город Москва |
|
19 декабря 2022 г. |
дело N А40-132050/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-132050/22
по заявлению ООО "Эктохим"
к Центральной энергетической таможне
о возложении обязанности;
при участии:
от заявителя - Никлонская А.В. по доверенности от 26.09.2022, Ильин А.А. по доверенности от 17.05.2022;
от заинтересованного лица - Акопян Р.Л. по доверенности от 21.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 на таможенный орган возложена обязанность возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные платежи, сборы и пени в размере 290.169.323, 41 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества поддержал решение суда первой инстанции, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Эктохим" в Центральную энергетическую таможню с применением временного периодического таможенного декларирования в период с августа 2020 по декабрь 2021 года поданы временные декларации N 10006060/220921/0096306, 10006060/271020/0100849, 10006060/280121/0007477, 10006060/280820/0080381, 10006060/240521/0049958, 10006060/271020/0100863, 10006060/241220/0122578, 10006060/271120/0112444, 10006060/280121/0007461, 10006060/200421/0038004, 10006060/270721/0074772, 10006060/260421/0039967, 10006060/270721/0074781, 10006060/120820/0074685, 10006060/240221/0016667, 10006060/280820/0080396, 10006060/260421/0039948, 10006060/270921/0098275, 10006060/220921/0096317, 10006060/240221/0016625, 10006060/151020/0097094, 10006060/151020/0097081, 10006060/291021/0111789, 10006060/231220/0122167, 10006060/271120/0112402, 10006060/271221/3017675, 10006060/230321/0026967, 10006060/291121/3004706, 10006060/230821/0084721, 10006060/230821/0084779, 10006060/240821/0085139, 10006060/291121/3004928, 10006060/250521/0050422, 10006060/070621/0055799, 10006060/280621/0063695, 10006060/280621/0063704, 10006060/151121/0116814, 10006060/261021/0109958, 10006060/231220/0121874, 10006060/260321/0028400, 10006060/260321/0028498 на вывоз в таможенной процедуре экспорта товара: "Фракция ароматических углеводородов", изготовленного по ТУ 2411-036-48418772-2013 с применением кода 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с августа 2020 по февраль 2022.
После фактического вывоза товаров по указанным ВТД, общество подало в период с февраля 2021 по март 2022 полные декларации N 10006060/011221/3005970, 10006060/050421/0032427, 10006060/080621/0056304, 10006060/120221/0012947, 10006060/130721/0069677, 10006060/160321/0024193, 10006060/240521/0050239, 10006060/300421/0042496, 10006060/040621/0055225, 10006060/050421/0032433, 10006060/050721/0066793, 10006060/051021/0102063, 10006060/060721/0067409, 10006060/080621/0056432, 10006060/081121/0114389, 10006060/090221/0011569, 10006060/110621/0057788, 10006060/120221/0012999, 10006060/120221/0013034, 10006060/120721/0069181, 10006060/131221/3010278, 10006060/131221/3010348, 10006060/131221/3010364, 10006060/150621/0058792, 10006060/160321/0024124, 10006060/160321/0024147, 10006060/160321/0024198, 10006060/170122/3003296, 10006060/170521/0047451, 10006060/190421/0037446, 10006060/210322/3026642, 10006060/210621/0060990, 10006060/220222/3017647, 10006060/221121/3001673, 10006060/221121/3001700, 10006060/230821/0084585, 10006060/231121/3002297, 10006060/240222/3018186, 10006060/240521/0050244, 10006060/240821/0085126, 10006060/240821/0085133, 10006060/240921/0097426, 10006060/240921/0097472, 10006060/260122/3007118, 10006060/260122/3007169, 10006060/260421/0040011, 10006060/280621/0063823, 10006060/290621/0064380, 10006060/300421/0042525 в ЦЭТ на товар.
В ответ ЦЭТ направила обществу, решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС РКТ-10006060-21/000744, РКТ-10006060-21/000178, РКТ-10006060-21/000179, РКТ-10006060-21/000337, РКТ10006060-21/000338, РКТ-10006060-21/000070, РКТ-10006060-21/000073, РКТ10006060-21/000415, РКТ-10006060-21/000124, РКТ-10006060-21/000296, РКТ10006060-21/000297, РКТ-10006060-21/000242, РКТ-10006060-21/000243, РКТ10006060-21/000332, РКТ-10006060-21/000333, РКТ-10006060-21/000177, РКТ10006060-21/000394, РКТ-10006060-21/000395, РКТ-10006060-21/000601, РКТ10006060-21/000602, РКТ-10006060-21/000401, РКТ-10006060-21/000340, РКТ10006060-21/000674, РКТ-10006060-21/000675, РКТ-10006060-21/000057, РКТ10006060-21/000062, РКТ-10006060-21/000348, РКТ-10006060-21/000071, РКТ10006060-21/000066, РКТ-10006060-21/000067, РКТ-10006060-21/000409, РКТ10006060-21/000767, РКТ-10006060-21/000768, РКТ-10006060-21/000769, РКТ10006060-21/000770, РКТ-10006060-21/000771, РКТ-10006060-21/000355, РКТ10006060-21/000120, РКТ-10006060-21/000121, РКТ-10006060-21/000122, РКТ10006060-21/000123, РКТ-10006060-21/000118, РКТ-10006060-21/000119, РКТ10006060-22/000033, РКТ-10006060-22/000034, РКТ-10006060-21/000279, РКТ10006060-21/000280, РКТ-10006000-21/000031, РКТ-10006000-21/000032, РКТ10006060-22/000182, РКТ-10006060-22/000183, РКТ-10006060-21/000373, РКТ10006060-22/000126, РКТ-10006060-22/000127, РКТ-10006060-21/000706, РКТ10006060-21/000707, РКТ-10006060-21/000504, РКТ-10006060-21/000716, РКТ10006060-21/000717, РКТ-10006060-22/000132, РКТ-10006060-22/000133, РКТ10006060-21/000288, РКТ-10006060-21/000289, РКТ-10006060-21/000510, РКТ10006060-21/000511, РКТ-10006060-21/000509, РКТ-10006060-21/000575, РКТ10006060-21/000576, РКТ-10006060-21/000573, РКТ-10006060-21/000574, РКТ10006060-22/000057, РКТ-10006060-22/000059, РКТ-10006060-22/000060, РКТ10006060-21/000223, РКТ-10006060-21/000388, РКТ-10006060-21/000390, РКТ10006060-21/000391, РКТ-10006060-21/000247, которыми описание Товара, указанное в 31 графе ПВД, заменено на "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50%, полученный из битуминозных пород", а код ТН ВЭД 2707 50 900 0 заменён на код 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС; требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, которыми предписала обществу внести соответствующие изменения и уплатить таможенные платежи.
Общество представило в Таможню соответствующие корректировки к декларациям и уплатило вывозные таможенные пошлины, сборы и пени.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Таможенный орган в обоснование оспариваемых решений о классификации товаров и требований, ссылается на вступление в силу приказа ФТС N 550 от 19.06.2022 N550 "О внесении изменений в Разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС отдельных товаров, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N28" и необходимость классификации товаров в соответствии с указанным приказом, а также на то, что в товарную позицию 2707 ТН ВЭД ЕАЭС включаются лишь перечисленные в пункте (1) Пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС товары и аналогичные им (то есть те же самые бензол, толуол и т.д.), только полученные из другого сырья, в том числе из нефти, и только к таким аналогичным продуктам применимо ограничение по содержанию ароматических составных частей. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
Из приведённого описания товарной позиции 2707 следует, что к ней относятся 2 вида товаров: - Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; - Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Таким образом, из вышеуказанных положений ТН ВЭД следует, что при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара, последовательно выявляются следующие необходимые признаки товара, позволяющие отнести данный товар к подсубпозиции 2707 50 900 0 по ТН ВЭД: по содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических); по температуре выкипания более 65 об. % (смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об. % которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86); функциональное назначение/область применения (для прочих целей). Технические требования к ФАУ регламентируются ТУ 2411-036-48418772-2013.
В настоящем деле доля ароматических углеводородов в ФАУ превышала массу неароматических в каждой конкретной партии товаров по ПВД, ПДЗ, что подтверждаются сертификатами качества, которые приложены к декларациям (от 51 до 84 % объёма в зависимости от конкретной партии товара).
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (том I.) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Согласно ТУ 2411-036-48418772-2013, краткому описанию технологии приготовления ФАУ от 20.06.2022 16/1074, ФАУ получается в процессе переработки жидких продуктов пиролиза, бензола сырого и побочных продуктов нефтехимических производств, которые согласно указанных пояснений могут быть отнесены к любым другим процессам, поименованным в Пояснениях к ТН ВЭД, том 1, к товарной позиции 2707.
Таким образом, ФАУ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707, что следует из сертификатов качества на товар.
Согласно представленным сертификатам качества по всем ПВД, ПДЗ выполняется требование о выкипании более 65 % при 250 С (фактически - полностью); согласно раздела 1
Область применения
ТУ 2411-036-48418772-2013 на вышеуказанный Товар установлено следующее предназначение товаров: для получения нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, обладающих высокой растворяющей способностью как неполярных, так и полярных соединений, и полимеров, а также для нужд народного хозяйства и поставки на экспорт.
Указанная область применения отличается от области применения товарной подсубпозиции 2707 50 100 0 "--для использования в качестве топлива", в связи с чем указанная фракция ароматических углеводородов по функциональному назначению/основному применению соответствуют подсубпозиции 2707 50 900 0 "-- для прочих целей".
Таким образом, по своим физико-химическим характеристикам и области применения указанный Товар полностью соответствуют описанию подсубпозиции 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможня в РКТ при переклассификации ФАУ в товарную подсубпозицию 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС указала следующие сведения о товаре: "нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50 %, полученный из битуминозных пород. Представляет собой лёгкий дистиллят".
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации следующие продукты: нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 % массы или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты.
При этом в примечании N 2 к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что в товарной позиции "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 разъяснено, что в данную товарную позицию включаются: I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими, или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые). I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических; I. В) продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества II. Отработанные нефтепродукты.
Так же в Пояснениях к ТН ВЭД (последний абзац раздела I(Б) по товарной позиции 2710 отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707). Таким образом, основным различием между товарными группами 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Согласно рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (том I.) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
В соответствии с ТУ и сертификатами качества на Товар содержание ароматических составляющих во Фракции ароматических углеводородов превышает содержание неароматических, в связи с чем Товар в силу текста товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС ("аналогичные продукты в которых масса ароматических составляющих превышает массу неароматических") и примечания 2 к товарной группе 27 обоснованно классифицирован Обществом в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Доводы таможни о том, что перечисление ряда товаров в Пояснениях к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2707 означает закрытый список товаров, классифицируемых в 2707, и спорный товар не является аналогичным продуктом указанных товаров подлежит отклонению на основании следующего.
В тексте товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС указано: "масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", то есть текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает 2 вида товаров, которые могут классифицироваться в ней: масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических. Согласно пп. i) п. а) ч.1 ст.3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, закл. в Брюсселе 14.06.1983, каждая договаривающаяся сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован следующий товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об. %, которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °C по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)".
На возможность же классификации в товарной позиции 2707 аналогичных товаров, выработанных из нефти, прямо указано в Пояснениях к ТН ВЭД том I: "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при переработке нефти или при любом другом процессе".
Доводы Таможни о закрытом перечне также противоречат и Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), в которых даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснений к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. Например, "тяжелые масла" и "ароматические экстракты".
Таможенный орган указывает, что перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710, дополнен приказом ФТС N 550 от 19.06.2020 "О внесении изменения в разъяснения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных товаров, приведённые в приложении к приказу ФТС России от 14.01.2019 N 28" в отношении нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и содержащих более 50 масс. % ароматических составных частей.
Исходя из формулировки п.48.1 приказа ФТС N 550 для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий: А. товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород; Б. содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 мас. %.
Однако указанное разъяснение о классификации также не распространяется на спорный товар, поскольку последний хотя и содержит более 50 масс. % ароматических составных частей, тем не менее не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород: в пояснении к товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС (Пояснения к ТН ВЭД) подробно разъясняется, что следует понимать под "битуминозными породами" из которых извлекаются/получаются нефтепродукты: "в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путём деструктивной перегонки битуминозных пород". Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС выделяет следующие продукты: А) Сырая нефть - природный продукт, полученный из обычных или конденсатных залежей нефти; Б) Сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород - природные продукты, полученные путём деструктивной перегонки битуминозных пород (сланцы, известковые породы, песчаники).
Отличием между товарными позициями 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в товарной позиции 2709 классифицируются сырые продукты, а в 2710 эти же товары, но подвергнутые любым процессам переработки, кроме указанных в пояснении к товарной позиции 2709.
В связи с изложенным указанные пояснения к товарной позиции 2709 ТН ВЭД о содержании термина "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" являются применимыми к вопросу оценки правомерности классификации товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку под категорией "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не сырые" товарной позиции 2710 следует понимать "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые" товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС, прошедшие переработку.
Между тем как следует из описания технологии изготовления ФАУ, а также технологических справок о производстве товара, исходным сырьем для производства ФАУ являются абсорбент, смесь углеводородная, тяжелая пиролизная смола, фракция гексан-гептановая, пироконденсат, производимые компаниями, входящими в группу лиц ПАО "Сибур Холдинг" (ООО "Тольяттикаучук", ООО "ЗапСибНефтехим", ООО "Томскнефтехим" и пр.) и получаемые в результате химических превращений углеводородов, выделяемых из попутного нефтяного газа месторождений Западной Сибири.
В соответствии с вышеизложенным ФАУ не может являться "нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород, не сырым", в силу представленных Обществом документов, подтверждающих, что ни на одном из этапов производства Фракции ароматических углеводородов сырьём не являются "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые".
Пояснения к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и получение нефтепродуктов в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород: "В данную товарную позицию (2710) включаются: (А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные [А] путем перегонки или переработки сырой нефти, или [Б] сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые)".
Представленными материалами установлено из чего получена ФАУ, а также технология её производства. Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые (2709) или не сырые (2710), в указанной производственной цепочке отсутствуют.
Во-вторых, в учётной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "Углеводородное сырье; Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" (https://rfgf.ru/bal/itemview.php?iid=9871).
Указанное подтверждается как письмом Минэкономразвития России от 30.03.2007 N 4243-КА/Д18, так и тем, что помимо таможенного законодательства отдельные условия налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении битуминозных пород установлены налоговым законодательством.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации одним из видов добытых полезных ископаемых являются битуминозные породы, при добыче которых согласно пп. 5 п. 2 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ставка 6 процентов.
В соответствии с порядком составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216 в государственном балансе отражаются сведения о произошедших в отчётном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр.
Согласно государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации "Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" в Российской Федерации, представленному заявителем, в государственном балансе запасов значатся месторождения битумов, асфальтитов и битуминозных пород в Краснодарском крае, Самарской и Оренбургской областях.
Для производства ФАУ битуминозные породы не используются, согласно Краткому описанию технологии приготовления ФАУ от 20.06.2022 N 16/1074 первоначальным сырьём для ФАУ являются побочные продукты производств, основанных на химических превращениях углеводородов, выделяемых из попутного нефтяного газа месторождений Западной Сибири.
Доказательств обратного при вынесении решений и в рамках настоящего спора таможней не представлено.
Таким образом, нормативное правовое регулирование на уровне ТН ВЭД ЕАЭС и законодательства Российской Федерации разграничивает и отдельно учитывает нефть и битуминозные породы.
Все указанные месторождения расположены в Южном и Приволжском округах, а не в Западной Сибири. Причём, как следует из информации согласно сведений из государственного баланса запасов, указанные месторождения битуминозных пород не разрабатывались.
Таким образом, нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не являются сырьём и для получения ФАУ.
Приведённые обществом доказательства опровергают сведения о получении ФАУ из нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, или что ФАУ является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Положениями п. 1 ст. 6 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-О-О представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса ЕАЭС где указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможеннотарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Положения п. 17 ст. 102 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД, заявленные во временной декларации на товары: при декларировании товаров в порядке, установленном ч. ч. 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанных в списке товаров; в случаях, предусмотренных ч. 28 настоящей статьи; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Возможность изменения таможней кода ТН ВЭД при подаче ПВД по обоснованию принятия ФТС приказа N 550 после подачи ВТД и вывоза товаров в вышеуказанном перечне случаев отсутствует.
В силу п. 21 ст. 102 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Таможней не оспаривается, что вывоз фракции ароматических углеводородов по ВТД (10006060/280820/0080381, 10006060/120820/0074685, 10006060/280820/0080381, 10006060/280820/0080396) осуществлялся в период с августа 2020 года по 13.09.2020 Приказ ФТС N 550, на который ссылается Таможня, вступил в силу 14.09.2020. Согласно п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса ЕАЭС, если законодательством государств - членов в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно - тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Следовательно, применение положений пп. 48.1 разъяснений о классификации в редакции приказа ФТС России N 550 невозможно, так как изменение законодательства о классификации отдельных товаров после регистрации ВТД и фактического вывоза Товара через таможенную границу ЕАЭС не должно влечь за собой изменение кода ТН ВЭД в отношении товаров.
В рассматриваемом случае имела место следующая последовательность событий: в августе-сентябре 2020 обществом представлены ВТД 10006060/280820/0080381, 10006060/120820/0074685, 10006060/280820/0080381, 10006060/280820/0080396; с августа 2020 по 13.09.2020 общество осуществило фактический вывоз Товаров за пределы таможенной территории Союза; 14.09.2020 вступил в силу приказ ФТС России N 550; после указанной даты обществом представлены ПВД, на которые таможенный орган выставлены РКТ.
Таким образом, поскольку ВТД зарегистрированы, а ФАУ вывезена до внесения изменений приказом ФТС Россиии N 550, то при подаче ПВД, внесённые приказом ФТС России N 550 изменения, не подлежат применению в отношении деклараций, фактический вывоз товаров по которым за пределы таможенной территории Союза осуществлен до 14.09.2020, не только по основаниям того, что ФАУ не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, но и по причине недопустимости такого применения в силу п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Иные приведенные таможенным органом доводы судом оценены и проверены и сами по себе основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требованиях не являются.
Закрепление в ст. ст. 67 и 68 Федерального закона N 289-ФЗ сроков для возврата таможенных пошлин, не препятствует лицу обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности, в соответствии с положениями п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и продолжительности срока исковой давности в три года, в соответствии с положениями ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная позиция поддержана Верховным Судом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49, где указано, что при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет.
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата (п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49).
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
Таким образом, если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом первой инстанции исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-132050/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132050/2022
Истец: ООО "ЭКТОХИМ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ