевозку, включающая плату за привлечение вагонов, п. 4 Особенностей тарификации не предусмотрена и начислению не подлежит. Таким образом, после завершения перевозочного процесса, прибытия вагона на ж.д. станцию назначения и раскредитования перевозочных документов, начисление Заказчику платы за использование привлеченных вагонов на основании перевозочных документов не представляется возможным ввиду отсутствия основания для такого начисления.
После завершения перевозочного процесса добор платы за использование привлеченных вагонов возможен исключительно в случае своевременной доставки груза и выгрузки вагонов, начавшейся в сутки подачи вагонов под выгрузку и завершенной грузополучателем в следующие сутки без задержки вагонов под выгрузкой (т.е. осуществленной в пределах нормативного времени нахождения вагонов под выгрузкой, но переходящей на следующие сутки выгрузке вагонов) согласно ведомости подачи и уборки вагонов (в дальнейшем включаемой в накопительную ведомость).
Если вагоны не были своевременно доставлены грузополучателю Министерства обороны перевозчиком по причинам, не зависящим от Заказчика, компенсация за задержку вагонов в перевозочном процессе начислению не подлежит. Возложение на Министерство обороны обязанности по возмещению ОАО "РЖД" стоимости привлеченного им подвижного состава в случае допущенного по не зависящим от Министерства обороны причинам увеличения срока доставки груза противоречит действующему законодательству.
В случае нарушения сроков доставки грузов по причинам, зависящим от третьих лиц, ОАО "РЖД" вправе взыскать с таких лиц убытки, причиненные ему выплатой собственнику вагонов стоимости их использования.
Если вагоны не были задержаны Министерством обороны в процессе подачи и уборки вагонов под грузовые операции, компенсация начислению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению исходя из следующего.
Вагоны N 52080686 прибывали на станцию Гула 1-Курская и поданы для выполнения грузовых операций (выгрузка) 06.06.2021 в 01.18 часа.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Так в расчете исковых требований ОАО "РЖД" не указало нормативный срок доставки перевозимого груза, который является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и имеет определяющее значение при ее начислении.
В предъявленных к оплате и неакцептованных счетах ОАО "РЖД" указало, что начислена компенсация.
В накопительных ведомостях ОАО "РЖД" указало, что начислена плата за использование привлеченного состава.
Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от Заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, ОАО "РЖД" не представило в материалы дела, как и документов, подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Министерству обороны компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2022 года по делу N А40-150889/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150889/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ